Транспорт. Переход к индустриальному
развитию страны и края предопределил необходимость освоения природных
ресурсов, немыслимого без использования и развития транспорта. Имея
относительно развитые железнодорожный и водный транспорт, региону предстояло
создать принципиально новые для того времени виды транспорта — автомобильный и
авиационный.
Железнодорожный транспорт оставался основным видом транспорта,
соединяющим Восточную Сибирь с центральными и восточными районами страны. В
1932 — 1940 гг. железнодорожный грузооборот в Иркутской области увеличился в 3
раза. Среди перевозимых грузов преобладали уголь и лес.
Водный транспорт. В пределах области среди
основных водных путей озеро Байкал и река Ангара. Перевозки здесь осуществляло
Восточно-Сибирское речное пароходство. Объем перевозок ВСУРПа (по отправлению)
увеличился с 1933 по 1940 г.
с 87,3 до 501,8 тыс. тонн. Восточно-Сибирское пароходство в этот период
располагало 4 грузопассажирскими судами, 1 грузовым, 10 служебными и рейдоманевровыми.
Буксирный флот с 1933 по 1940
г. увеличился с 6 до 21 единицы, несамоходный — с 28 до
78 единиц. Одним из серьезных недостатков этого периода было
резкое отставание от планов и от потребностей перевозок нефтепродуктов, что
объясняется нехваткой нефтеналивного флота.
Автомобильный транспорт. Как система транспортного
обеспечения различных отраслей народного хозяйства региона автомобильный транспорт
формируется во второй половине 1930-х гг. Разумеется, в отдельных отраслях и
производствах (вывозка леса, строительство, снабжение и др.) автомобиль начал
использоваться много раньше.
При наличии единственной железной
дороги и громадных пространствах между водными путями автотранспорт очень
быстро приобрел исключительное значение. К этому периоду относится реконструкция
трактов Иркутск — Качуг, Иркутск — Олонки, Сибирский тракт «без крупных вложений
усиленным ремонтом также приведен в автопроезжее состояние».
Областное управление
автотранспорта было создано в 1939
г. В его ведении находилось 103 грузовых автомашины и
71 автобус. Уже курсируют маршрутные автобусы по Иркутску. Автобусное сообщение
соединяет Иркутск с Качугом, Усть-Ордой и Большой Речкой. Автотранспортными предприятиями
Иркутской области в 1940 г.
перевезено более 240 тыс. тонн грузов.
В декабре 1936 г. завершено
строительство железобетонного моста через реку Ангару в Иркутске, одного из
уникальных мостов того времени. Его строительство было начато в 1931 г. Авторы проекта
инженер П.Н. Поликарпов и архитектор И. А. Француз. Для того времени мост
являлся самым большим в стране железобетонным мостом, одним из самых длинных и
самых крупных по объему бетонных и железобетонных работ. Он отличался
оригинальностью технических и архитектурных решений, красотой и надежностью.
Его сооружением был решен целый комплекс транспортных, экономических, коммунальных
проблем, заметно сдерживавших развитие региона.
Воздушный транспорт. Освоение богатых природными
ресурсами громадных пространств Сибири в условиях практического бездорожья
очень быстро придало авиации особую значимость. В мае 1928 г. в Иркутске создано
Управление сибирских воздушных линий, и начинается прокладка первых трасс
регулярных сообщений с Бодайбо, Якутском, Москвой. В 1932 г. открыта трасса
Москва — Владивосток, освоение и обслуживание которой на участке Иркутск —
Могочи осуществляли иркутские авиаторы. В 1934 г. строятся аэропорты в
Иркутске, Ту луне, Голоустной. В 1930-е гг. открываются местные авиалинии,
обслуживающие основные горнопромышленные районы. Одним из таких запомнившихся
мамским слюдянщикам событий был прилет первого гидросамолета на Маму.
В 1929 г. управление
располагало 5 самолетами, в 1932
г. их стало 36, в 1937 г. — 89. В 1937 г. появились 4-моторные
самолеты типа Г-2 и гидросамолеты МП-1, оборудованные радиостанциями. По мере
освоения трасс и развития материально-технической базы Аэрофлота растут число
рейсов и объемы перевозок. В 1932 —1937 гг. количество рейсов увеличилось с 525
до 7889, грузов — с 53,9 до 2126,4 тонн, пассажиров — с 1296 до 8914 человек.
|