Процесс был закрытым, и все
обвиняемые приговорены к трехгодичной высылке из Иркутска в Енисейск и другие
места Сибири.
Период 1920-х —начала 1930-х
гг. был временем тяжелых испытаний для всех конфессий Иркутска. Сталинская
политика привела не просто к жестокому ограничению деятельности религиозных
обществ, но поставила под сомнение саму возможность их дальнейшего
существования. В этот период гонения коснулись не только православной церкви,
но и католиков, протестантов, мусульман, иудеев: у них отнимались священные реликвии
и церковная утварь, часто — то немногое из материальных церковных ценностей,
что связывало их с родиной предков.
В конце 1920-х гг. началось
разрушение церквей и других культовых сооружений. Так, в Иркутске на
пересечении улиц Пестеревской и Ивановской по пути на мелочный рынок стояла
изящная часовня. Вскоре она была снесена, и на ее месте в 1928 г. планировалось
поставить первый в городе памятник В.И. Ленину. В том же году была снесена
Градо-Иркутская Благовещенская церковь. В 1929—1930 гг. в Иркутске были
закрыты Петрово-Павловская и Ново-Соборная церкви, дом баптистов и мечеть. Если
в 1918 г.
в Иркутске было три монастыря, более 30 православных храмов, соборов, часовен,
около 20 домовых церквей, то к началу 1930-х гг. насчитывалось немногим более
десятка культовых сооружений, да и над ними нависла угроза уничтожения.
В начале 1930-х гг. в
определенных слоях населения как в деревне, так и в городе усиливается
раздражение по поводу отсутствия реальных результатов революции с ее
первоначальными установками на всеобщее равенство. Изменилась атмосфера и в
самой партии. Она оказалась переполненной людьми, желавшими обрести программу
радикального действия. Да и партийные верхи уже порядком устали от сотрясавших
партию в 1920-е гг. бесконечных дискуссий, от необходимости разбираться в
сложных нюансах, отличавших «правых» от «левых», «троцкистов» от «зиновьевцев»,
«зиновьевцев» от «бухаринцев». Всем хотелось как можно быстрее покончить с
личными разборками партийных вождей, обрести единого лидера, ясную цель, за
которую можно бороться привычными революционными методами.
Сталин очень хорошо уловил
настроение масс и партии и сумел повернуть народное недовольство в нужное ему
русло. Он заявил, что материальное положение народа не улучшается, потому что
страна наводнена «врагами» и «вредителями».
Вслед за этим в партийных
организациях Иркутска прошли массовые чистки, которые, впрочем,
распространились и на беспартийных работников государственных учреждений.
Критерии для обвинения были настолько размыты, что при желании мог быть
«вычищен» любой служащий. «Вычищали» «моральных разложенцев», «извратителей
советских законов, сросшихся с кулаками и нэпманами», «растратчиков»,
«взяточников», «саботажников», «вредителей», «лентяев» и так далее.
Значительная часть населения находилась под страхом быть «вычищенной» либо с
работы, либо из партии.
|