На территории иркутского
Знаменского монастыря в феврале 1920
г. разместили войсковые части, в составе которых были
монголы и китайцы. Для монахинь оставили только одно помещение. Монастырь стал
напоминать «военный лагерь с пушками, пулеметами и аэропланами». Последнее
пострижение в монастыре состоялось в 1921 г. Однако уже в 1923 г. функционировала
только приходская Знаменская церковь. Она оставалась действующей еще в течение
10 лет. В 1934 г.
монастырскую территорию передали под создание гидропорта, а сохранившиеся
здания использовали как контору, гараж, овощехранилище и склад.
Иркутский Князе-Владимирский
монастырь закрыли в 1922 г.
по указу епископа от обновленцев Николая. В 1928 г. в сохранившихся
зданиях разместили кавалерийский полк НКВД. Так все иркутские монастыри к 1934 г. оказались закрыты.
В 1922 г., после выхода
постановления ЦК РКП(б) от 23 февраля 1922 г., в Иркутске началось изъятие церковных
ценностей. Поводом для этого шага послужила необходимость борьбы с голодом,
разразившимся в Поволжье и других губерниях Европейской России. Однако
настоящей целью данной кампании стало стремление сделать невозможным проведение
нормальных богослужений. Получив распоряжение, губисполком направил
предписание духовенству епархии сдать предметы культа из драгоценных и
полудрагоценных материалов. Духовенство готово было пойти на уступки местной
администрации, но с определенными условиями. Их изложил иркутский архиепископ
Анатолий (Каменский). Они заключались в следующем: реализация ценностей и
доставка продовольствия в голодающие районы должны находиться под контролем
духовенства, часть средств, поступивших от реализации ценностей, должна
направляться на замену утраченных предметов, выполненных из недрагоценных
материалов. Позиция архиепископа оказалась неприемлемой для властей, так как
раздача продовольствия духовенством могла привести к росту авторитета церкви,
что было крайне нежелательно. Кроме того, не достигалась основная цель кампании.
Желая устранить главу иркутской церкви, власти обвинили его в саботаже, в
периодической печати развернулась волна обвинительных публикаций, логическим
завершением этой акции стал судебный процесс над архиепископом.
Иркутский архиепископ являлся
неординарной личностью, и его имя было известно далеко за пределами России.
Родился Анатолий (в миру Алексей Каменский) в 1863 г. в селе
Старо-Мертвищево Самарской губернии в семье дьякона. Образование он получил в
Самарском духовном училище, затем в семинарии. В 1881 г. его, как наиболее
способного ученика, направили в Петербургскую духовную академию «на казенный
кошт». Здесь Алексей Каменский познакомился и подружился с Василием Белавиным
(будущим патриархом Тихоном). После окончания обучения в 1886 г. он возвратился в
родную Самарскую епархию, где служил приходским священником. В 1898 г. Алексей Каменский
получил приглашение от В. Белавина стать миссионером в Алеутской и Аляскинской
епархии и уехал в Сан-Франциско. В Северной Америке он овдовел и принял
монашество. В 1907 г.
он получил новое назначение — викарием в Одесскую епархию и сан епископа.
Вернувшись в Россию, епископ Анатолий активно занялся политической
деятельностью. Он примкнул к «Союзу русского народа» и в 1912 г. был избран депутатом
IV Государственной думы. В 1914
г. он возглавил Томскую епархию, в годы Гражданской
войны поддерживал адмирала Колчака. В июне 1920 г. Анатолий получил
назначение в Иркутскую епархию и сан архиепископа. В трудные годы своего
существования иркутская кафедра получила волевого и деятельного руководителя,
немедленно приступившего к работе. Первой своей задачей он считал
необходимость помочь городскому духовенству. Для этого архиепископ организовал
вынос в сельские приходы чудотворных икон Казанской Божией Матери, Святого Иннокентия
и Святого Софрония для богослужений и крестных ходов. За совершенные требы
крестьяне давали продукты, которые распределялись среди городского духовенства,
оставшегося без средств к существованию.
Им также была высказана идея
об организации общества взаимопомощи духовенства.
|