Автор: С.М. Алексеев
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В послереволюционные годы
культурная жизнь Иркутска стала наполняться новым содержанием и новыми
ценностями. К ним приобщались тысячи прежде крайне далеких от культуры людей.
Принципиально изменилась материальная база культуры и система ее управления.
Выработанные в то время организационные и идеологические принципы культурного
строительства оставались без особых изменений до самого конца существования
советского государства. Все эти годы Иркутск был безусловным лидером культурного
развития Прибайкалья и укреплял свою роль одного из ведущих культурных центров
Сибири. Однако развитие культуры города имело свои взлеты и падения. Финансовый
кризис первой половины 1920-х гг. привел к серьезному упадку образования и
культуры. Достаточно свободное развитие культуры в 1920-е гг. сменилось в
1930-е гг. свертыванием демократических начал, созданием полностью
подконтрольных коммунистической партии творческих союзов и организаций.
Одним из первых решений
советского руководства в Иркутске в культурной сфере стала ликвидация в
феврале 1920 г.
Министерства народного просвещения правительства Колчака. Все отделы образования
и учебные заведения гражданских и военных ведомств переданы в Комиссариат народного
просвещения, вскоре преобразованный в губернский отдел народного образования
под руководством Д.К. Чудинова. Губоно сосредоточил в себе наиболее квалифицированные
кадры и стал своеобразным штабом по проведению культурной политики в губернии.
В его ведении находилось среднее и профессиональное образование, внешкольное
просвещение детей и взрослых, библиотечное, архивное, издательское дело, музеи,
театры и др. В силу неразвитости коммуникаций с уездами, основная работа
губоно сосредотачивалась в Иркутске.
В 1920-е гг. на смену дореволюционной
образовательной системе должна была прийти «новая школа», которая мыслилась
как единая, трудовая, политехническая, то есть она должна была соблюдать
последовательность содержания обучения на всех ступенях от детского сада до
университета, участвовать в общественно полезном труде, давать начальные производственные
знания и навыки. Учителя должны были стать проводниками новых идей и новой
социальной политики.
Неоднозначно было воспринято
населением распоряжение губревкома об отмене преподавания Закона Божьего во
всех учебных заведениях. Еще в течение нескольких лет отдел народного
образования и Иркутская ВЧК отмечали случаи прекращения школьных занятий во
время церковных праздников. Распоряжениями местных властей были закрыты многие
церковно-приходские школы, епархиальное училище, Иркутская духовная семинария и
Иркутское мужское духовное училище. Как не отвечающие духу времени, были
закрыты женский институт, кадетский корпус, учительская семинария.
Сеть школ была неустойчивой. В
1921/22 учебном году в Иркутске действовала 61 школа первой и второй ступеней,
в которых обучалось 10718 учащихся (до кризиса, в 1920/21 учебном году,
обучалось 15000 детей). Многие школы были «карликовыми» — на 80—100 человек.
Широко распространились национальные школы, в том числе татарские, бурятские,
польские, украинские, латышские, эстонские, корейские, эвенкийские, тофаларские
и др.
Крайне негативно на развитии
системы образования сказался экономический кризис первого периода НЭПа. В эти
годы произошел отказ от идеи преимущественно государственного финансирования
системы образования и всеобщей его доступности. В одной из статей того времени
говорилось, что «государство настолько обнищало, что нынче оно школу обеспечить
даже необходимыми предметами обучения не может». В этих условиях население обязывалось
содержать школы и учителей на свои средства и воспринимало это негативно. Те же
процессы были характерны и для других отраслей культуры. В первые годы
советской власти зрелищные учреждения были бесплатными, как некогда в Римской
империи. Но в годы кризиса пришлось посещение театров, кино, подписку на газеты
и журналы сделать платными. В деятельность учреждений культуры стали внедряться
элементы хозрасчета и самоокупаемости. В 1922 г. было принято решение о платности и
обязательности обучения детей в школе. В Иркутске до 80 % населения вносили
плату за обучение, выплаты на одного ученика составляли от 3 до 5 золотых
рублей в месяц. Положение учительства в годы кризиса было незавидным. Зачастую
натуральное самообложение принимало форму подачки учителям, бывало, родители
учеников им указывали, что и как преподавать.
Спад кризисных лет удалось
преодолеть только в середине 1920-х гг. В 1927 г. в 27 школах города
обучалось 11586 человек. Из них детей рабочих 4377, крестьян 575, служащих
3868, кустарей и ремесленников 998, инвалидов труда 477, прочих 1134. Курс на
масштабное строительство школ и увеличение охвата школами учащихся в 1930-х гг.
принес результат. На начало 1939/40 учебного года в городе в 57 школах обучалось
38503 учащихся.
1920-е гг. стали временем
многочисленных образовательных экспериментов. В 1930-е гг. школа вернулась к
твердым программам, строгому расписанию, к уроку как основной форме обучения.
Перед школами города была поставлена задача введения всеобщего неполного
среднего образования в объеме семилетки. Кардинальные изменения произошли в
предметах обществоведческого цикла, развивалось краеведение. Особых успехов на
этом поприще добилась Иркутская опытно-показательная коммуна имени Н.К. Крупской.
Однако в целом качество обучения оставалось низким. Объяснялось это прежде всего
неподготовленностью к педагогической работе большей части учителей. В январе 1922 г. из 519
преподавателей школ высшее образование имело только 10 % учителей, среднее — 85
%, низшее — 5 %. Для исправления данной ситуации была создана система повышения
квалификации учителей, включая совпартшколы, комвузы, институт повышения
квалификации кадров народного образования. Любопытно, что Иркутск был одним из
зачинателей специальных педагогических изданий. С 1920 г. здесь издавался
педагогический журнал «Пролетарская культура». Постоянно предпринимались шаги
по улучшению материального положения учительства. Для заполнения учительских
вакансий практиковалось возвращение лиц, имеющих педагогическое образование, в
школы. Но до конца решить проблему с дефицитом кадров не удалось. С 1936 г. началась аттестация
учителей с присвоением им званий «учитель начальной школы», «учитель средней
школы», «заслуженный учитель школы». На прошедшем Всесоюзном конкурсе по
написанию учебника по истории СССР иркутский ученый М.А. Гудошников получил
поощрительную премию.
|