Наполнена была школьная жизнь
и борьбой с проявлениями «схоластики, формализма и бюрократизма старой школы»,
с «лженаукой педологией», а в конце 1930-х с «врагами народа» как среди руководителей
облоно, так и среди простых учителей.
Особой страницей культурной
жизни Прианагрья в 1920—1930 гг. является ликвидация безграмотности среди
взрослого населения. С 1 мая 1920
г. все взрослое население Иркутска и его пригородов с 17
до 50 лет обязывалось пройти обучение в течение 15 месяцев. В порядке трудовой
повинности привлекались преподаватели всевозможных гражданских и военных
учреждений, студенты университета. К нежелавшим обучаться предпринимались
жесткие, но малоэффективные административные меры, вплоть до принудительных работ.
24 декабря 1920 г. была организована
чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности в губернии (ИргубграмЧК).
28 января 1921 г.
губревком распорядился начать обучение всех неграмотных губернии в возрасте
от 14 до 50 лет. На следующий день в Иркутске открылись первые краткосрочные
губернские курсы по подготовке инструкторов по ликвидации безграмотности7.
В ликпунктах изучались родной язык (чтение и письмо), арифметика, начала
политграмоты.
На 1 июня 1924 г. в Иркутске
действовало 28 ликпунктов, где обучалось 744 человека. Проблема безграмотности
в Иркутске стояла не так остро, как в сельских районах губернии. На 9-й
губернской партийной конференции в 1923 г. говорилось, что в губернии 30,36 %
грамотных людей, в Иркутске уровень грамотности составлял до 61 %.
Сроки ликвидации
безграмотности постоянно переносились из-за естественного роста числа неграмотных
и рецидивов неграмотности. Успехи же кампании широко пропагандировались. Так,
рабочий А. Забродин во время проведения 1 мая 1925 г. в губернии праздника
грамоты писал, что после окончания Иркутской школы грамоты он «стал хорошо
читать и писать, и разбираться с некоторыми вопросами... Сейчас я себя чувствую
очень свободно и хорошо».
Обучение неграмотных было
главной целью культпохода, начавшегося в крае в ноябре 1928 г. Граждане перечисляли
на ликбез средства и публиковали вызовы своим товарищам с предложением сделать
то же самое. «Восточно-Сибирская правда» организовала посредническое бюро по
ликбезу, в котором малограмотный мог найти себе учителя.
С 1936 г. программа школ для
малограмотных начала приводиться в соответствие с программой начальной школы.
Малограмотными стали считаться те, кто не имел знаний в объеме четырехлетки.
В 1920— 1930-е гг.
сформировалась устойчивая система профессионально-технического образования,
просуществовавшая без значительных изменений до 1950-х гг. Основной ее задачей
была подготовка техников, агрономов, фельдшеров и медицинских сестер, учителей
начальных классов и др. Средняя специальная школа рассматривалась как наиболее
массовый источник кадров для восстановления и развития производительных сил
общества.
В начале 1920-х гг. в Иркутске
было открыто множество учреждений профессионально-технического образования.
Большинство из них открывалось на базе существовавших еще до Гражданской войны
учебных заведений. 11 сентября 1920
г. открылся Иркутский политехникум повышенного типа с
трехлетним курсом обучения. Его основой послужили техническое и промышленное
училища. Политехникум включал в себя механическое,
архитектурно-инженерно-строительное, горнозаводское, химическое, лесное,
подготовительное отделения. В июле 1921 г. Политехникум был официально утвержден
как Практический Политехнический институт. В 1922 г. в нем обучалось 800
студентов. В 1921 г.
на базе бывшего ремесленного училища была открыта Иркутская
профессионально-техническая школа подростков (рабочий техникум),
специализировавшаяся на металлообрабатывающей, деревообделочной, кожевенной,
швейной специальностях. В том же году открылся Иркутский вечерний
лесотехникум.
Бывшая учительская семинария
была преобразована в Иркутский опытный педагогический техникум, бывшая военная
фельдшерская школа стала Иркутской фельдшерской школой. На базе низшей акушерско-фельдшерской
школы был открыт Иркутский медицинский техникум, находившийся под наблюдением
профессуры медицинского факультета Иргосуна. Также в городе действовали
Иркутские землемерные курсы, Иркутские курсы нарсвязи, Иркутская драматическая
школа, Иркутская первая художественная мастерская-студия, курсы строительных
десятников.
Интереснейшей страницей
становления музыкального образования явилась организация в Иркутске первого в
стране музыкального университета, ректором которого стала Е.Г. Городецкая, чья
музыкальная школа в течение 20 лет до революции пользовалась всероссийской
известностью. Были открыты 5 отделений: фортепьянное, вокальное, оркестровое,
общеобразовательное, музыкальной науки и композиции. В университете работало
100 преподавателей, обучавших до 2 тыс. человек. Экономические трудности не
позволили продолжиться данному начинанию в полной мере. С января по апрель 1922 г. университет
просуществовал в виде Сибирской консерватории и был закрыт. 9 сентября 1922 г. начал свою жизнь
музыкальный техникум.
Экономический кризис тяжело
сказался на профессиональной школе. Тем не менее учреждения профобра находились
в более благоприятном положении, чем общеобразовательные школы, так как им
серьезную помощь оказывали заинтересованные промышленные предприятия. Контингент
учительского персонала в учреждениях, подведомственных профобру, был по
сравнению с другими сферами образования достаточно высок. Так лиц с высшим
образованием в 1923 г.
было 40 %, с незаконченным высшим — 23 %, со средним образованием — 37 %.
|