Литературная жизнь Иркутска
после Гражданской войны представляла собой довольно пеструю картину из
различных идейных и эстетических течений. Весной 1920 г. возникло первое
литературное объединение «Барка поэтов», в которое вошли сторонники
пролетарского направления — Н. Хребтовский, И. Славнин, поэтесса-футуристка
Нибу, эстет А. Мейсельман и многие другие.
В 1921 г. ведущие поэты
«Барки» издали сборник стихов «Отзвуки» в помощь голодающим Поволжья. Они
охотно шли в рабочие молодежные клубы, на предприятия, в учебные заведения с
чтением своих произведений и классики. К началу 1923 г. «Барка» распалась. В
новое Иркутское литературно-художественное объединение (ИЛХО) вошли Д.
Алтаузен, М. Скуратов-Бельский, В. Друзин, И. Молчанов-Сибирский, Скрыльев
(Томский), И. Уткин, А. Гофман, Е. Пирожков и др. В 1923 г. илховцы издавали
журнал «Красные зори», боролись с нэпманщиной, «гнилой буржуазной идеологией»,
противопоставляя ей здоровую пролетарскую, считали себя провозвестниками новой
культуры. В 1923—1924 гг. были выпущены сборники «Май» и «Ильичу». Последний
стал одним из самых ранних творений, посвященных Ленину. В середине 1920-х гг.
в объединение пришли молодые поэты Е. Жилкина, В. Непомнящих, Л. Черноморцев.
С их участием вышел сборничек «Стихи», а 1927 г. сборник «Иркутские поэты», посвященный
революции и Гражданской войне. В 1931
г. в Иркутск приехали И. Луговской, К. Седых, А. Ольхон,
П. Петров.
Старейшим сибирским писателем
Исааком Гольдбергом был создан цикл рассказов и повестей о Гражданской войне
«Путь, не отмеченный на карте». В 1924 г. его рассказ «Бабья печаль» получил
первую премию на конкурсе журнала «Красная нива».
В предвоенные годы в Иркутске
вышло около 10 различных литературно-художественных альманахов и сборников, посвященных
героическому труду первых пятилеток. С 1931 по 1935 г. выходил журнал
«Будущее Сибири». С 1930 г.
в Приангарье действовала иркутская группа Сибирского отделения Литературного
объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ). К 1931 г. оформилась Восточно-Сибирская
ассоциация пролетарских писателей. Достаточно свободное развитие различных стилей
и направлений, характерное для 1920-х гг., было решительно свернуто после
выхода Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Все литературные общества стали объединяться в единый Союз советских писателей.
С 5 по 9 февраля 1935 г.
прошла первая краевая конференция писателей, образовавшая Иркутское отделение
союза. В его правление вошли М. Басов, И. Молчанов, И. Гольдберг и др. В 1935 г. издание «Будущая
Сибирь» было переименовано в «Новую Сибирь», где впервые опубликовались поэты
В. Конев, Л. Огневский, прозаик Г. Кунгуров. Вокруг журнала сплачивались
многочисленные литературные объединения, которых только в Иркутске было более
20. В то же время под жесточайшим запретом оказался целый ряд тем. Партийные
органы и цензура бдительно следили за этим. Все литературные направления, кроме
социалистического реализма, не получили своего развития. Нередки стали конъюнктурные
издания, посвященные годовщинам Октябрьской революции или прославлению
деятельности ВКП(б), а обрушившиеся репрессии 1930-х гг. физически устранили
всех недовольных и несогласных с «линией партии».
Исключительно популярен был
театр. 5 марта 1920 г.
все городские театры и кинематографы губернии были национализированы.
Комиссаром по театральным делам стал актер драматического театра СИ. Прокофьев.
Театр демократизировался. Залы заполнили рабочие, красноармейцы. В 1920 г. 50 % билетов в
советские театры распределялись по сниженным ценам через рабочие организации
профессиональных союзов, рабочие клубы, военные ведомства, советские
учреждения. Ставились классические пьесы А. Грибоедова, А. Островского, М.
Горького, произведения Л. Толстого, И. Шиллера, Г. Ибсена. Репертуарные планы
театров утверждались партийными комитетами. В марте 1920 г. был создан
губернский передвижной театр. Действовали Советский театр, Народный дом, Театр
революционной сатиры, военный театр. В 1921 г. был создан Молодой театр, поставивший первую
советскую революционную пьесу В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Позднее, в 1928 г., был создан театр
рабочей молодежи, а в 1937 г.
на его базе открылся театр юного зрителя (ТЮЗ).
1 мая 1921 г. на площади имени III
Интернационала (площадь Кирова) был инсценирован «Штурм Бастилии», постановкой
которого занимался Н.П. Охлопков. В 1926 г. Е.П. Медведев поставил массовое
представление «Пути к мировому Октябрю». В состоявшейся позднее постановке
«Штурм Зимнего» участвовало до 2500 человек.
В 1930 г. в Иркутске
стационировался Сибирский экспериментальный театр. Главным режиссером его был
Н.Н. Буторин. Театр ставил спектакли о борьбе с кулачеством: «Ярость»
Яновской, пьесу Погодина о буднях молодой страны «Мой друг», пьесу
«Аристократы» о перековке уголовников и бандитов в активных строителей
коммунизма, а также множество классических пьес. В 1940 г. исполком Иркутского
областного Совета депутатов трудящихся наградил актеров почетными грамотами за
спектакль «Ленин в 1918 году».
В предвоенные годы Иркутский
театр все чаще обращался к патриотической теме. Режиссером Медведевым был
поставлен спектакль «Петр I», успехом пользовался спектакль «Кутузов». Слова
Багратиона, обращенные к солдатам: «Отдайте все, но Родины и чести не
отдавайте никому!» — зрительный зал встречал бурными овациями.
|