Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 19.05.2024, 23:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.)


Становление социалистической культуры - 5
Литературная жизнь Иркутска после Гражданской войны представляла собой довольно пеструю картину из различных идейных и эстетических течений. Весной 1920 г. возникло первое литературное объединение «Бар­ка поэтов», в которое вошли сторонники пролетарского направления — Н. Хребтовский, И. Славнин, поэтесса-футуристка Нибу, эстет А. Мейсельман и многие другие.
В 1921 г. ведущие поэты «Барки» издали сборник стихов «Отзвуки» в помощь голодающим Поволжья. Они охотно шли в рабочие молодежные клубы, на предприятия, в учебные заведения с чтени­ем своих произведений и классики. К началу 1923 г. «Барка» распалась. В новое Иркутское литературно-художественное объединение (ИЛХО) вош­ли Д. Алтаузен, М. Скуратов-Бельский, В. Друзин, И. Молчанов-Сибирс­кий, Скрыльев (Томский), И. Уткин, А. Гофман, Е. Пирожков и др. В 1923 г. илховцы издавали журнал «Красные зори», боролись с нэпманщиной, «гни­лой буржуазной идеологией», противопоставляя ей здоровую пролетарс­кую, считали себя провозвестниками новой культуры. В 1923—1924 гг. были выпущены сборники «Май» и «Ильичу». Последний стал одним из самых ранних творений, посвященных Ленину. В середине 1920-х гг. в объедине­ние пришли молодые поэты Е. Жилкина, В. Непомнящих, Л. Черноморцев. С их участием вышел сборничек «Стихи», а 1927 г. сборник «Иркутские поэты», посвященный революции и Гражданской войне. В 1931 г. в Иркутск приехали И. Луговской, К. Седых, А. Ольхон, П. Петров.
Старейшим сибирским писателем Исааком Гольдбергом был создан цикл рассказов и повестей о Гражданской войне «Путь, не отмеченный на кар­те». В 1924 г. его рассказ «Бабья печаль» получил первую премию на кон­курсе журнала «Красная нива».
В предвоенные годы в Иркутске вышло около 10 различных литератур­но-художественных альманахов и сборников, посвященных героическому труду первых пятилеток. С 1931 по 1935 г. выходил журнал «Будущее Си­бири». С 1930 г. в Приангарье действовала иркутская группа Сибирского отделения Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ). К 1931 г. оформилась Восточно-Сибирская ассоциация пролетарских писа­телей. Достаточно свободное развитие различных стилей и направлений, характерное для 1920-х гг., было решительно свернуто после выхода Поста­новления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных орга­низаций». Все литературные общества стали объединяться в единый Союз советских писателей. С 5 по 9 февраля 1935 г. прошла первая краевая кон­ференция писателей, образовавшая Иркутское отделение союза. В его прав­ление вошли М. Басов, И. Молчанов, И. Гольдберг и др. В 1935 г. издание «Будущая Сибирь» было переименовано в «Новую Сибирь», где впервые опубликовались поэты В. Конев, Л. Огневский, прозаик Г. Кунгуров. Вок­руг журнала сплачивались многочисленные литературные объединения, ко­торых только в Иркутске было более 20. В то же время под жесточайшим запретом оказался целый ряд тем. Партийные органы и цензура бдительно следили за этим. Все литературные направления, кроме социалистического реализма, не получили своего развития. Нередки стали конъюнктурные из­дания, посвященные годовщинам Октябрьской революции или прославле­нию деятельности ВКП(б), а обрушившиеся репрессии 1930-х гг. физичес­ки устранили всех недовольных и несогласных с «линией партии».
Исключительно популярен был театр. 5 марта 1920 г. все городские те­атры и кинематографы губернии были национализированы. Комиссаром по театральным делам стал актер драматического театра СИ. Прокофьев. Театр демократизировался. Залы заполнили рабочие, красноармейцы. В 1920 г. 50 % билетов в советские театры распределялись по сниженным ценам через рабочие организации профессиональных союзов, рабочие клу­бы, военные ведомства, советские учреждения. Ставились классические пьесы А. Грибоедова, А. Островского, М. Горького, произведения Л. Толс­того, И. Шиллера, Г. Ибсена. Репертуарные планы театров утверждались партийными комитетами. В марте 1920 г. был создан губернский пере­движной театр. Действовали Советский театр, Народный дом, Театр рево­люционной сатиры, военный театр. В 1921 г. был создан Молодой театр, поставивший первую советскую революционную пьесу В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Позднее, в 1928 г., был создан театр рабочей молодежи, а в 1937 г. на его базе открылся театр юного зрителя (ТЮЗ).
1 мая 1921 г. на площади имени III Интернационала (площадь Кирова) был инсценирован «Штурм Бастилии», постановкой которого занимался Н.П. Охлопков. В 1926 г. Е.П. Медведев поставил массовое представле­ние «Пути к мировому Октябрю». В состоявшейся позднее постановке «Штурм Зимнего» участвовало до 2500 человек.
В 1930 г. в Иркутске стационировался Сибирский экспериментальный театр. Главным режиссером его был Н.Н. Буторин. Театр ставил спектак­ли о борьбе с кулачеством: «Ярость» Яновской, пьесу Погодина о буднях молодой страны «Мой друг», пьесу «Аристократы» о перековке уголовни­ков и бандитов в активных строителей коммунизма, а также множество классических пьес. В 1940 г. исполком Иркутского областного Совета де­путатов трудящихся наградил актеров почетными грамотами за спектакль «Ленин в 1918 году».
В предвоенные годы Иркутский театр все чаще обращался к патриоти­ческой теме. Режиссером Медведевым был поставлен спектакль «Петр I», успехом пользовался спектакль «Кутузов». Слова Багратиона, обращен­ные к солдатам: «Отдайте все, но Родины и чести не отдавайте нико­му!» — зрительный зал встречал бурными овациями.
Категория: Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.) | Добавил: anisim (09.05.2011)
Просмотров: 2142 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>