Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » История Байкала


Коренные жители Прибайкалья - буряты. Часть 1

Человек появился на земле Прибайкалья в древне­каменном веке - палеолите. Остались многочисленные исторические и культурные памятники, относящиеся к этой эпохе: стоянки, погребальные городища, наскальные рисунки, культовые места, оросительные системы и т.п. Самыми древними из них являются стоянки людей эпо­хи палеолита, обнаруженные близ сел Мальта, Буреть, у горы Манхай.

В эпоху неолита и бронзы сложились отдельные протобурятские, тунгусские и тюркоязычные племена. В железном веке, раннем и развитом средневековье (I тыся­челетие до н.э. - X в.н.э.) земли Прибайкалья были заня­ты тюрко- и монголоязычными племенами - курыканами, байырку, хори и т.п. Рядом с ними жили предки современ­ных эвенков. К наиболее характерным памятникам этого периода относятся городища, оросительные системы, по­гребения, петроглифы, получившие общее определенное название «курумчинские» по названию улуса Курумчи, вблизи которого их открыл известный этнограф Б.Э. Пе­три (1913-1916 гг.).

Носителями курумчинской культуры являлись ку-рыканы, представлявшие собой союз трех племен. Куры-канские племена занимали в V-X вв. все Прибайкалье, включая восточное побережье Байкала. Для своего вре­мени они представляли высокоразвитый народ, занимав­шийся скотоводством, земледелием, охотой, рыболов­ством.

Большое значение в жизни курыкан имели различные ремесла. Но главным из них было кузнечное искус­ство: они прекрасно выделывали всевозможные ножи, наконечники стрел, копий, стремена, предметы быта и украшения.

У курыкан существовали многочисленные поселе­ния, городища и укрепленные пункты, особенно много их на о. Ольхон. Курыканы оставили прекрасные на­скальные рисунки, богатые по содержанию и обладаю­щие высоким художественным достоинством.

Курыканы поддерживали широкие политические и культурные связи с другими народами не только Байкаль­ского региона, но и Центральной Азии, Южной Сибири.

В X-XI вв. нашей эры в период подъема и владыче­ства монголов, когда войны в Центральной Азии и Юж­ной Сибири приобрели постоянный и широкомасштаб­ный характер, вызывая крупные переселения народов и племен и их смешение, часть курыкан ушла на север и постепенно образовала якутскую народность, другая часть, оставшись на месте, омонголилась и вошла в со­став будущего бурятского этноса.

До вхождения в состав Русского государства буря­ты подразделялись на родоплеменные общности. Наибо­лее крупными из них в Прибайкалье считались булагаты, эхириты, хондогоры и икинаты. Рядом с ними обитали десятки мелких восточно- и западно-монгольских групп, прибывшие их Халки и Джунгарии в разные периоды, а также немногочисленные тунгусы (эвенки), тюрко-язычные тофалары и сойоты. В условиях пребывания в составе России монголо-язычные племена и роды по обе стороны Байкала, оторванные от монгольского суперэт­носа, консолидировались в единый народ - бурятский. При этом, однако, сохранились местные особенности культуры и языка (диалекты).

Сохранилось древнее предание, рассказывающее о первых бурятах, записанное известным археологом и этнографом Б.Э. Петри: «В Монголии жил царь Хартаге-хан (по другим версия Аю-хан). У него была очень кра­сивая дочь. Эту дочь полюбил сын Северного Огненно-Красного Неба, превратился в синего пороза - быка (с этих пор он называется Буха-нойон) и пришел в землю Хартаге-хана. Ночью он превращался в человека и ходил спать к дочери Хартаге-хана. От этой связи девушка за­беременела, и родила сына. После родов дочь Хартаге-хана взмолилась к сыну Северного Огненно-Красного Неба, чтобы он пришел и взял ребенка. Тот явился, взял мальчика и, заказав железную зыбку у семи священных кузнецов, положил туда ребенка и унес с собой. Найдя бычью борозду, он спрятал в нее мальчика и приставил сторожить небесного пороза. Между тем Буха-нойон продолжал жить в стаде Хартаге-хана, а по ночам наве­щал его дочь. Опять девушка забеременела, родила дочь. Взмолилась она Буха-нойону. Тот пришел, взял девочку, сплел из камыша зыбку и пустил ее плыть вниз по реке в море Байкал. Когда корзинка приплыла в море, то он поручил девочку Дален-эжину, хозяину моря, а сам вновь отправился жить в стадо Хартаге-хана. Опять девушка забеременела, опять она родила, но на этот раз мальчика и опять призвала Буха-нойона. Буха-нойон явился, сплел из камыша зыбку и препроводил тем же путем зыбку в море на попечение Дален-эжина.

Далеко на западе жил бурят Зоонхе; у него было семь сыновей; старший из них Шодо был шаманом и же­нат был на шаманке по имени Шопто. У них не было де­тей, но оба очень хотели иметь их. Однажды они стали шаманить и ворожить по бараньей лопатке и узнали, что существует ребенок, которого сторожит пороз. Шодо и Шопто отыскали этого ребенка и долго старались про­гнать Тенгерин-Тумыр-Хухе-Буха, но безуспешно. Тогда они достали Теегын-Тааже-Ерен-Буха (таежный пороз) и пустили его бодаться с небесным порозом. Небесный пороз убежал тогда на Тункинские горы, где превратил­ся в каменного пороза. Пока порозы бодались, шаман и шаманка украли зыбку с мальчиком, но, как они не стара­лись, никак не могли открыть ее. Тогда шаман принялся шаманить. Три дня шаманил и ничего не добился. Потом шаманка шаманила три дня. Окончив шаманить, она ска­зала, что эту зыбку сделали семь священных кузнецов и для того, чтобы открыть ее, надо исполнить следующий обряд: заколоть кочерика (годовалого теленка), взять его бедренную кость семген и соединить с ножом мадага. За­тем задать четыре вопроса и дать четыре ответа.

Первый вопрос: «Что в зыбку положить - нож или ребенка?»

Ответ: «Ребенка».

Второй вопрос: «Что в зыбку положить - кость или ребенка?»

Ответ: «Ребенка».

Третий вопрос: «Как положить - вверх головой или вниз головой»?

Ответ: «Вверх головой».

Четвертый вопрос: «Пегого коня и золотое одеяние отдашь?»

Ответ: «Отдам».

Так и поступили: кочерика закололи, богам - даятелям жизни - сделали жертвоприношение и «брызгали» их вином, четыре вопроса задали. Тогда люлька откры­лась. Ребенка вынули из люльки и воспитали. Назвали его Булгат, взятый из бычьей борозды.

Шаман и шаманка жили на берегу моря в том месте, где Ангара вытекает из Байкала. Булгат подрос и стал бе­гать по берегу моря; здесь к нему часто выходили из моря брат и сестра, и дети играли вместе. Узнав это, шаман и шаманка решили похитить детей. Шаманка приготовила тарык (простокваша), хурунгу (напиток из молока вроде кефира) и орхи (молочная водка) и, послав Булгата играть с детьми, велела ему хорошенько их угостить. Девочка поела тарык и хурунгу, но орхи пить не захотела. Маль­чики же напились, завернулись в войлок и уснули. Этого лишь ждали Шодо и Шопто и начали подкрадываться к детям. Девочка их заметила и стала будить брата, но не могла добудиться, и шаман с шаманкой схватили детей. Только тогда мальчик проснулся; он очень испугался и закричал: «Отец море, прими меня». Море поднялось и затопило похитителей до груди. Тогда шаманка стала мо­литься своим богам и обещала воспитать детей. Море от­ступило, но девочка превратилась в нерпу и ушла в море, а мальчик остался жить у шаманки. Уплывая, девочка на прощанье сказала брату: «Мне суждено было превра­титься в нерпу, а тебе суждено жить среди людей. Зовись Ихирит, что значит «найденный в воде», и давай мне сме­тану, молоко и тарык. Ихирит же взамен просил давать ему рыбу. Шаман и шаманка воспитали детей и от них пошли две ветви бурят: Булгаты (Булагаты) и Ихириты».

Бурят обычно делят на «западных» и «восточных». «Западные», или их еще иначе называют «иркутские» буря­ты, имеют общность в исторической судьбе, языке, культуре. М.В. Загоскин в своей книге «Иркутск и Иркутская гу­берния с очерком губерний и областей Сибири» (1870) отмечал: «Буряты Иркутские разделяются на девять по­колений, из которых каждое делится на роды или айма­ки.

1. Тункинские буряты живут по берегам Иркута; улусы их начинаются в 120 верстах от Иркут­ска. Они мало занимаются земледелием, но зато имеют огромные стада лошадей, коров и овец... Тункинских бурят считается до 11 тыс. человек об. пола.

2. Китойские буряты, численностью до двух тыс. человек обоего пола. Они разделяются на 14 айма­ков или родов. Эти буряты имеют всего более сходства с китайскими монголами, как в окладе лица, так и в языке и в образе жизни.

3. Кудинские по р. Куде и ее притокам. Улусы их начинаются к северу от Иркутска верстах в 40. Численность их простирается до 12 тыс. чело­век. Как самые близкие к городу, кудинские бу­ряты более всех обрусели. Почти все они знают русский язык, часто бывают в городе, многие занимаются плотничеством или живут в услу­жении, есть между ними и торгаши. Главное их занятие кроме земледелия - продажа сена.

4. Капсальские (около 3 500 чел.) в верховьях р. Куцы живут также как и кудинские.

5. Аларские (до 12 тыс. человек) живут влево от московского тракта, в низовьях Белой. Все они - буддисты, охотно занимаются земледелием, равно как и балаганские, и идинские.

6. Балаганские (17 600 чел.) по Ангаре, недалеко от г. Балаганска. Им принадлежат едва ли не са­мые лучшие земли в губернии.

7. Идинские (24 тыс.) живут по р. Иде, Осе и др. Они - шаманисты, имеют много пашен и боль­шие стада рогатого скота.

8. Верхоленские или Ленские (до 20 тыс. чел.) живут в верховьях Лены по рекам, в нее впадаю­щим, занимаются земледелием, скотоводством и охотой.

9. Ольхонские на о. Ольхон... живут отдельно и редко бывают у русских. Земледелием занима­ются мало, но имеют большие стада.

Есть еще несколько бурятских улусов (до 1500 чел.) в Нижнеудинском округе, влево от большой дороги. Они преимущественно скотоводы».

Читать дальше




Категория: История Байкала | Добавил: anisim (24.07.2010)
Просмотров: 6487 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>