Человек появился на земле Прибайкалья в древнекаменном
веке - палеолите. Остались многочисленные исторические и культурные памятники,
относящиеся к этой эпохе: стоянки, погребальные городища, наскальные рисунки,
культовые места, оросительные системы и т.п. Самыми древними из них являются
стоянки людей эпохи палеолита, обнаруженные близ сел Мальта, Буреть, у горы
Манхай.
В эпоху неолита и бронзы сложились отдельные
протобурятские, тунгусские и тюркоязычные племена. В железном веке, раннем и
развитом средневековье (I тысячелетие до н.э. - X в.н.э.) земли Прибайкалья
были заняты тюрко- и монголоязычными племенами - курыканами, байырку, хори и
т.п. Рядом с ними жили предки современных эвенков. К наиболее характерным
памятникам этого периода относятся городища, оросительные системы, погребения,
петроглифы, получившие общее определенное название «курумчинские» по названию
улуса Курумчи, вблизи которого их открыл известный этнограф Б.Э. Петри
(1913-1916 гг.).
Носителями курумчинской культуры являлись ку-рыканы,
представлявшие собой союз трех племен. Куры-канские племена занимали в V-Xвв. все Прибайкалье, включая восточное побережье
Байкала. Для своего времени они представляли высокоразвитый народ, занимавшийся
скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством.
Большое значение в жизни курыкан имели различные
ремесла. Но главным из них было кузнечное искусство: они прекрасно выделывали
всевозможные ножи, наконечники стрел, копий, стремена, предметы быта и украшения.
У курыкан существовали многочисленные поселения,
городища и укрепленные пункты, особенно много их на о. Ольхон. Курыканы
оставили прекрасные наскальные рисунки, богатые по содержанию и обладающие высоким
художественным достоинством.
Курыканы поддерживали широкие политические и
культурные связи с другими народами не только Байкальского региона, но и
Центральной Азии, Южной Сибири.
В X-XIвв.
нашей эры в период подъема и владычества монголов, когда войны в Центральной
Азии и Южной Сибири приобрели постоянный и широкомасштабный характер, вызывая
крупные переселения народов и племен и их смешение, часть курыкан ушла на север
и постепенно образовала якутскую народность, другая часть, оставшись на месте,
омонголилась и вошла в состав будущего бурятского этноса.
До вхождения в состав Русского государства буряты
подразделялись на родоплеменные общности. Наиболее крупными из них в
Прибайкалье считались булагаты, эхириты, хондогоры и икинаты. Рядом с ними
обитали десятки мелких восточно- и западно-монгольских групп, прибывшие их
Халки и Джунгарии в разные периоды, а также немногочисленные тунгусы (эвенки),
тюрко-язычные тофалары и сойоты. В условиях пребывания в составе России
монголо-язычные племена и роды по обе стороны Байкала, оторванные от
монгольского суперэтноса, консолидировались в единый народ - бурятский. При
этом, однако, сохранились местные особенности культуры и языка (диалекты).
Сохранилось древнее предание, рассказывающее о первых
бурятах, записанное известным археологом и этнографом Б.Э. Петри: «В Монголии
жил царь Хартаге-хан (по другим версия Аю-хан). У него была очень красивая
дочь. Эту дочь полюбил сын Северного Огненно-Красного Неба, превратился в
синего пороза - быка (с этих пор он называется Буха-нойон) и пришел в землю
Хартаге-хана. Ночью он превращался в человека и ходил спать к дочери
Хартаге-хана. От этой связи девушка забеременела, и родила сына. После родов
дочь Хартаге-хана взмолилась к сыну Северного Огненно-Красного Неба, чтобы он
пришел и взял ребенка. Тот явился, взял мальчика и, заказав железную зыбку у
семи священных кузнецов, положил туда ребенка и унес с собой. Найдя бычью
борозду, он спрятал в нее мальчика и приставил сторожить небесного пороза.
Между тем Буха-нойон продолжал жить в стаде Хартаге-хана, а по ночам навещал
его дочь. Опять девушка забеременела, родила дочь. Взмолилась она Буха-нойону.
Тот пришел, взял девочку, сплел из камыша зыбку и пустил ее плыть вниз по реке
в море Байкал. Когда корзинка приплыла в море, то он поручил девочку
Дален-эжину, хозяину моря, а сам вновь отправился жить в стадо Хартаге-хана.
Опять девушка забеременела, опять она родила, но на этот раз мальчика и опять
призвала Буха-нойона. Буха-нойон явился, сплел из камыша зыбку и препроводил
тем же путем зыбку в море на попечение Дален-эжина.
Далеко на западе жил бурят Зоонхе; у него было семь
сыновей; старший из них Шодо был шаманом и женат был на шаманке по имени
Шопто. У них не было детей, но оба очень хотели иметь их. Однажды они стали
шаманить и ворожить по бараньей лопатке и узнали, что существует ребенок, которого
сторожит пороз. Шодо и Шопто отыскали этого ребенка и долго старались прогнать
Тенгерин-Тумыр-Хухе-Буха, но безуспешно. Тогда они достали
Теегын-Тааже-Ерен-Буха (таежный пороз) и пустили его бодаться с небесным
порозом. Небесный пороз убежал тогда на Тункинские горы, где превратился в
каменного пороза. Пока порозы бодались, шаман и шаманка украли зыбку с
мальчиком, но, как они не старались, никак не могли открыть ее. Тогда шаман
принялся шаманить. Три дня шаманил и ничего не добился. Потом шаманка шаманила
три дня. Окончив шаманить, она сказала, что эту зыбку сделали семь священных
кузнецов и для того, чтобы открыть ее, надо исполнить следующий обряд: заколоть
кочерика (годовалого теленка), взять его бедренную кость семген и соединить с
ножом мадага. Затем задать четыре вопроса и дать четыре ответа.
Первый вопрос: «Что в зыбку положить - нож или
ребенка?»
Ответ: «Ребенка».
Второй вопрос: «Что в зыбку положить - кость или
ребенка?»
Ответ: «Ребенка».
Третий вопрос: «Как положить - вверх головой или вниз
головой»?
Ответ: «Вверх головой».
Четвертый вопрос: «Пегого коня и золотое одеяние
отдашь?»
Ответ: «Отдам».
Так и поступили: кочерика закололи, богам - даятелям
жизни - сделали жертвоприношение и «брызгали» их вином, четыре вопроса задали.
Тогда люлька открылась. Ребенка вынули из люльки и воспитали. Назвали его Булгат,
взятый из бычьей борозды.
Шаман и шаманка жили на берегу моря в том месте, где
Ангара вытекает из Байкала. Булгат подрос и стал бегать по берегу моря; здесь
к нему часто выходили из моря брат и сестра, и дети играли вместе. Узнав это, шаман
и шаманка решили похитить детей. Шаманка приготовила тарык (простокваша),
хурунгу (напиток из молока вроде кефира) и орхи (молочная водка) и, послав
Булгата играть с детьми, велела ему хорошенько их угостить. Девочка поела тарык
и хурунгу, но орхи пить не захотела. Мальчики же напились, завернулись в
войлок и уснули. Этого лишь ждали Шодо и Шопто и начали подкрадываться к детям.
Девочка их заметила и стала будить брата, но не могла добудиться, и шаман с
шаманкой схватили детей. Только тогда мальчик проснулся; он очень испугался и
закричал: «Отец море, прими меня». Море поднялось и затопило похитителей до
груди. Тогда шаманка стала молиться своим богам и обещала воспитать детей.
Море отступило, но девочка превратилась в нерпу и ушла в море, а мальчик
остался жить у шаманки. Уплывая, девочка на прощанье сказала брату: «Мне
суждено было превратиться в нерпу, а тебе суждено жить среди людей. Зовись
Ихирит, что значит «найденный в воде», и давай мне сметану, молоко и тарык.
Ихирит же взамен просил давать ему рыбу. Шаман и шаманка воспитали детей и от
них пошли две ветви бурят: Булгаты (Булагаты) и Ихириты».
Бурят обычно делят на «западных» и «восточных».
«Западные», или их еще иначе называют «иркутские» буряты, имеют общность в
исторической судьбе, языке, культуре. М.В. Загоскин в своей книге «Иркутск и
Иркутская губерния с очерком губерний и областей Сибири» (1870) отмечал:
«Буряты Иркутские разделяются на девять поколений, из которых каждое делится
на роды или аймаки.
1. Тункинские буряты живут по берегам Иркута; улусы их
начинаются в 120 верстах от Иркутска. Они мало занимаются земледелием, но зато
имеют огромные стада лошадей, коров и овец... Тункинских бурят считается до 11
тыс. человек об. пола.
2. Китойские буряты, численностью до двух тыс. человек
обоего пола. Они разделяются на 14 аймаков или родов. Эти буряты имеют всего
более сходства с китайскими монголами, как в окладе лица, так и в языке и в
образе жизни.
3. Кудинские по р. Куде и ее притокам. Улусы их начинаются
к северу от Иркутска верстах в 40. Численность их простирается до 12 тыс. человек.
Как самые близкие к городу, кудинские буряты более всех обрусели. Почти все
они знают русский язык, часто бывают в городе, многие занимаются плотничеством
или живут в услужении, есть между ними и торгаши. Главное их занятие кроме
земледелия - продажа сена.
4. Капсальские (около 3 500 чел.) в верховьях р. Куцы
живут также как и кудинские.
5. Аларские (до 12 тыс. человек) живут влево от
московского тракта, в низовьях Белой. Все они - буддисты, охотно занимаются
земледелием, равно как и балаганские, и идинские.
6. Балаганские (17 600 чел.) по Ангаре, недалеко от г.
Балаганска. Им принадлежат едва ли не самые лучшие земли в губернии.
7. Идинские (24 тыс.) живут по р. Иде, Осе и др. Они -
шаманисты, имеют много пашен и большие стада рогатого скота.
8. Верхоленские или Ленские (до 20 тыс. чел.) живут в
верховьях Лены по рекам, в нее впадающим, занимаются земледелием,
скотоводством и охотой.
9. Ольхонские на о. Ольхон... живут отдельно и редко
бывают у русских. Земледелием занимаются мало, но имеют большие стада.
Есть еще несколько бурятских улусов (до 1500 чел.) в
Нижнеудинском округе, влево от большой дороги. Они преимущественно скотоводы».