Важная часть шаманистского мировоззрения - учение о
душе, смерти, загробной жизни. Обрядовая система бурятского шаманизма весьма
сложна и многообразна. В ней были обряды обязательные и необязательные, общественные,
групповые, семейно-родовые и индивидуальные. Общественными молебствиями
руководили улусные знатоки-старшины. Все другие виды молебствий проводились с
помощью шаманов.
В культовую систему входили священные места: обо
(жертвенники, обычно кладки из камней), бариса, шаманские рощи, почитаемые
скалы, источники и т.п.
Поклонение природе (горам, долинам, озерам) проводится
по определенным правилам и в святых местах, которые называются бариса. Бариса -
это место, где производится жертвоприношение духам, так сказать, родовое,
повседневное. Как раз там и можно видеть живописные деревья, все увешенные
разноцветными тряпочками. Обычно бариса находится у проезжей дороги. Тут же
устанавливается знаменитый каменный или деревянный столб. Проезжая мимо бариса,
буряты останавливаются, произносят молитву и бросают табак или «брызгают» вино.
Бурятские шаманы имели наследственное происхождение -
избранничество, проходили школу подготовки и обрядовые посвящения, подразделялись
на белых и черных, высших и невысших, в зависимости от степени посвящения
обладали определенной атрибутикой: костюмом, головным убором, бубнами,
тростями. Они сочетали в себе функции служителя культа, астролога, врачевателя,
поэта, артиста, знатока традиций и родословий, общественного деятеля-идеолога.
Шаман - это общеродовое достояние. Каждый род гордится
тем, что у него есть свой утхэ - шаманский род. При жизни шаман лечит членов
рода, охраняет интересы рода перед божествами. После смерти дух шамана делается
«горным старцем», хозяином той горы, где сожжены его останки, обитателем
священной рощи и покровителем окрестных степей и своего рода.
Шаманы обычно разделяются на белых и черных. Белые -
служители благосклонных к людям божеств юго-западного цикла и черные - ставленники
злокозненных божеств северо-восточного цикла. Шаманское призвание передается
по наследству; иногда в особо исключительных случаях может сделаться шаманом и
человек, не имеющий в своей родословной предков шаманов, но такие шаманы обычно
бывают незначительными, мало сведущими и не пользуются почетом среди бурят.
Чтобы стать настоящим шаманом, нужно иметь «утхэ» - шаманский корень,
шаманское происхождение. Каждый бурятский шаман принадлежит к какому-нибудь
шаманскому родословному дереву и может перечислить всех своих предков до шамана
родоначальника исключительно. От своих предков молодые шаманы наследуют свое
«утхэ», причем, если предки были черными шаманами, то и они являются черными;
если предки были белыми, то и они должны быть белыми.
Передача шаманского утхэ может происходить как по
отцовской, так и по материнской линии. Передача утхэ по женской линии
представляет собой особый интерес. Обычно шаманский корень остается в том роде,
из которого произошла шаманка; сама же она после смерти не оставляет
шаманского потомства. Но в том случае, если в ее роду последний шаман умер, не
оставив мужского потомства, утхэ обязательно переходит к потомству шаманки и
переносится, таким образом, из ее рода в род мужа.
На «утхэ» буряты смотрят как на нечто такое, что может
приходить и уходить из данного рода. Считая, что для каждого рода полезно иметь
своего шамана, они по-своему заботились о том, чтобы после смерти шамана его
«утхэ» снова вернулось в род. Когда торжественный похоронный кортеж,
возглавляемый трупом шамана, сидящим в полном облачении верхом на коне,
отъезжал на несколько верст от улуса, процессия останавливалась. Из колчана
шамана брали одну стрелу и стреляли в направлении улуса. После этого процессия
двигалась дальше в священную рощу, где хоронили шаманов. Там труп сжигали на
громадном костре и ехали обратно. В степи разыскивали шаманскую стрелу,
привозили в улус шамана и втыкали в стену юрты покойного. Тогда по представлению
бурят утхэ вернется, и в роду объявится шаман.
Подростки принимали избрание духов весьма неохотно и
иногда даже сопротивлялись своему призванию. Родители, обычно в семьях
малочисленных, пытались порой даже удержать ребенка среди обыденной жизни. Как
большое несчастье встречался семьей шаманский зов единственного сына. Но
противиться призванию нельзя: или оно так сильно и настолько захватывающе, что
подчиняет безропотно, или же приходилось покориться, так как иначе заболеешь и
умрешь.
Если молодые шаманы противились «зову» и не хотели
шаманить, то они сильно худели, болели: «мясо на костях делается жидкое», «боги
их наказывают подслеповатостью и глухотой». Видя, что дело неизбежно идет к
смерти, молодой шаман подчинялся зову. Случаев, чтобы шаманы, не подчинившись
зову, умирали, не было. Начав шаманить, они вновь поправлялись, становились сильными
и здоровыми.
Отказываться от шаманского звания, даже после целого
ряда лет шаманской практики нельзя. Только в глубокой старости старики могут
отказаться быть шаманами.
Шаман не знал покоя ни днем, ни ночью. Дома шаман
бывал редко; хозяйство его приходило в упадок, заработки его были не велики,
да и при неуравновешенной жизни они впрок не шли. Шаманы обычно были бедны и
недолговечны.
После проявления шаманского зова молодой человек не
сразу делается шаманом. Он по старинным правилам должен был поступить в
ученики к кому-нибудь из старых шаманов, присутствовать на его
священнослужениях, запоминать священные призывания - словословия, обращенные к
божествам, познать названия всех божеств, их родословия, характер, особенности
и места жительства, а также изучать, каким божествам какие приносить жертвы.
Учение продолжалось несколько лет. Во время совершения
обрядов, ученик должен был следить за порядком. Как знак достоинства он
получал кнут с кнутовищем из священного дерева хухей (горная таволожка), к которому
был привязан колокольчик, шкурка белки и ленты. Такого начинающего шамана звали
Минаши-кнутовщик. Учитель в любой момент мог проверить у ученика знание текста
священного призывания и если ученик ошибался, учитель мог его наказать его же
кнутом.
Кроме того молодой шаман поступал на выучку к
старикам, обычно своего рода, хранителям традиций и религиозных сведений. Этот
период мог продолжаться достаточно долго, если день посвящения задерживался. Но
и после посвящения постоянные беседы со стариками и расспросы на религиозные
темы продолжались, так что можно сказать, шаманы учились всю жизнь.
В течение всего периода обучения шаман видит сны, во
время которых он обучается своими предками -шаманами шаманскому искусству. В
это время считалось, что душа шамана посещает особое учреждение - небесную
школу шаманов, где вновь призванные к служению шаманы обучаются шаманскому
искусству.
Перед своим посвящением шаман избирал для этого обряда
особого шамана, так называемого «шамана отца» - эссеге. В эссеге обычно
избирался наиболее почтенный и пользующийся уважением и любовью народа шаман.
Быть приглашенным в эссеге было очень почетно.
Если шаман - общеродовое достояние, то и обряд
посвящения не личное дело шамана, а дело, прежде всего того рода, к которому он
принадлежит. Но в то же время весь обряд посвящения очень дорогая церемония, поэтому
роду приходится задуматься над тем, сможет ли он в данном году произвести такой
большой расход. Многое зависит и от самого шамана, и от его шаманского корня.
Если шаманский корень почитаемый, посвящение делают охотно и скоро.
Будучи посвящен, шаман делается полноправным шаманом
первой степени, т.е. он имеет далеко еще не все шаманские принадлежности. Всех
посвящений у бурятских шаманов, - считал Б.Э. Петри, - полагается пять. Только
после пятого посвящения шаман делается «полноправным шаманом» и приобретает все
шаманские атрибуты.
Таблица получения шаманских званий и атрибутов при
различных степенях посвящения
До посвящения
Звание минаши Кнут
Пешие трости Онгон хушута
При 1 посвящении
Звание бо
Конные трости (морин хорбо) деревянные Короткий меч
При II посвящении
Бубен и колотушку (хесе)
Малое шаманское облачение (оргой)
Длинный меч
Корону (мяхабши)
Четыре конные трости (деревянные)
При III посвящении
3 бубна
Железные конные трости Полное облачение (полный
оргой) Престол шире
При IV посвящении
6 бубнов
Дополнения к оргою Человеческие кости деревянные
При V посвящении
Звание зарин 9 бубнов
Дополнение к оргою Железные человеческие трости
В начале XX в. почти все шаманы у северных бурят были
посвящены только первым посвящением. Удерживали их от второго посвящения не
только денежные расходы, но и, в первую очередь, опасения за ответственность.
По мнению бурят-шаманов, божества относятся к выдержавшим высшие посвящения
гораздо строже и даже наказывают смертью за ошибки. Боги строго наказывают
лихоимство шаманов, обманы, вымогательства от больных, отказ в лечении бедных
или неимущих и преступление против шаманской клятвы
Бурятский шаманизм, как определенное мировоззрение,
настроение и система действий, охватывал все стороны жизни народа, выполнял
широкие социальные функции, сказывался на образе жизни, психологии и культурных
традициях. В своей истории он испытывал влияние буддизма, христианства и других
культурно-идеологических систем. В советское время шаманизм претерпел
существенную трансформацию, утратил многие структурные элементы, предельно
сузил социальные функции, многие из шаманов были репрессированы. Со второй
половины 1980-х годов началось возрождение шаманизма и усиление его роли в
этнонациональном менталитете.
Влияние буддизма на западных бурят не было столь
широко развито. Проникновение буддизма в Бурятию началось задолго до
присоединения к России, и было связано с общим историко-культурным процессом в
Центральной Азии.
Ко времени прихода русских в Забайкалье имелись
буддийские кумирни и служители культа. В 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны
буддизм в его северном ответвлении - в форме ламаизма - был признан одной из
официальных религий в России. В 1851
г. было утверждено «Положение о ламаистском духовенстве
в Восточной Сибири», которым определялось допустимое число дацанов и лам,
порядок их комплектования и прин ципы управления церковью. Вторая половина XIX
- начало XX века - период бурного развития и утверждения бурятской буддийской
церкви, но, как уже было сказано выше, в силу различных обстоятельств буддизму
не суждено было широко распространиться в Западной Бурятии. Первый буддийский
дацан был построен здесь в 1814
г. в Большой Алари.
В годы революции, гражданской войны и начального
этапа советской власти прошла волна перехода бурят в буддизм, открыты
Кырменский (1912-1917), Унгинский (1918), Алятский (1922), Муринский,
Бильчирский и Ха-ранцинский дацаны и дуганы. Однако вновь возникшие дацаны и
буддийские общины не успели развернуть свою деятельность, диктатура
пролетариата повела решительную борьбу с религией и церковью, начала проводить
политику насильственной атеизации населения, преследовать служителей культа. В
1920-1930 гг. постепенно перестали существовать буддийские дацаны и дуганы. В
посткоммунистическии период в связи с новым возрождением религии и церкви
верующие буряты Усть-Ордынского округа добились строительства нового дацана,
который расположен в 5 км
от п. Усть-Орда.
Гораздо большее, нежели буддизм, распространение
получило среди бурят христианство. В 1681 г. была учреждена Даурская миссия,
призванная вовлекать в лоно православия народы по обе стороныБайкала,но она не добилась ощутимых результатов. Вместо нее была создана
Иркутская епархия (1727), которая широко развернула миссионерскую работу.
Христианизация бурят усилилась во второй половине XIX в. Увеличилось число миссионерских
станов и миссионеров, развернулась подготовка кадров для коренного населения,
в дело насаждения христианства вовлекается социальная верхушка.
В начале XX века в Западной Бурятии занимались
проповедованием христианства 27 миссионерских станов, около 60 миссионерских
школ, были переведены и изданы на бурятском языке свыше 40 религиозно-нравственных
книг, календари. В Иркутской миссии трудились десятки бурят в качестве
священников, переводчиков, учителей, старост. За более чем двухсотлетний период
сформировалось бурятское православие, общее число крещенных достигало 45
тысяч. Наибольших успехов христианство добилось у приангарских бурят.
После революции 1905 г. начался процесс отторжения от
христианства. В советское время бурятское православие как таковое перестало
существовать. Однако последствия христианского влияния, особенно через русский
народ, ощущаются и поныне.