Историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса. Одним из древнейших и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Основные его жанры - мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки. Широко распространенными были эпические сказания - улигеры, например, «Аламжи Мэргэн», «Алтан Шаргай», «Айдуурай Мэргэн», «Шоно Батор» и др. Из числа героических поэм бурят самым значительным и популярным является «Гэсэр». Ее размеры - от двух-трех тысяч до двадцати пяти тысяч поэтических строк. Обычное содержание улигеров - борьба богатырей с чудовищами и врагами, мировоззрение всадничества. Исполняются улигеры певцами-рапсодами (улигершинами).
Среди бурят широко развито изобразительное искусство. К числу древнейших видов относятся наскальные росписи - писаницы, скульптурные и рельефные изображения культово-ритуального содержания, а также собственно шаманские изображения - онгоны. Богат и разнообразен орнамент. Древнее прикладное искусство в скульптурно-пластической и орнаментальной форме проявлялось при возведении различных сооружений, изготовлении вооружения и предметов бытового назначения. В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня, кости. Художественное производство в прошлом делилось на профессии мужские и женские. К первым относились резьба по кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, раскраска деревянных предметов, а также ювелирные работы; ко вторым - вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Основными мотивами в прикладном искусстве были спираль (бараний рог), квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы, космические тела.
Пение и музицирование составляют важную часть духовной жизни бурят. Существовала вера в могущественную силу музыкального искусства. Талант певца-сказителя и исполнителя песен считался дарованным свыше. Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигерами. Исполнение последних - это сильный речитатив, сопровождаемый аккомпанированием на двухструнном смычковом инструменте хуре. К древним жанрам бурятского фольклора относятся обрядовые напевы: прославления - соло, заклинания -дурдалга (шэпшэлгэ), хоровые песни. Разнообразны песенные жанры - лирические, свадебные, трудовые, исторические, шуточные. В советское время возникли новые жанровые разновидности: революционные, колхозные и др.
Богато представлены танцевальные мелодии. Наиболее распространенным и популярным видом этого искусства являлся танец-хоровод «Ехор». Существовали танцы-игры - «Ягша», «Айсухай», «Ягаруухай», «Гуу-гэл», «Аярзон-Баярзон» и другие. Исполнялись они под собственное хоровое пение. Напевы отличались четкостью ритма, энергичным движением, настойчивым повторением характерной напевки.
Семейный и общественный быт бурят в прошлом строился на основе веками выработанных традиций, обрядов и обычаев. Традиции родоплеменных делений и соблюдение связанных с ними предписаний и запретов имели важное значение в жизни семьи. Знание своего рода и племени, родословия до 7-9 поколения было обязанностью каждого мужчины. Существовал и продолжает существовать обычай взаимопомощи родовичам - при перекочевках, строительстве юрты или дома, валянии войлока, организации свадьбы, похорон, заготовке сена, уборке хлеба и т.д. Помогали бедным, больным и вдовам. Буряты не допускали, чтобы дети были сиротами - их усыновляли, удочеряли, чтобы никто из них не нищенствовал, не собирал подаяние. Родовые традиции обязывали бурят приглашать на свеженину, когда резали барана, быка или коня, особенно если охотник приходил с какой-нибудь добычей.
Широко были развиты гостеприимство, почитание белого цвета (олицетворение священного, чистого, благородного). Отсюда обычай сагаалха - побелиться, то есть откушать что-либо из молочных блюд. Исключительным почитанием пользовался семейный очаг. Огонь в очаге священен, охранитель семьи, дарователь всего наилучшего. Потому приносили ему жертву - угощали хозяина-духа Сахаядай-нойона спиртным, кусочками мяса, жира, каплями молока. Семейный огонь «передавался» по наследству, что означало не прерывать свой род.
Создание семьи - естественное стремление человека. Необходимость продолжения рода, чтобы он не оборвался, не угас. Чтобы в очаге всегда горел огонь, не развеялось пепелище предков - вот главный мотив брака у бурят в прошлом.
Свадебные обряды составляли комплекс различных представлений, обрядов, ритуальностей, касающихся этики, религии, искусства, физической культуры и т.д. Сам процесс свадьбы состоял из следующих этапов: предварительный сговор, сватовство, назначение дня свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник, разыскивание невесты и отправление свадебного поезда, ожидание свадьбы в доме жениха, бракосочетание, освящение новой юрты.
После определения срока свадьбы к родителям невесты приезжали жених, его отец и группа родственников (до 20-30 человек) с установленным количеством скота, деньгами (калымом), вином и подарками. Приезд этот сопровождался угощением стороной жениха родичей невесты, исполнением ряда обрядов (жертвоприношения тарасуном, мясом, молоком от имени жениха и от имени невесты духам покровителям рода и улусу невесты, одаривания невесты, ее родителей и родственников женихом и его отцом). В свою очередь вручались подарки жениху от имени невесты, отцу жениха - от родителей невесты.
Традиционное отправление девичника характеризовалось тем, что накануне свадьбы в течение двух-четырех дней устраивались проводы невесты, на которые собиралось много молодежи не только из улуса невесты, но и из ближайших соседних поселений. Невесту со всеми гостями в определенной последовательности, зависящей от степени родства, приглашали ее родственники, которые устраивали угощение и подносили невесте подарки.
В районах, где у бурят устраивался девичник, сохранялся и обряд насильственного увоза невесты (умыкания невесты). После отправления всех положенных церемоний девичника невеста в последнюю ночь перед свадебным выездом исчезала с группой подружек из родительского дома. Ночевали они втайне от всех у кого-нибудь из родственников, нередко даже в соседнем ближайшем улусе. Часть молодежи из улуса невесты, приглашенная ехать на свадьбу, должна была с утра разыскать невесту и отбить ее у тех, кто не должен был ехать на свадьбу. Это оказывалось нелегких делом. Исчезнувшие закрывались где-нибудь в доме на все запоры. Когда преследователям удавалось обнаружить их местопребывание и проникнуть в дом, подружки плотным кольцом окружали невесту. Перевязавшись косами, крепко обнявшись, они отчаянно отбивались от натиска парней, прикрывая невесту. Наконец, одержав победу, парни увозили невесту в родительский дом. Этим не заканчивалась борьба за невесту между теми, кто ехал на свадьбу и между теми, кто оставался. Перед выездом свадебного поезда подружки снова окружали невесту, крепко вцеплялись друг в друга, всеми способами отбивались от парней, не допуская их к невесте. Снова отбив невесту, молодые парни усаживали ее на верховую лошадь или подводу. Отъезд сопровождался грустными песнями и плачем.
Выезд невесты повсеместно у бурят сопровождался неоднократными возлияниями с молениями-призываниями к духам-предкам, божествам-хозяевам местности, у которых просили благословения и покровительства, счастливой жизни невесте. Почетный старик рода совершал моление с жертвоприношениями тарасуном и молочными продуктами перед выездом свадебного поезда и в пути около священных мест, у которых свадебный поезд останавливался.
Повсеместно при подъезде к улусу жениха свадебный поезд встречали специальные послы, встречающие водкой или тарасуном, молочными продуктами и закуской. Затем начинался традиционный обряд - состязание между парнями двух сторон за обладание специально приготовленной обрядовой головой барана. Отнимая голову барана друг у друга, стороны старались непременно оторвать ухо. Победить, т.е. захватить голову, должна была сторона жениха, поэтому для участия в состязании выбирались ловкие и сильные парни. Если голова оказывалась у парней с невестиной стороны, считалось, что невеста не будет счастлива в новом доме. И борьба, начавшаяся, как реальная проверка ловкости, физической силы и умения состязавшихся, при намечающемся преобладании парней невестиной стороны, заканчивалась их уступкой стороне жениха. После этого свадебный кортеж двигался дальше.
У предбайкальских бурят впереди свадебного поезда ехал турушин - передовой, ведущий - со стрелой с железным наконечником, украшенной шелковыми кистями и яркими лоскутками. По поверьям, назначение туруши-на везущего стрелу, заключалась в том, чтобы он своей стрелой, которая внушала страх всякой нечисти, расчищал дорогу, чтобы нечисть не приставала к едущим, не помешала благополучному прибытию свадебного поезда Он разгонял злых духов, оберегая невесту и вообще будущую жизнь молодых от их козней.
Завидев приближение свадебного поезда, молодежь, гости собравшиеся к жениху на свадьбу, организовывали перед юртой во дворе национальный хороводный танец «ехор». Турушин, подъезжая на всем скаку, должен был, не останавливаясь, рассечь этот круг и проехать прямо к юрте. Нередко внутри этого огромного круга-хоровода горел костер, через который должен был перескочить конь турушина. По всей вероятности, это служило своего рода «очищением». «Ехор» представлял собой как бы заслон, барьер, который должен был преодолеть турушин, прежде чем он мог войти в юрту родителей жениха. Подъехав к юрте, турушин соскакивал с коня, которого тут же уводили, не задерживаясь проходил в юрту, никого не приветствуя, и с одного маху втыкал привезенную стрелу в северо-западный ее столб.
Турушином мог быть далеко не каждый, а лишь тот человек, у которого благополучно сложилась семейная жизнь (обязательно первый брак, здоровая жена, чем больше потомства, тем лучше). Кроме того, он должен был не только хорошо знать обычаи, все тонкости дипломатии и иносказаний, но и быть находчивым, остроумным. Высоко ценилась также его физическая сила и ловкость, т.е. он должен был олицетворять мудрость, силу и умения представителей своего рода. Мудрость турушина проверялась членами рода жениха с помощью различных вопросов по генеалогии рода, улуса, племени, истории, фольклору и т.д. Физическая сила требовалась для того, чтобы с одного размаха воткнуть в столб как можно выше стрелу, причем так, чтобы она осталась на столбе под прямым углом, а еще лучше, если в наклонном положении, оперением кверху. Сила и выносливость демонстрировались способностью выпить в один прием чашу объемом 1-1,5 литра тарасуна и не опьянеть. К тому же только хороший и ловкий наездник мог суметь повести лошадь так, чтобы расколоть на две половины огромный пляшущий круг - «ехор». Конечно, и лошадь для этого подбиралась достаточно резвая. Кроме необходимости доказательства силы, ловкости и мудрости рода невесты, считалось очень важным, чтобы турушин достойно справился со всеми испытаниями еще и потому, что это связывалось, по существующей примете, с будущей жизнью молодых. Если лошадь турушина, не пугаясь, не останавливаясь, шла напрямик и раскалывала «ехор», если ему удавалось одним махом крепко и глубоко воткнуть стрелу - будущее молодых обещало быть счастливым. Если турушина постигала неудача и заминка, это считалось дурным предзнаменованием. Поэтому турушином назначались люди, способные достойно справиться с возложенными на них обязанностями, и тем самым предсказать счастливую жизнь молодым.