Повсеместно свадебный поезд по прибытии во двор родителей жениха объезжал вокруг юрты по часовой стрелке от одного до трех раз. Затем гостей уводили в помещение и размещали соответственно возрасту. Стариков и старух приглашали в юрту родителей жениха, причем мужчин усаживали на юго-западную, правую половину юрты, а женщин на северо-восточную сторону, в левую половину. Молодежь приглашалась в другую юрту, если была приготовлена юрта и для жениха. Усадив гостей, в первую подавали «сагаа» (молоко или другой молочный продукт) для первостепенного обряда «сагаалха» - жертвоприношения духам-покровителям, только после этого начиналось угощение.
Для невесты специально готовилось особое помещение. У зажиточных бурят это могла быть отдельная юрта или обычно просто отгораживали занавесью часть юрты или дома свекра.
Невесту с подружками встречали специально назначенные женщины и после обряда «сагаалха» уводили их в отведенное помещение.
Обряды поклонения невесты были распространены повсеместно и в основной сути были идентичны. Это поклонение невесты духам-покровителям, божествам семьи жениха, ее поклонение старейшинам рода, свекру и свекрови и другим родственникам-мужчинам жениха, их родовому огню, благословение невесты.
Для исполнения обряда поклонения роду жениха невеста должна была предстать в новом для нее облачении, как бы свидетельствующем, что отныне кончается ее девичество, и она, приобщаясь к чужому роду, переходит в разряд замужних женщин. Поэтому ее свадебный костюм представлял собой праздничный наряд замужней женщины.
Во всех районах одевание и причесывание невесты представляло торжественную церемонию. В большинстве мест эта церемония проходила в доме жениха, куда уводили невесту. У предбайкальских бурят одевать и причесывать невесту назначались родственницы со стороны жениха, причем эту роль могли выполнять только женщины счастливые в семейной жизни, живущие в первом браке и в достатке, чадородливые, лучше, если многодетные. Помогали им подружки невесты.
Девичья коса расплеталась и создавалась специальная свадебная прическа, в которой невеста должна была специально пройти главные обряды свадьбы. Волосы невесты расчесывались гребнем матери жениха и заплетались мелкими косичками, причем непременно, с правой стороны на одну больше, чем с левой: справа, как правило, 9 косичек, а слева - 8. По сведениям М.Н. Хангалова, 9 кос на правой стороне у бурят-шаманистов означали западных 90 хатов (добрых духов-гениев), а 8 кос на левой стороне - восточных 80 хатов.
Заплетенные таким образом косички украшались на концах подвесками из коралловых бус, золотых и мелких серебряных монет. На голову надевали различные украшения. Свадебный костюм (в дальнейшем праздничный костюм замужней женщины) дополнялся разнообразными шейными и нагрудными украшениями, браслетами и кольцами.
Затем следовала церемония Мургэла, которая начиналась во дворе. Для этого готовились определенные атрибуты на юго-западной стороне юрты отца жениха: березка, костюм замужней женщины и главное - онгоны, разложенные на белом войлоке. В некоторых районах рядом на белом войлоке клали голову заколотой для свадебного угощения лошади или барана. Здесь совершалось главное поклонение невесты и ее благословение для приобщения к роду жениха. Невесту выводили во двор, и она в сопровождении свиты торжественной процессией направлялась к месту поклонения.
Прежде чем приблизиться к месту поклонения, невеста со свитой совершала обход вокруг юрты. У некоторых родов этот обряд проходил в сопровождении жениха. Подойдя к месту поклонения, молодые низко кланялись онгонам и юролшину - старику-благословителю. Юрол-шин трижды произносил благословение молодым, а они каждый раз делали шаг вперед, кланялись онгонам и всем стоящим возле них. Произнеся благословение, старики приносили в жертву огню кусочки сваренного мяса.
После этого поклонения невеста с посаженной матерью и другими сопровождавшими ее гостями входила в юрту свекра для исполнения последующих обрядов мургэла. В юрте за очагом сидели свекор со свекровью и старшие родственники жениха, а также могли присутствовать приехавшие родители невесты. Невеста становилась перед очагом на войлочный потник. Начинался обряд бросания жира, для которого заранее был приготовлен сваренный, мелко накрошенный жир, обычно курдючный. «Эхэ» - посаженная мать - подавала жир невесте, та, кланяясь, бросала несколько кусочков в огонь очага, а затем трижды с силой обеими руками кидала жир в обнаженную грудь свекра (это было связано с поверьем о будущем благополучии новобрачных). Свекор часть жира бросал в огонь, немного съедал сам, остатки раздавал присутствующим. Таким образом, жир, поднесенный невестой, должен был быть полностью съеден. Жир, сало, курдюк символизировали счастье и богатство, а также то, что молодая, вступая в жилище свекра, принесла довольство родителям жениха, что старость свекра будет обеспечена.
Повсеместно после этого обряда следовал обряд поклонения домашнему очагу. Невесте подавалось в чаше растопленное масло. Поклонившись очагу и обведя чашей над огнем три раза, она лила масло на огонь. По бытующей примете, если огонь, ярко вспыхнув, поднимался до дымохода, это предвещало счастливую жизнь.
«Мургэл» заканчивался одариванием невесты. Невеста с посаженной матерью переходила на левую сторону от очага. Первым подносил подарок свекор, сопровождая его благопожеланиями. Невеста несколько раз низко кланялась ему. Затем одаривала ее свекровь и другие родственники, гости. Невеста, каждый раз кланяясь, принимала подарок обеими руками, тем самым, выражая почтение и уважение, и передавала его посаженной матери. Одаривали золотыми и серебряными монетами, деньгами, кольцами, браслетами, платками и др. Отныне невеста признавалась членом рода мужа, становилась хозяйкой новой семьи, дома. Исполнением всех обрядов мургэла она как бы приносила клятву подчиняться этому роду в лице свекра и старших родственников мужа, которые отныне становились для нее хадам (хадым), т.е. признавала над собой их власть, обязывалась соблюдать все обычаи и религиозные правила в юрте свекра, выполнять все обязанности невестки (бэри).
Сватовство и свадьба сопровождались религиозным освящением, целой системой культурно-этических, увеселительных, спортивных и других действий и обрядов. Обязательно произносились благопожелания - юроолы.
Рождение ребенка было одним из самых значительных событий в жизни семьи. Особенно желательным и радостным было рождение сына, ибо в нем видели наследника, будущего хозяина и продолжателя рода.
Дней через 6-7 после родов справлялся обряд «ул-гээдэ оруулха» - положения ребенка в колыбель. Обряд этот был по существу семейным торжеством, собирались родственники, соседи с детьми. Собравшиеся гости одаривали новорожденного.
Имя давал кто-либо из старших гостей или собравшихся детей. В семьях, где часто умирали дети, нарекали ребенка неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него, таким образом, посягательства духов. Поэтому нередко встречались имена обозначающие животных (Буха - бык, Шоно - волк), обидные прозвища, чтобы показать духам: ребенок нехороший - Тэнэг (глупый). Нередко давались такие имена как Шулу-ун (камень), Балта (молот), Тумэр (железо). Постоянная боязнь потерять ребенка, забота и предосторожности, которыми его окружали, выражались в обычае соблюдать всевозможные предохранительные меры, обереги, магические церемонии, обряды.
Одним из наиболее древних и распространенных народных празднеств у бурят был Сурхарбан. Праздник справлялся раз в год, когда наступало лето. Он ожидался с нетерпением, буряты готовились к нему тщательно. Доступ на праздник имели все мужчины, без различия возраста и положения, из женщин допускались только незамужние и малолетние. Главными моментами праздника были состязания по трем видам: стрельба из лука, борьба и бег рысаков.
На Сурхарбан съезжалось много народа - несколько тысяч человек, приезжали гости из дальних улусов. Каждый род или улус стремился выставить своих борцов, мэргэнов, наездников, чтобы одержать победу. В честь победителей исполнялись хвалебные песни, слава некоторых борцов и мэргэнов разносилась далеко в степи, воспевалась в песнях, становилась преданием.
В XX веке, особенно во второй его половине, Сур-харбаны приобрели новое содержание и масштабы. Из улусно-родовых они стали общеколхозными, совхозными, районными и окружными, привлекая людей различных национальностей.
Общественными праздниками, тесно связанными с шаманизмом, были тайлаганы. Слово «тайлаган» (тахил) происходит от древней общемонгольской формы «тахику», что означает «чествование» (чествование богов). Тайлаганы начинались молениями и жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем тарасуна и различными играми, состязаниями - борьбой, стрельбой из лука, конскими скачками. У бурят были обязательны три тайлагана в году: весенний, летний и осенний. Самым большим, праздничным считался летний тайлаган.
Каждый народ имеет свои рецепты приготовления национальных блюд. У бурят в особом почете была пища из молока. Молочные продукты у бурят относились к тем блюдам, с которых начинался всякий праздничный прием. Как русские встречают гостей хлебом и солью, так буряты - молоком или другой молочной пищей. Недаром сохранилась поговорка «Чай с молоком - для друга!» Из молочных продуктов можно выделить «курунгу» (айраг или хурэнгэ) - диетический напиток. Для его приготовления применяется пахта или свежее снятое молоко. В пахту, налитую в специальную деревянную посуду, добавляется закваска. Затем посуду закрывают крышкой и оставляют на несколько суток, чтобы произошло брожение. Айраг пьют, добавляя по желанию сметану, сливки и сахар. Очень вкусным и приятным считается тараг (тарык), приправленный свежими сливками или молоком. После того, как сняты пенки, молоко слегка подогревают, затем в него вливают закваску, т.е. небольшую чашечку тара-га предыдущего приготовления. Если же закваски нет, ее можно приготовить, перемешав немного сметаны и ржаного хлеба.
Питательным и высококалорийным блюдом считается саламат. На 6-8 человек берут 1кг сметаны, один стакан ржаной муки и соль по вкусу. Сметану кипятят на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой. Затем в нее начинают медленно подсыпать муку, постоянно помешивая, чтобы не было комков. Блюдо считается готовым, когда на дне и по бокам появится румяная корка и сама кашеобразная масса, вся, пропитавшись маслом, перестанет прилипать к ложке. Самым уважаемым гостям подается баранья голова. Ее остригают, палят до золотистого цвета, тщательно чистят и моют. Затем, отделив челюсти и язык, варят в подсоленной воде до размягчения кожи. Подают на блюде, обложив с обеих сторон ребрами с мякотью, сделав на лбу треугольный надрез и обязательно носом к гостю. К вкусным и питательным блюдам бурятской кухни, которые широко вошли в обиход населения Прибайкалья можно отнести позы, бухлер (баранина в бульоне), зельц и многое другое.
В середине XVII в. Прибайкалье было присоединено к России. В 1619 г. Петр Албичев и Черкас Рукин доходит по Ангаре до братских порогов, а в 1628 г. уже преодолевают их и появляются в устье реки Оки, впадающей в Ангару. В 1630 г. под руководством Ивана Галкина строится Илимский острог. В 1631 г. ставится Братский острог. В 1660 г. в декабре в Братский острог к сыну боярскому Якову Ивановичу Похабову приезжает «...яндаш-ской земли мужик Бакшей Заянды Дороги» и бьет челом о постройке на реке Иркуте острога «для сбора ясака и для защиты». Летом 1661 г. енисейский воевода посылает к Похабову 60 казаков и приказывает «ехать туда на усть Иркута реки в тот час безо всякого переводу и отыскать на усть Иркута реки или вверх Иркута самово ухожево места... и на том месте поставить острог».
В летописи Иркутской губернии, составленной в 1812 г. Антоном Ивановичем Лосевым, имеются иные сведения о дате основания Иркутска: «1620 г. Иркутск основан зимовьем при реке Иркут на левом берегу выше устья за версту. Первые в зимовье поселились: енисейский пятидесятник Березовский и сын боярский Петрушка Талынин. К ним как начали приселяться с разных сторон Российские зверопромышленники, то кочевавшие около онаго зимовья буряты стали приходить в приметную робость и скоро почувствовали над собой их величие... 1629 г. У Иркутского зимовья было уже острожное укрепление, но жителей было мало... 1661 г. По приказанию Енисейского воеводы Ивана Ржевского Похабов построил против устья реки Иркут на третьем месте город Иркутск». Таким образом, и основание города, и само его название (Иркут - «крутящийся», «вертящийся», «река, бурная в своем течении») тесно связано с историей бурятского народа.
Первоначально буряты Приангарья и Кудинско-Ленского края подчинялись Тобольскому воеводству и непосредственно управлялись воеводами Братского, Илимского, Верхоленского и Балаганского острогов. С образованием в 1764 г. Иркутской губернии управление бурятами перешло в руки губернских властей. По «Уставу об управлении инородцев» (1822) среди бурят были образованы ведомства: Балаганское, Идинское, Кудинское, Верхоленское и др., а в них учреждены степные думы во главе с представителями местной администрации - тайшами, шуленгами и др. Крупные степные думы состояли из инородческих управ. В 80-90-е гг. XIX в. вместо степных дум была введена система волостного управления.
В XVII - начале XX вв. установились тесные связи между русскими и бурятами, стали распространенным явлением смешанные браки, появилась особая группа населения - карымы (ясачные) - потомки из смешанных семей и крещеных бурят, пришедших из улусно-родовых общин в специальные выселки, которые постепенно превратились в русские или русско-бурятские селения: Усть-Орда, Баяндай, Хогот, Тальяны, Русские Янгуты и др. В конце XIX - начале XX вв. в результате земельных реформ в пользу колонизационного фонда отошло 53% бурятских земель, что не могло не вызвать недовольства бурят и усиление национально-освободительного движения. В период до и после первой русской революции состоялись съезды бурят, возникли социал-демократические и другие группы, требовавшие самоопределения бурят, создания национальных органов управления, решения вопросов культурного возрождения. После Февральской революции 1917 г. на территории бывших бурятских ведомств и управ были созданы национально-административные единицы - аймаки, хошуны и сомоны.