В январе 1922 г. была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР с центром в Иркутске.
Со дня образования Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики - БМАССР (1923 г.) с центром в г. Верхнеудинске (Улан-Удэ), предбайкальские районы с бурятским населением, а именно, Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский (позднее выделились из них Нукутский, Осинский и Баяндаевский аймаки) вплоть до второй половины 1930-х годов входили в ее состав.
26 сентября 1937 г. был образован Усть-Ордынский Бурятский национальный округ. Он включил в себя вышеназванные аймаки, территория которых составляет 32 тысячи квадратных км.
Более чем 200-летнее пребывание бурят в составе Российского государства, совместная трудовая деятельность с русскими, общий социально-экономический прогресс сказались на всех сферах духовной жизни и идеологии. Одним из важных результатов общего социального сдвига стало появление так называемого «среднего слоя» общества в лице интеллигенции, чиновничества и офицерства, хотя и немногочисленного по составу. По переписи 1897 г. среди западных бурят зафиксированы были потомственные и личные дворяне, различные почетные лица, административные, судейские и полицейские начальники, военнослужащие, врачи, санитары, учителя, деятели науки.
Школьное образование у бурят зародилось в начале XIX столетия. Начало XIX в. дало толчок развитию начального светского образования в России, в том числе и в Сибири. Вплоть до 1800 г. светских общеобразовательных школ было очень мало. Например, во всей Сибири имелось всего восемь общеобразовательных училищ с контингентом учащихся 381 человек. В Восточной Сибири, включающей территорию современной Иркутской области, Якутии, Бурятии и Дальнего Востока, имелось всего три общеобразовательных училища - главное и малое народные училища в Иркутске при 120 учениках и малое народное училище в Верхнеудинске при 18 учениках. Училищ в сельской местности совершенно не было.
В 1803 г. Министерство народного просвещения опубликовало «Предварительные правила народного просвещения», в которых устанавливалась новая система школ, состоящая из четырех типов учебных заведений, а именно: приходские училища - по одному на каждый приход, уездные училища - на каждый уездный город, гимназии - на каждый губернский город и университеты - на каждый учебный округ.
Россия делилась на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Все сибирские училища входили в состав Казанского учебного округа.
Первое училище у бурят было организовано в заштатном городе Балаганске Иркутской губернии в 1804 г. балаганскими бурятами. Небезынтересно отметить, что Балаганское училище было открыто до реорганизации существующих в Иркутской губернии малого и главного народных училищ по уставу 1804 г. Таким образом, оно явилось первым училищем в Иркутской губернии, созданным по новому уставу. В 1806 г. было открыто второе бурятское училище при Онинской степной конторе в Забайкалье у хоринских бурят под названием «Онинское приходское училище». Примечательно то, что первые бурятские училища явились первыми училищами в сельской местности для крестьянского населения не только Иркутской губернии, но и всей Сибири. К половине XIX столетия бурятских училищ насчитывалось уже 11.
Необходимость овладения бурятами русской разговорной речью, русской грамотой диктовалась самой жизнью и положением бурят. От незнания русской разговорной речи и русской грамоты буряты испытывали трудности и наказывались на каждом шагу. С заселением русскими Восточной Сибири, с образованием русских населенных пунктов и русских городов вблизи местожительства бурят естественны были частные общения последних с русскими. Общения с русскими требовали от них знание русского языка. На рынке при продаже продуктов своего изготовления, при покупке товаров фабричного производства, при объяснениях с «русским начальником» бурят убеждался в жизненной необходимости овладения русской разговорной речью, в необходимости овладения русской грамотой. Нерчинский депутат в Екатерининской Комиссии князь Павел Гантимуров (в 1767 г.) говорил, что тунгусы и «братские люди терпят всякое притеснение, когда у них возникают судебные процессы... по незнанию ими русского языка и приказного порядка, запутываются подьячими и многими из них бывают обвиняемы иногда совершенно без вины».
Реформы 60-х годов XIX столетия оказали влияние на развитие начального образования в России. Количество начальных училищ в России с 1856 по 1863 год возросло с 8227 до 35 660 единиц. С 1860 по 1880 г. количество начальных школ возросло с 4622 единиц до 22 770, т.е. увеличилось почти в пять раз.
Количество бурятских начальных училищ во второй половине XIX в. возросло с 4 до 35 единиц, т.е. было открыто 31 училище, причем в Иркутской губернии - 29 и в Забайкалье - 2.
Средних учебных заведений у бурят не было вплоть до установления Советской власти. Создание их относится к 1920 г. Однако стремление у бурятского народа обучать своих детей в средних учебных заведениях проявлялось еще в первой половине XIX в.
В 1835 г. пять бурятских мальчиков, окончивших Троицкосавскую войсковую русско-монгольскую школу, в том числе будущий первый бурятский ученый Доржи Банзаров, были отправлены за счет бурятских обществ для обучения в 1-ю Казанскую гимназию. Доржи Банзаров и его современник Галсан Гомбоев первыми из бурят получили среднее, а затем и высшее образование.
В 1881 г. при Иркутской учительской семинарии была открыта начальная школа для бурятских мальчиков. Школа должна была подготовить их к поступлению в семинарию, чтобы впоследствии они, закончив семинарию, могли бы стать учителями бурятских приходских училищ. В 1882 г. в ней училось 27 человек.
Во второй половине XIX столетия небольшое количество бурятских детей обучалось в средних учебных заведениях Иркутска, Читы, Верхнеудинска. Поступление в русские среднеучебные заведения представляло большую трудность, поэтому был столь незначителен процент в них учащихся бурят. В 1890 г. в Иркутской учительской семинарии обучалось четыре бурята, в Иркутской гимназии - два, в Иркутской женской гимназии - две бурятки.
Некоторые сдвиги к лучшему происходят в начале XX в. в связи с развитием буржуазных отношений в России и революционного движения в 1905-1907 гг. В начальных школах Иркутской губернии и Забайкалья в 1911 г. обучалось 3249 бурят, в т.ч. 642 девочки. За пять лет (1909-1914 гг.) количество школ в бурятских ведомствах увеличилось почти в 2,5 раза с 52 до 121. В 1916 г. в средних школах обучалось 125 бурят. В различных вузах Европейской России насчитывалось 30 бурятских студентов.
Выпускниками университета были И. Пирожков, В. Михайлов. Слушателем Томского, Казанского, Петербургского, Берлинского и Цюрихского университетов был М.Н. Богданов. Из среды бурят выросли крупные ученые - М.Н. Хангалов, М.Н. Богданов и другие.
Достаточно острой оставалась потребность в переводчиках с русского и бурятского языков для переводов как художественной, так и научно-технической и общественно-политической литературы. Вот почему открытие первого высшего учебного заведения в Восточной Сибири - Иркутского государственного университета - в полной мере отвечало нуждам и потребностям бурятского народа. И недаром уже в 1918 г. на историко-филологическом факультете ИГУ начали создаваться условия для развертывания так называемого «восточного отделения». Оно было рассчитано на подготовку специалистов по японскому, китайскому и монгольскому языкам.
Монголоведческий цикл включал в себя монгольский язык, который вели профессор ГЦ. Цибиков и преподаватель Ц. Жамцарано; географию и этнографию монгольских народов (профессор Б.Э. Петри), историю буддизма (профессор Н.Д. Миронов). К числу вспомогательных предметов были отнесены санскрит, курс китайского разговорного языка, общая география Сибири, основы русского государственного устройства, китайский язык.
В 1920 г. на восточном отделении было уже 79 студентов. В 1925 г. в Иркутском государственном университете среди 1673 студентов примерно 20% составили учащиеся бурятской национальности. 4 января 1925 г. правление Иркутского университета, согласно постановления ЦИК Бурят-Монгольской республики, постановило ввести обязательное обучение бурят-монгольскому языку и культуре для студентов бурятской и монгольской национальности. В 1926 г. открылось бурят-монгольское отделение педагогического факультета университета и при нем курсы для монгольских граждан. Первая их группа в составе 26 человек прибыла в университет из Монголии 21 октября 1926 г. Программа обучения делилась на два цикла: литературно-лингвистический и обществоведческий. Сразу же возник кабинет монголоведения. Специализация на бурят-монгольском отделении начиналась сразу же с первого курса.
Отделение просуществовало до 1930 г., а затем было переведено в Улан-Удэ, где в 1932 г. на его основе возник Бурятский государственный педагогический институт им. Доржи Банзарова.
В 1944 г. по инициативе Усть-Ордынского национального округа в Иркутском университете вновь открылось специализированное бурят-монгольское отделение. Большинство его выпускников затем работали в школах Усть-Ордынского и Агинского автономных округов, а также Бурятской Республики в качестве преподавателей русского и бурятского языка и литературы. Из числа выпускников каждый десятый стал научным сотрудником. Они успешно защитили диссертации по филологии, истории, этнографии, философии.
В разное время на бурятском филологическом отделении работали такие ученые и педагоги, как РХ. Харташкина, Е.К. Шаракшинова, В.Ц. Найдаков, И.О. Шаракшинова и А.Г. Митрошкина. Из среды бурят выросли известные революционные и общественные деятели: Михей Ербанов, Матвей Амагаев, Василий Трубачеев, Мария Сахьянова, Ардан Маркизов, Никита Занданов и многие другие. В годы массовых политических репрессий многие из них незаслуженно были объявлены врагами народа и осуждены.
По измышлениям следователей НКВД большинство из них являлись членами так называемой Панмон-гольской диверсионной повстанческой организацией, «возникшей» в 1918-1919 гг. Основной целью этой организации было якобы свержение советской власти и образование панмонгольского государства под протекторатом Японии, с включением в него Бурят-Монголии (МНР) и Внутренней Монголии (Китай). В разные годы в «руководство» этой организации входили видные ученые, профессора Б.Б. Барадин, Ц. Жамцарано, М.Н. Ербанов - секретарь ЦК ВКП(б) БМССР, Дашидонобэ - нарком просвещения БМССР, Д.М. Мункин - профессор Иркутского университета, В.Н. Вампилов - заведующий учебной частью Аларской средней школы, отец известного драматурга А.В. Вампилова. Организация «имела» своих «оперуполномоченных» в районах. В Эхирит-Булагатском районе ими были признаны Т.Б. Занданов - председатель Эхирит-Булагатского райисполкома; в Боханском районе - П.Н. Дамбинов, Никита Занданов; в Аларском и Ольхонском аймаках О.П. Бураев - председатель Аларского райисполкома.
Этой организации следственные органы инкриминировали подготовку вооруженного восстания, разложение колхозов, вредительство в сельском хозяйстве, распространение пораженческих настроений среди населения, подготовку базы для вербовки повстанческих кадров, срыв хозяйственно-политических мероприятий партии и правительства, подготовку и проведение террористических актов. Руководители организации обвинялись в связях с японскими разведорганами, центром Панмонгольской организации в МНР, консульством Маньжоу-го в г. Чите, главным японским командованием, правотроцкистским центром в Москве, штабом японской квантунской армии, правотроцкистским центром Иркутской области. По делу организации было арестовано к 1 января 1938 г. 1119 человек, многие из них подверглись высшей мере наказания - расстрелу. Местом захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1938 гг. считается район села Пивовариха неподалеку от г. Иркутска.
В годы Великой Отечественной войны тысячи бурят бок о бок с представителями других национальностей сражались с немецко-фашистскими захватчиками. Пятерым из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Большой вклад несли буряты в социально-экономическую и культурную жизнь г. Иркутска. По неполным данным, одних докторов и професоров ныне работающих, свыше 50 человек, в том числе член Академии педагогических наук П.Р. Атутов, член-корреспондент РАН А.Б. Соктоев, члены отраслевых академий В.В. Мантатов, А.О. Бороноев, ГГ. Васильев и другие.
Иркутяне гордятся своими известными писателями и поэтами бурятской национальности - П.Н. Дамбиновым, А. Шалаевым, А. Вампиловым, РА. Шерхунаевым, художниками и композиторами Ч. Павловым, А. Андреевым, К. Шулуновым, спортсменами - И. Протасовым, И. Хандаевым, врачами В.М. Данчиновым, В. Назаровой, геологами И.И. Егоровым и В.В. Андреевым и многими другими.
Испокон веков буряты славились своими мастерами. В 1996 г. в п. Усть-Орда образован Усть-Ордынский окружной центр художественных народных промыслов. Здесь оборудованы швейная, ювелирная, столярная мастерские, дизайнерская, выставочный зал, цех по изготовлению бурятских музыкальных инструментов. Основная цель ОЦХНП - возрождение и пропаганда декоративно-прикладного творчества бурят Прибайкалья, народных промыслов на основе исторических и культурных традиций. Поэтому в центре не только занимаются производством и реставрацией чеканных и ювелирных изделий, пошивом бурятской одежды, но и изготовлением копий уникальных изделий, а также обучают народных умельцев приемам и секретам бурятских традиционных промыслов. ОЦХНП ежегодно представляет округ на областном и российском уровне. В 1997 г. центр принял участие в выставке, посвященной 850-летию г. Москвы на площади Всероссийского выставочного центра и был награжден дипломом. Центр принимал участие в выставках Сибэкспоцентра, областной выставке декоративно-прикладного искусства. Изделия ОЦХНП известны не только в России, эксклюзивные изделия и сувениры расходятся в Корею, Францию, Германию, Норвегию, США и другие страны. В 1998 г. открылся филиал ОЦХНП в Осинском районе.
В конце 1980-х годов общественность стала задаваться вопросом: каково будущее бурят как народа - носителя уникальной культуры? В октябре 1990 г. в Иркутске прошла конференция, в результате которой был создан Бурятский культурный центр. Одной из задач, которую ставил перед собой БКЦ, стало проведение исследовательской работы по истории бурятского национального движения, культуры, просвещения.
17 июня 1996 г. был принят федеральный закон «О национально-культурной автономии». На основании этого закона в 2006 году Бурятский культурный центр был реорганизован в Бурятскую национально-культурную автономию г. Иркутска.
Целью автономии является самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Автономия способствует изучению культурной и общественной жизни бурят в России, сохранению национальных традиций бурят, осуществляет сотрудничество по всем направлениям своей деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, с государственными и муниципальными учреждениями, общественными организациями и отдельными гражданами России и других стран.
Автономия способствует систематическому обучению граждан бурятскому языку, литературе, истории, философии и другим предметам, являющимся неотъемлемыми составными частями бурятской культуры, для чего содействует созданию различных форм образования детей и взрослых. Члены автономии проводят совещания, конференции, круглые столы. Автономия создает клубы, музеи, кружки, студии, организует выставки, фестивали, проводит лекции, концерты, вечера отдыха, издает учебники, методические пособия и другую литературу.
По уставу БЫКА г. Иркутска членами автономии могут быть совершеннолетние граждане, проживающие на территории города Иркутска, относящиеся к бурятской национальности.