Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » История Байкала


Коренные жители Прибайкалья - буряты. Часть 6

В январе 1922 г. была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР с центром в Иркут­ске.

Со дня образования Бурят-Монгольской автоном­ной советской социалистической республики - БМАССР (1923 г.) с центром в г. Верхнеудинске (Улан-Удэ), предбайкальские районы с бурятским населением, а именно, Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский (позднее вы­делились из них Нукутский, Осинский и Баяндаевский аймаки) вплоть до второй половины 1930-х годов входи­ли в ее состав.

26 сентября 1937 г. был образован Усть-Ордынский Бурятский национальный округ. Он включил в себя вы­шеназванные аймаки, территория которых составляет 32 тысячи квадратных км.

Более чем 200-летнее пребывание бурят в составе Российского государства, совместная трудовая деятель­ность с русскими, общий социально-экономический про­гресс сказались на всех сферах духовной жизни и идеоло­гии. Одним из важных результатов общего социального сдвига стало появление так называемого «среднего слоя» общества в лице интеллигенции, чиновничества и офи­церства, хотя и немногочисленного по составу. По пере­писи 1897 г. среди западных бурят зафиксированы были потомственные и личные дворяне, различные почетные лица, административные, судейские и полицейские на­чальники, военнослужащие, врачи, санитары, учителя, деятели науки.

Школьное образование у бурят зародилось в начале XIX столетия. Начало XIX в. дало толчок развитию на­чального светского образования в России, в том числе и в Сибири. Вплоть до 1800 г. светских общеобразователь­ных школ было очень мало. Например, во всей Сибири имелось всего восемь общеобразовательных училищ с контингентом учащихся 381 человек. В Восточной Си­бири, включающей территорию современной Иркутской области, Якутии, Бурятии и Дальнего Востока, имелось всего три общеобразовательных училища - главное и малое народные училища в Иркутске при 120 учениках и малое народное училище в Верхнеудинске при 18 учени­ках. Училищ в сельской местности совершенно не было.

В 1803 г. Министерство народного просвещения опубликовало «Предварительные правила народного просвещения», в которых устанавливалась новая система школ, состоящая из четырех типов учебных заведений, а именно: приходские училища - по одному на каждый приход, уездные училища - на каждый уездный город, гимназии - на каждый губернский город и университеты - на каждый учебный округ.

Россия делилась на шесть учебных округов: Мо­сковский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Все сибирские училища входили в состав Казанского учебного округа.

Первое училище у бурят было организовано в за­штатном городе Балаганске Иркутской губернии в 1804 г. балаганскими бурятами. Небезынтересно отметить, что Балаганское училище было открыто до реорганизации существующих в Иркутской губернии малого и главного народных училищ по уставу 1804 г. Таким образом, оно явилось первым училищем в Иркутской губернии, соз­данным по новому уставу. В 1806 г. было открыто вто­рое бурятское училище при Онинской степной конторе в Забайкалье у хоринских бурят под названием «Онинское приходское училище». Примечательно то, что первые бурятские училища явились первыми училищами в сель­ской местности для крестьянского населения не только Иркутской губернии, но и всей Сибири. К половине XIX столетия бурятских училищ насчитывалось уже 11.

Необходимость овладения бурятами русской раз­говорной речью, русской грамотой диктовалась самой жизнью и положением бурят. От незнания русской раз­говорной речи и русской грамоты буряты испытывали трудности и наказывались на каждом шагу. С заселением русскими Восточной Сибири, с образованием русских населенных пунктов и русских городов вблизи место­жительства бурят естественны были частные общения последних с русскими. Общения с русскими требова­ли от них знание русского языка. На рынке при прода­же продуктов своего изготовления, при покупке товаров фабричного производства, при объяснениях с «русским начальником» бурят убеждался в жизненной необходи­мости овладения русской разговорной речью, в необхо­димости овладения русской грамотой. Нерчинский депу­тат в Екатерининской Комиссии князь Павел Гантимуров (в 1767 г.) говорил, что тунгусы и «братские люди тер­пят всякое притеснение, когда у них возникают судебные процессы... по незнанию ими русского языка и приказно­го порядка, запутываются подьячими и многими из них бывают обвиняемы иногда совершенно без вины».

Реформы 60-х годов XIX столетия оказали влияние на развитие начального образования в России. Количе­ство начальных училищ в России с 1856 по 1863 год воз­росло с 8227 до 35 660 единиц. С 1860 по 1880 г. количе­ство начальных школ возросло с 4622 единиц до 22 770, т.е. увеличилось почти в пять раз.

Количество бурятских начальных училищ во вто­рой половине XIX в. возросло с 4 до 35 единиц, т.е. было открыто 31 училище, причем в Иркутской губернии - 29 и в Забайкалье - 2.

Средних учебных заведений у бурят не было вплоть до установления Советской власти. Создание их относит­ся к 1920 г. Однако стремление у бурятского народа обу­чать своих детей в средних учебных заведениях проявля­лось еще в первой половине XIX в.

В 1835 г. пять бурятских мальчиков, окончивших Троицкосавскую войсковую русско-монгольскую школу, в том числе будущий первый бурятский ученый Доржи Банзаров, были отправлены за счет бурятских обществ для обучения в 1-ю Казанскую гимназию. Доржи Банза­ров и его современник Галсан Гомбоев первыми из бурят получили среднее, а затем и высшее образование.

В 1881 г. при Иркутской учительской семинарии была открыта начальная школа для бурятских мальчи­ков. Школа должна была подготовить их к поступлению в семинарию, чтобы впоследствии они, закончив семи­нарию, могли бы стать учителями бурятских приходских училищ. В 1882 г. в ней училось 27 человек.

Во второй половине XIX столетия небольшое коли­чество бурятских детей обучалось в средних учебных за­ведениях Иркутска, Читы, Верхнеудинска. Поступление в русские среднеучебные заведения представляло боль­шую трудность, поэтому был столь незначителен процент в них учащихся бурят. В 1890 г. в Иркутской учительской семинарии обучалось четыре бурята, в Иркутской гимна­зии - два, в Иркутской женской гимназии - две бурятки.

Некоторые сдвиги к лучшему происходят в нача­ле XX в. в связи с развитием буржуазных отношений в России и революционного движения в 1905-1907 гг. В начальных школах Иркутской губернии и Забайкалья в 1911 г. обучалось 3249 бурят, в т.ч. 642 девочки. За пять лет (1909-1914 гг.) количество школ в бурятских ведом­ствах увеличилось почти в 2,5 раза с 52 до 121. В 1916 г. в средних школах обучалось 125 бурят. В различных вузах Европейской России насчитывалось 30 бурятских студентов.

Выпускниками университета были И. Пирожков, В. Михайлов. Слушателем Томского, Казанского, Петер­бургского, Берлинского и Цюрихского университетов был М.Н. Богданов. Из среды бурят выросли крупные ученые - М.Н. Хангалов, М.Н. Богданов и другие.

Достаточно острой оставалась потребность в пе­реводчиках с русского и бурятского языков для пере­водов как художественной, так и научно-технической и общественно-политической литературы. Вот почему от­крытие первого высшего учебного заведения в Восточ­ной Сибири - Иркутского государственного универси­тета - в полной мере отвечало нуждам и потребностям бурятского народа. И недаром уже в 1918 г. на историко-филологическом факультете ИГУ начали создаваться условия для развертывания так называемого «восточного отделения». Оно было рассчитано на подготовку специ­алистов по японскому, китайскому и монгольскому язы­кам.

Монголоведческий цикл включал в себя монголь­ский язык, который вели профессор ГЦ. Цибиков и пре­подаватель Ц. Жамцарано; географию и этнографию мон­гольских народов (профессор Б.Э. Петри), историю буд­дизма (профессор Н.Д. Миронов). К числу вспомогатель­ных предметов были отнесены санскрит, курс китайского разговорного языка, общая география Сибири, основы русского государственного устройства, китайский язык.

В 1920 г. на восточном отделении было уже 79 сту­дентов. В 1925 г. в Иркутском государственном универ­ситете среди 1673 студентов примерно 20% составили учащиеся бурятской национальности. 4 января 1925 г. правление Иркутского университета, согласно постанов­ления ЦИК Бурят-Монгольской республики, постановило ввести обязательное обучение бурят-монгольскому языку и культуре для студентов бурятской и монгольской наци­ональности. В 1926 г. открылось бурят-монгольское от­деление педагогического факультета университета и при нем курсы для монгольских граждан. Первая их группа в составе 26 человек прибыла в университет из Монголии 21 октября 1926 г. Программа обучения делилась на два цикла: литературно-лингвистический и обществовед­ческий. Сразу же возник кабинет монголоведения. Спе­циализация на бурят-монгольском отделении начиналась сразу же с первого курса.

Отделение просуществовало до 1930 г., а затем было переведено в Улан-Удэ, где в 1932 г. на его основе возник Бурятский государственный педагогический ин­ститут им. Доржи Банзарова.

В 1944 г. по инициативе Усть-Ордынского нацио­нального округа в Иркутском университете вновь откры­лось специализированное бурят-монгольское отделение. Большинство его выпускников затем работали в школах Усть-Ордынского и Агинского автономных округов, а также Бурятской Республики в качестве преподавателей русского и бурятского языка и литературы. Из числа вы­пускников каждый десятый стал научным сотрудником. Они успешно защитили диссертации по филологии, истории, этнографии, философии.

В разное время на бурятском филологическом от­делении работали такие ученые и педагоги, как РХ. Харташкина, Е.К. Шаракшинова, В.Ц. Найдаков, И.О. Шаракшинова и А.Г. Митрошкина. Из среды бурят вырос­ли известные революционные и общественные деятели: Михей Ербанов, Матвей Амагаев, Василий Трубачеев, Мария Сахьянова, Ардан Маркизов, Никита Занданов и многие другие. В годы массовых политических репрес­сий многие из них незаслуженно были объявлены врага­ми народа и осуждены.

По измышлениям следователей НКВД большин­ство из них являлись членами так называемой Панмон-гольской диверсионной повстанческой организацией, «возникшей» в 1918-1919 гг. Основной целью этой орга­низации было якобы свержение советской власти и обра­зование панмонгольского государства под протекторатом Японии, с включением в него Бурят-Монголии (МНР) и Внутренней Монголии (Китай). В разные годы в «руко­водство» этой организации входили видные ученые, про­фессора Б.Б. Барадин, Ц. Жамцарано, М.Н. Ербанов - се­кретарь ЦК ВКП(б) БМССР, Дашидонобэ - нарком про­свещения БМССР, Д.М. Мункин - профессор Иркутского университета, В.Н. Вампилов - заведующий учебной частью Аларской средней школы, отец известного драма­турга А.В. Вампилова. Организация «имела» своих «опе­руполномоченных» в районах. В Эхирит-Булагатском районе ими были признаны Т.Б. Занданов - председатель Эхирит-Булагатского райисполкома; в Боханском районе - П.Н. Дамбинов, Никита Занданов; в Аларском и Ольхонском аймаках О.П. Бураев - председатель Аларского райисполкома.

Этой организации следственные органы инкри­минировали подготовку вооруженного восстания, раз­ложение колхозов, вредительство в сельском хозяйстве, распространение пораженческих настроений среди на­селения, подготовку базы для вербовки повстанческих кадров, срыв хозяйственно-политических мероприятий партии и правительства, подготовку и проведение тер­рористических актов. Руководители организации обви­нялись в связях с японскими разведорганами, центром Панмонгольской организации в МНР, консульством Маньжоу-го в г. Чите, главным японским командованием, правотроцкистским центром в Москве, штабом японской квантунской армии, правотроцкистским центром Иркут­ской области. По делу организации было арестовано к 1 января 1938 г. 1119 человек, многие из них подверглись высшей мере наказания - расстрелу. Местом захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1938 гг. считается район села Пивовариха неподалеку от г. Иркут­ска.

В годы Великой Отечественной войны тысячи бу­рят бок о бок с представителями других национально­стей сражались с немецко-фашистскими захватчиками. Пятерым из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Большой вклад несли буряты в социально-экономическую и культурную жизнь г. Иркутска. По не­полным данным, одних докторов и професоров ныне ра­ботающих, свыше 50 человек, в том числе член Академии педагогических наук П.Р. Атутов, член-корреспондент РАН А.Б. Соктоев, члены отраслевых академий В.В. Мантатов, А.О. Бороноев, ГГ. Васильев и другие.

Иркутяне гордятся своими известными писателями и поэтами бурятской национальности - П.Н. Дамбиновым, А. Шалаевым, А. Вампиловым, РА. Шерхунаевым, художниками и композиторами Ч. Павловым, А. Андрее­вым, К. Шулуновым, спортсменами - И. Протасовым, И. Хандаевым, врачами В.М. Данчиновым, В. Назаровой, геологами И.И. Егоровым и В.В. Андреевым и многими другими.

Испокон веков буряты славились своими мастера­ми. В 1996 г. в п. Усть-Орда образован Усть-Ордынский окружной центр художественных народных промыслов. Здесь оборудованы швейная, ювелирная, столярная ма­стерские, дизайнерская, выставочный зал, цех по изготов­лению бурятских музыкальных инструментов. Основная цель ОЦХНП - возрождение и пропаганда декоративно-прикладного творчества бурят Прибайкалья, народных промыслов на основе исторических и культурных тра­диций. Поэтому в центре не только занимаются произ­водством и реставрацией чеканных и ювелирных изде­лий, пошивом бурятской одежды, но и изготовлением копий уникальных изделий, а также обучают народных умельцев приемам и секретам бурятских традиционных промыслов. ОЦХНП ежегодно представляет округ на об­ластном и российском уровне. В 1997 г. центр принял участие в выставке, посвященной 850-летию г. Москвы на площади Всероссийского выставочного центра и был награжден дипломом. Центр принимал участие в выстав­ках Сибэкспоцентра, областной выставке декоративно-прикладного искусства. Изделия ОЦХНП известны не только в России, эксклюзивные изделия и сувениры рас­ходятся в Корею, Францию, Германию, Норвегию, США и другие страны. В 1998 г. открылся филиал ОЦХНП в Осинском районе.

В конце 1980-х годов общественность стала зада­ваться вопросом: каково будущее бурят как народа - носи­теля уникальной культуры? В октябре 1990 г. в Иркутске прошла конференция, в результате которой был создан Бурятский культурный центр. Одной из задач, которую ставил перед собой БКЦ, стало проведение исследова­тельской работы по истории бурятского национального движения, культуры, просвещения.

17 июня 1996 г. был принят федеральный закон «О национально-культурной автономии». На основании это­го закона в 2006 году Бурятский культурный центр был реорганизован в Бурятскую национально-культурную ав­тономию г. Иркутска.

Целью автономии является самостоятельное реше­ние вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Автономия спо­собствует изучению культурной и общественной жизни бурят в России, сохранению национальных традиций бу­рят, осуществляет сотрудничество по всем направлениям своей деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, с государственными и муни­ципальными учреждениями, общественными организа­циями и отдельными гражданами России и других стран.

Автономия способствует систематическому обучению граждан бурятскому языку, литературе, истории, фило­софии и другим предметам, являющимся неотъемлемы­ми составными частями бурятской культуры, для чего содействует созданию различных форм образования де­тей и взрослых. Члены автономии проводят совещания, конференции, круглые столы. Автономия создает клубы, музеи, кружки, студии, организует выставки, фестивали, проводит лекции, концерты, вечера отдыха, издает учеб­ники, методические пособия и другую литературу.

По уставу БЫКА г. Иркутска членами автономии могут быть совершеннолетние граждане, проживающие на территории города Иркутска, относящиеся к бурят­ской национальности.

Читать дальше

Категория: История Байкала | Добавил: anisim (24.07.2010)
Просмотров: 6463 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>