У сибирского писателя И. Ф. Федорова-Омулевского есть стихотворение «Залетные птииы».
Вихрями в бурные годы
В край наш заносит глухой
Птиц незнакомой породы,
Смелых и гордых собой...
Много тех птиц погостило
В нашей холодной стране...
Снегом следы их покрыло,
Смыло водой по весне...
Много залетные гости
Пищи стране принесли...
Мы в благодарность их кости
В мерзлой земле сберегли...
«Залетными птицами» поэт называл политических ссыльных, оставивших глубокие следы в развитии Сибири. Каждый подъем революционной борьбы против самодержавия сопровождался ссылкой ее участников. Казнями, тюрьмой, каторгой и ссылкой царизм пытался подавить революционное движение, опустошить ряды борцов, но революционные бури не утихали, а усиливались. Одно революционное поколение сменяло другое, борьба продолжалась...
15 октября 1791 г. в Иркутск прибыл А.Н.Радищев, отправленный в ссылку в Илимск. В Иркутске он прожил больше трех месяцев. Здесь Радищев имел возможность познакомиться с книгами первой в Восточной Сибири публичной библиотеки (тогда единственной) и коллекциями Натуралистического музея. Впоследствии в «Письме о кяхтинском торге» А. Н. Радищев отмечал, что Иркутск «по положению своему определен быть главою сильные и обширные области».
В июле 1826 г. началась отправка в Сибирь декабристов. Осужденных на каторжныеработы отправляли закованными в кандалы.
В Иркутск первые группы декабристов прибыли в конце августа 1826 г. Это были Н. Заикин, Артамон Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконским, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов. Иркутяне радушно встретили декабристов. При въезде их в город у Московских ворот собралась большая толпа, приветствовавшая подневольных путешественников. Когда декабристов повезли затем в губернаторский двор, туда, по свидетельству современника, «стекалось множество народа, при самой Ангаре их встречавшего». Среди иркутян было несколько человек, служивших прежде в Петербурге и лично знакомых с декабристами: учитель гимназии Жульяни, чиновник Здора и другие. Они еще до приезда декабристов в Иркутск переписывались с их родственниками, выполняли различные поручения. Иркутяне пробирались к декабристам, разговаривали с ними, обращались со словами привета, сочувствия, ободрения и утешения, давали деньги. Один из иркутян передал декабристам несколько книг. С первых встреч между декабристами и сибирским трудовым населением завязывались дружеские отношения.
Из Иркутска декабристов, осужденных на поселение, отправили в отдаленные и малолюдные пункты Восточной Сибири. Что же касается осужденных на каторгу, то их иркутский губернатор, не получавший еще определенных распоряжений из Петербурга, назначил сначала на ближайшие к Иркутску заводы, где применялся труд каторжан.
Декабристов Якубовича и Оболенского назначили в Усольский солеваренный завод. Волконского и Трубецкого в Николаевский, а Давыдова, братьев Борисовых и Артамона Муравьева — в Александровский винокуренный. На этих заводах декабристы пробыли до октября 1826 г., когда пришло распоряжение Николая I об отправке всех декабристов, осужденных на каторгу, в Восточное -Забайкалье, на рудники Нерчинского горного округа. Здесь они работали в подземных шахтах до осени 1827 г. Затем декабристов из всех тюрем и рудников Нерчинском каторги перевели в Читу и разместили в местном тюремном остроге до постройки для них особой тюрьмы. Наконец, в 1832 г. декабристов перевели в тюрьму, выстроенную в Петровском железоделательном заводе. «Совершенно темные камеры, железные запоры, четырехсаженный тын, не допускающий ничего видеть, кроме неба, должны были ужаснуть каждого», — писал об этой тюрьме декабрист Штейнгель.
За некоторыми декабристами добровольно последовали в Сибирь их жены: Трубецкая, Волконская, Нарышкина, Ентальцева, Анненкова, Юшневская, Фонвизина, Ивашева и А. Г. Муравьева. Они стремились облегчить тяжкую участь своих мужей, а также их товарищей по каторге. Полная тревог поездка жен декабристов в Сибирь прекрасно описана в поэме Н. А. Некрасова «Декабристки (Русские женщины)».
Находясь в Петровском заводе, декабристы устроили там своеобразный «тюремный университет». Они читали друг другу лекции по истории, литературе, математике, изучали иностранные языки. Некоторые декабристы (братья Бестужевы, Оболенский) обучали детей в заводской школе. Это были первые шаги культурного влияния декабристов в Сибири.
В 1832—1836 гг. декабристов, отбывших каторгу, стали отправлять на поселение в различные места Сибири. Окончательно Петровский каземат опустел лишь в 1839 г. Сначала декабристам запрещали постоянно жить в Иркутске, но те, кто находился в ближайших к нему селениях, часто бывали в городе и подолгу гостили у иркутян.
В деревне Малой Разводной (в 6 км от Иркутска к Байкалу) жили декабристы братья Борисовы, Юшневский, Артамон Муравьев, в селе Урике — Волконский, Лунин, Вольф, братья Никита и Александр Муравьевы, Панов, в Оеке — Трубецкой, в Смоленщине— Бечасный, в Хомутово—Вадковский, в Усть-Куде — братья Поджио, в Тельме и Елани — Одоевский, в Олонках — Раевский. В последние годы своего пребывания в ссылке переехали в Иркутск декабристы Трубецкой, Волконский, Веденяпин, Батеньков, Колесников, Луцкий, Митьков, Чижов. В Иркутске похоронены декабристы И. Поджио, Панов, Муханов и Е. П. Трубецкая. Еще до настоящего времени сохранился дом декабриста Волконского в Волконском переулке (в конце улицы Тимирязева) и небольшие памятники на могилах И. Поджио, Панова, Трубецкой.
С декабристов начинается благотворное влияние политических ссыльных на культурное и политическое развитие Сибири. Декабристы занимались педагогической деятельностью. А. П. Юшневский, П. И. Борисов, А. В. Поджио обучали детей математике, естествознанию, русскому и французскому языкам, музыке и рисованию.
Алексей Петрович Юшневский был замечательным педагогом, умевшим «покорять детские сердца». По словам своих воспитанников, он никогда не ласкал своих учеников, но всегда проявлял к ним любовное и добродушное отношение. Юшневский был противником телесных наказаний. Неисполнительные его ученики подвергались только увещеваниям и вразумлениям, которые были убедительны и понятны детям и действовали во много раз лучше, чем грубые окрики или розги. «На уроках он был всегда терпелив, никогда не поднимал своего голоса», — рассказывает один из его учеников Н. А. Белоголовый.
Юшневский был также хорошим музыкантом и считался одним из лучших учителей в Иркутске по классу фортепиано. Но в то время музыкальное искусство не пользовалось большой популярностью в городе, и Юшневский имел только несколько уроков, которые давали слишком небольшой заработок. Основным источником его существования служили уроки по русскому и французскому языкам.
Занимался педагогической работой и сосед Юшневского, декабрист Петр Иванович Борисов, поселенный в деревне Малой Разводной в 1851 г. Он преподавал естествознание, математику и рисование. Это был человек, питавший большую страсть к природе и естественным наукам. Борисов хорошо изучил растительное и пернатое царство Сибири. В его маленьком домике находилась коллекция сибирских птиц и мелких животных, а также «великое множество его собственных рисунков, за работой которых он просиживал все часы своих досугов». Рисовал Петр Иванович, главным образом, животных, птиц и насекомых. Эти рисунки с большим, трудом и за низкую цену продавались в Иркутске. Вместе с Петром Ивановичем жил его старший брат Андрей Иванович, тоже декабрист, заболевший в Сибири меланхолией. В Малой Разводной он занимался переплетом книг. Оба брата из России ни от кого помощи не получали и кормились на свои небольшие заработки и пособия от товарищей-декабристов.
После смерти Юшневского (1844 г.) часть его учеников перешла к декабристу Александру Викторовичу Поджио, который, по характеристике Н. Белоголового, тоже был «прекрасным педагогом и человеком редких достоинств и редкой души».
Юшневский, Борисов и Поджио имели не только платных учеников, приезжавших к ним из города, но они также обучали грамоте и крестьянских детей, не беря за это никакой платы. Начальное образование получил у них Николай Аполлонович Белоголовый, ставший впоследствии видным врачом и общественным деятелем 60—80-х годов. Он был другом знаменитого русского терапевта С. П. Боткина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других выдающихся людей своей эпохи. Белоголовый оставил интересные воспоминания о жизни декабристов в Иркутской губернии, в которых с восторгом и глубокой благодарностью говорит о своих первых учителях.
Юшневский и другие декабристы, проживавшие в Малой Разводной, пользовалисьбольшимуважением уместныхкрестьян, которым они оказывали помощь советами, лечили больных, а иногда помогали деньгами.
Декабрист А. 3. Муравьев, поселенный в Малой Разводной в 1842 г., был всеми любим и уважаем за свою беззаветную- и деятельную доброту. Крестьяне считали Муравьева своим благодетелем, «потому что, претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищею, деньгами — всем, чем только мог».
Декабрист В. Ф. Раевский, проживавший в селе Олонках, организовал там первую школу для взрослых крестьян. «Ученому везде легче», — говорил он крестьянам. Ученики декабристов проникались чувством глубокого уважения, любви и благодарности к своим учителям. В 1861 г. декабрист Горбачевский писал Е. Оболенскому:
«Вероятно, тебе любопытно знать о детях, о которых ты заботился, которых ты учил, кормил, одевал: все они здравствуют и все помнят и твое имя произносят с желанием тебе счастья и здоровья».
Крестьянка Ружицкая, помнившая декабриста Раевского, рассказывала, что он устроил в селе Олонках школу для взрослых и пригласил для постоянных занятий учителя Гусарова. «Даже женатые ходили в училище. Тогда это было очень удивительно», — говорит Ружицкая.
Однажды для поступления в Петербургский горный институт приехал сын одного из служащих Петровского завода. Он поразил экзаменаторов блестящими ответами, объемом и отчетливостью своих познаний. Это был ученик декабристов.
Беседы с декабристами расширяли кругозор сибиряков, знакомили их с естествознанием, физикой, географией, событиями политической жизни. Словом и примером декабристы знакомили сибирских крестьян с лучшими способами ведения сельского хозяйства и различными ремеслами. Особенно близко сошелся с крестьянами С. Г. Волконский, поселенный в 1836 г. в селе Урике, а затем переехавший в Иркутск. Белоголовый пишет, что Волконский «летом пропадал по целым дням на работах в поле, а зимой любимым его времяпрепровождением в городе было посещение базара, где он встречал много приятелей среди подгородных крестьян и любил с ними потолковать по душе о их нуждах и ходе хозяйства. Знавшие его горожане немало шокировались, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару, видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными хлебными мешками, ведет живой разговор с обступившими его мужиками, завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки. Когда семья переселилась в город и заняла большой двухэтажный дом, в котором впоследствии помещались всегда губернаторы, то старый князь, тяготея больше к деревне, проживал постоянно в Урике и только время от времени наезжал к семейству, но и тут — до того барская роскошь не гармонировала с его вкусами и наклонностями — он не останавливался в самом доме, а отвел для себя комнатку где-то на дворе, — и это его собственное помещение смахивало скорее на кладовую, потому что в нем в большом беспорядке валялась разная рухлядь и всякие принадлежности сельского хозяйства; особенной чистотой оно тоже похвалиться не могло, потому что в гостях у князя опять-таки чаще всего бывали мужики, и полы постоянно носили следы грязных сапогов. В салоне жены Волконский нередко появлялся запачканный дегтем или с клочками сена на платье и в своей окладистой бороде, надушенный ароматами скотного двора или тому подобными несалонными запахами».
Широкую известность получила врачебная деятельность декабриста Ф. Б. Вольфа, врача по профессии, жившего после пребывания на каторге в Забайкалье на поселении сначала в Урике, а затем в городе Тобольске. У него лечились многие иркутяне. Оказанием медицинской помощи занимались также А. 3. Муравьев, жены декабристов М. Юшневская, Е. Трубецкая, М. Волконская.
Во второй половине 40-х годов некоторые декабристы стали перебираться на постоянное жительство в Иркутск. Двумя главными центрами, вокруг которых группировались все иркутские декабристы, были дома Волконского и Трубецкого. Их посещали . не только товарищи по ссылке, но и все те, кто принадлежал к культурному иркутскому обществу. Не бывали в них лишь генерал-губернатор Руперт и иркутский гражданский губернатор Пятницкий, которые боялись получить выговор от петербургского начальства за появление в домах политических ссыльных. Особенно многолюдно и шумно проводились зимние праздники в доме Волконского. Сама хозяйка Мария Николаевна любила общество и культурные развлечения. Она сумела превратить свой дом в один из центров иркутской общественной жизни. У нее часто устраивались балы, маскарады, любительские спектакли и другие развлечения. Молодежь Иркутска постоянно вращалась в семьях Волконского и Трубецкого, находя у них не только радушное гостеприимство, но и очаг культуры и просвещения. «Уже одна открытая жизнь в доме Волконских, — пишет Белоголовый, — прямо вела к сближению общества и зарождению в нем более смягченных и культурных нравов и вкусов. Но и помимо того, как ни старались остальные декабристы не слишком выдаваться вперед и сохранять свое скромное положение ссыльнопоселенцев, но единовременное появление в небольшом и разнокалиберном обществе 20-тысячного городка 15 или 20 высокообразованных личностей не могло не оставить глубокого следа. Некоторые из них, как, например, Николай Бестужев, Никита Муравьев, Юшневский и Лунин, оказывали неотразимое влияние своими выдающимися умами, большинство же — тем глубоким и разносторонним просвещением, пробел в котором они тщательно восполнили во время своей замкнутой от мира, но дружно сплоченной жизни в Чите и Петровском заводе. Истинное просвещение сделало то, что люди эти не кичились ни своим происхождением, ни превосходством образования, а, напротив, старались искренне и тесно сблизиться с окружающей их провинциальной средой и внести в нее свет своих познаний». Декабристы внесли крупный вклад в изучение истории, географии, природы, экономики и этнографии Сибири.
Участие в хозяйственной жизни Сибири, опыты распространения улучшенных приемов и орудий земледелия, ремесла, просветительная деятельность, изучение края, общественно-политическая пропаганда — таков вклад декабристов в общественное развитие сибирских окраин России. Декабристы находились в Сибири с 1826 по 1856 г. Это тридцатилетие было временем углублявшегося разложения и кризиса феодально-крепостнической системы, роста новых — капиталистических — отношений. Подготовлялись условия для перехода революционного движения в России к разночинному, революционно-демократическому этапу. В такой обстановке деятельность декабристов в Сибири приобрела важное прогрессивное значение.
Считая своей задачей «служение общественному благу», декабристы стремились к этому и в условиях Сибири. Декабрист М. С. Лунин писал: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому мы себя посвятили».
Замечательно, что и в условиях сибирской ссылки Лунин продолжал пропаганду против самодержавия. Он писал письма своей сестре (Уваровой), в которых резко высказывался против царской власти и крепостного права. Особенно выразительно письмо «Рабы». Оно представляет собою обличение и гневный протест против крепостничества в России и рабства в Соединенных Штатах Америки. Лунин ратовал за освобождение крепостных. Б одном из писем он разоблачал реакционную теорию «официальной народности», приходя к выводу, что три ее начала («православие, самодержавие, народность») «разнородны, бессвязны и противоречивы по своим результатам». Письма Лунина представляли собою острые политические памфлеты. Они переписывались и в копиях распространялись в Иркутске, Верхнеудинске, Кяхте и других местах. «Гласность, которою пользуются мои письма через многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которым я должен пользоваться на защиту свободы», — говорил Лунин.
Кроме писем, Луниным были написаны политические произведения: «Разбор Донесения Тайной следственной комиссии государю императору в 1826 г.», «Общественное движение в России в нынешнее царствование» (1840), «Взгляд на русское тайное общество с 1816 до 1826 года» (1841). Выступая как непримиримый противник самодержавия и крепостничества, М. С. Лунин защищал дело, за которое боролись декабристы, и пропагандировал его.
Характеризуя деятельность тайных обществ и их цели, М. С. Лунин стал по существу одним из первых историков декабристского движения. По его мнению, тайное общество доказало, что «система самодержавия уже не соответствовала настоящему состоянию России», что «основанное на законах разума и справедливости правительство одно может доставить ей права на знаменитость среди народов просвещенных».1 Самодержавное правительство на все дерзает, но и всего страшится. Оно отступает перед «духом тайного общества» — общественным движением. Желания нового поколения стремятся к сибирским изгнанникам, слово которых сильно, несмотря на то, что его запрещают выражать даже в простых письмах к родным. У изгнанников отняли все, но не могли отнять у них любовь народную.
Царское правительство запретило Лунину переписку, но он продолжал распространять свои рукописи. Наконец царские власти решили окончательно изолировать его. Из Урика Лунина отправили в Акатуй (Восточное Забайкалье). Здесь специально для него была устроена небольшая каменная тюрьма. До конца своей жизни он томился в ней, совершенно оторванный от воли, не видя в течение четырех лет никого, кроме тюремной стражи. М. С. Лунин умер в Акатуе в 1845 г.
Кроме рукописей М. С. Лунина, в Сибири были созданы другие политические произведения декабристов. Никита Муравьев составил примечания к «Разбору Донесения следственной комиссии». Н. Бестужев написал в Петровском заводе экономический труд «О свободе торговли и вообще промышленности». Он рассматривал крепостное право как тормоз экономического развития России V высказывался против всяких феодально-крепостнических ограничений в промышленности.
Как видно из статьи Лунина «Общественное движение в России в нынешнее царствование», декабристы понимали, что это движение не прекратилось, оно продолжается. Резко критикуя политику самодержавия за пятнадцать лет царствования Николая I, М. С. Лунин от имени сибирских изгнанников вызывал «руководителей правящей партии» на суд потомства:
«Мы в свою очередь вызываем вас на суд современников и потомства: «отвечайте!».
Гражданская поэзия декабристов в годы сибирской ссылки не ограничилась ответом на послание А. С. Пушкина «В Сибирь». Михаил Бестужев написал стихотворение — песню о восстании Черниговского полка:
Что не ветер шумит во сыром борз —
Муравьев идет на кровавый пир...
С ним черниговцы идут грудью стать,
Сложить голову за Россию-мать.
Ф. Ф. Вадковскому принадлежит замечательная песня «Помнишь ли ты нас, Русь святая, наша мать». В стихах, обращенных к народу, он выразительно говорил о том, чего добивались декабристы.
В. К. Кюхельбекер в глубоко прочувствованном стихотворении «19 октября» откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина:
...Последний пал родимый мне поэт...
И вот опять Лицея день священный,
Но уж и Пушкина меж нами нет.
Не принесет он новых песен вам,
И с них не затрепещут перси ваши,
Не выпьет с нами он заздравной чаши... -
Он воспарил к заоблачным друзьям —
Он ныне с нашим Дельвигом пирует,
Он ныне с Грибоедовым моим.
По них, по них душа моя тоскует;
Я жадно руки простираю к ним.
Гражданские мотивы звучали в стихах В. Ф. Раевского.
Литературно-пропагандистская деятельность декабристов в Сибири вливалась, как один из потоков, в русское общественное движение 30-х — 40-х годов XIX в. В дальнейшем ряд этих произведении был опубликован А. И. Герценом в годы революционной ситуации 1859—1860 гг.
Общественное оживление 50—60-х годов XIX в. в России отразилось и в Восточной Сибири. В Иркутске и Кяхте стали получать издания вольной русской прессы, созданной в эмиграции Герценом и Огаревым, — «Полярную звезду», затем «Колокол». Из Кяхты эти издания пересылались в Селенгинск Торсону, а оттуда в Петровский завод к декабристу И. И. Горбачевскому; М. А. Бестужев и И.И. Горбачевский разъясняли забайкальским читателям вольной прессы содержание и значение статей. На обложке «Полярной звезды» были изображены пять казненных декабристов. Это был символ идейной близости к ним. Герцена и Огарева. Декабристы, оставшиеся в живых, увидели уже на склоне своих лет, что их дело имеет продолжателей. Декабрист М. А. Бестужев отправлял письма Герцену и принимал живое участие в создании первого органа периодической печати в Забайкалье — еженедельной газеты «Кяхтинский листок», вышедшей в 1861 г. В одном из первых номеров газеты был опубликован в форме письма очерк М. А. Бестужева, посвященный Кяхте.