Преобладание торговли и ремесла определяло состав и основные занятия жителей Иркутска. В первой половине XVIII в. состав их изменялся в следующем направлении.
Увеличивался удельный вес населения, связанного с занятиями городского типа — торговлей и ремеслом. Служилые люди отодвигались на второе место. Крестьяне-земледельцы переселялись в деревню, переходили к городским занятиям или сочетали их с сельским хозяйством. Оставшиеся в городе зачислялись в разряды посадских, цеховых, а более зажиточные переходили в купечество.
По данным ведомости 1769 г., население Иркутска разделялось на следующие категории: купцы, посадские, цеховые, крестьяне, «фабриканты», приказные служители, разночинцы, церковные служители, штаб — и обер-офицеры, солдаты, казаки и матросы, дворяне и дети боярские, ясачные иноверцы, «навигацкие ученики».
Основную часть городского населения составляли купцы, посадские и цеховые. В 1769 году из 1153 домов, числившихся в Иркутске, на долю этих трех категорий приходилось 594 дома. Затем шли разночинцы (180 домов), казаки (101 дом), солдаты и матросы (81), церковные служители (57), приказные (41). Остальные категории занимали незначительное место: крестьяне и дворяне составляли 28 дворов, другие — еще меньше. «Фабрикантами» называли купцов, имевших мануфактуры, ясачными — бурят и представителей других народов Сибири, иноземцами — иностранцев. «Навигацкие ученики» обучались в Иркутской навигационной школе. Незначительное количество дворян среди городского населения типично не только для Иркутска, но и для всех городов Сибири. Здесь встречались отдельные представители служилого (а не поместного) дворянства среди чиновников и военных. Это объяснялось отсутствием крепостного права в Сибири.
В конце XVII в. купечество Сибири еще не пользовалось доверием правительства: в указе от 27 октября 1699 г. сибирские купцы назывались «людьми скудными».
В начале XVIII века иркутские купцы также оставались «людьми скудными». По словам П. А. Словцова, иркутское купечество тогда «еще не разбогатело». Лишь у некоторых купцов имелись мыловаренные, кожевенные и салотопенные чаны. «Им, — пишет Словцов, — не всегда удавалось скупать белку и соболей даже тункинских и кудинских. Приезжие купцы вмешивались и перебивали закупку у иркутян везде: в стойбищах Аларских, Идинских, Балаганских и Верхоленских. Что касается промыслов бельих и соболиных в Нерчинском крае, по Витиму, на Нижней Тунгуске, Олекме, Колыме и Камчатке, туда не досягали маломочные руки торговцев иркутских, кроме предприимчивых двух человек — Трапезникова и Югова».
Во второй половине XVIII века, благодаря развитию русско-китайской торговли и внутренней торговли в Сибири, многие из сибирских купцов превратились из «скудных людей» в богатых и «именитых граждан» тогдашнего общества, властвовавших во многих городах Сибири. Наиболее показательным в этом отношении является Иркутск. Здешних купцов усиливали, с одной стороны, изобилие дорогой пушнины и торговля с Китаем, с другой стороны— выгодность внутренней торговли, объяснявшаяся разбросанностью населения на обширной территории, которое постоянно нуждалось в необходимых жизненных припасах и разных товарах, как-то: олово, свинец, железо, сошники, посуда, чай, табак, соль, сукно, ткани и проч. Купцы по дорогой цене сбывали свои товары местному населению и дешево скупали производимую им продукцию, что обогащало купечество и обусловливало господствующее положение его. «Торговые и промышленные выгоды Сибири, — пишет Щапов, — постоянно привлекали из России в сибирские города новых торгово-промышленных людей. Так, в один Иркутск в течение XVIII столетия переселились несколько купцов, преимущественно из поморских городов — Устюга, Тотьмы, Каргополя, Вологды и других, и основали здесь богатые купеческие дома». Из крупного купечества в Иркутске сложилась олигархия, которая процветала и властвовала над общественным управлением.
Указом от 31-го июня1762 г. правительство уничтожило казенную монополию в кяхтинской торговлеиразрешилокупцам свободно торговать с китайцами всеми видами мягкойрухляди. С этого времени для многих сибирских купцов, особенно для иркутских, наступил «золотой век». Они устремились не только в деревни, села и улусы, лежащие близ городов, но и на далекие северные окраины. Во всех этих местах купечество скупало пушнину, мерлушку, продукты скотоводства и земледелия, одновременно продавая промышленные товары, привезенные из Европейской России и Китая. Народам сибирского севера купцы не только сбывали промышленные товары, но и закупленный в земледельческих районах хлеб и получали от них взамен ценные виды мягкой рухляди. Одну часть мягкой рухляди отправляли в Европейскую Россию, другую — в Кяхту, где ее довольно выгодно меняли на китайские товары. Уже в 60-х годах XVIII в. внешняя и внутренняя торговля стала монополией крупных купцов, этим был открыт широкий простор для торгово-ростовщической эксплуатации трудящихся Сибири. Пользуясь острой нуждой крестьян в деньгах для уплаты податей и покупки предметов первой необходимости, купцы давали в долг под высокие проценты деньги и товары. Если долг не уплачивался в срок, проценты еще больше повышались. В результате крестьяне оказывались в кабале у купцов, были вынуждены отрабатывать долг или за бесценок продавать им пушнину, хлеб, скот и прочее. Например, ленское и киренское крестьянство постоянно жаловалось на самоуправство иркутских купцов. «Задолжавшись раз, — пишет Щапов, — жители постепенно делались неоплатными должниками. Купцы немилосердно взыскивали с них долги, разъезжали по деревням на крестьянских подводах без платежа прогонов, нахально, бессовестно обманывали крестьян в своих обязательствах поставлять им съестные припасы».
Иркутское купечество ревностно охраняло свои монополии. Оно в 1756 г. решительно отказывалось открыть в Иркутске ярмарку, на которую иногородние купцы могли бы привозить свои товары и продавать их в розницу, но по настоянию губернатора ярмарка все же была открыта.
Выгодность торговли мягкой рухлядью побуждала иркутских купцов искать новые пушные районы, с этой целью они проникали на Камчатку и Алеутские острова. Вновь открытые пушные места стали особенно привлекать купечество, когда появился в Кяхте большой спрос на морских бобров, торг которыми приносил крупную прибыль. По сведениям Иркутской земской избы, относящимся к 1761 г., некоторые иркутские купцы имели свои суда «в камчадальских острогах». Другие приобретали суда совместно с иногородними купцами и отправляли своих приказчиков и работных людей «для промыслу морских бобров по островам». Иркутские купцы имели также небольшие суда с одним парусом, называемые дощаниками. Работников для плавания на них по Байкалу, Ангаре, Енисею нанимали как из иркутских посадских, так и из пришлых людей, «знающих опасныеместа»и«поводство»(судоходство).
Крупные доходы приносили купцам подряды и поставки в казну.
В купечество по городу Иркутску записывались сыновья местных купцов, для которых занятие торговлей становилось наследственным, зажиточные крестьяне, разночинцы и цеховые «по имению у них капиталов от трехсот до пятисот и до тысячи и до трех тысяч рублев». Различались первостатейные, второстатейные и третьестатейные купцы.
Среди купцов выделялись крупные первостатейные коммерсанты, бывшие монополистами в области торговли, откупов и подрядов. Далее шло среднее купечество и мелкие купцы, являвшиеся, главным образом, контрагентами крупных.
В 1775 г. из состава купечества была выделена группа торгующих мещан, оборотный капитал которых не превышал 500 рублей. Купцы разделялись тогда на три гильдии соответственно размерам капиталов. К 3-й гильдии относились купцы, заявившие капитал в 1000 руб., ко второй — свыше 1000 и до 10000 руб., к первой — свыше 10000 руб.
При слабом развитии промышленности занятия иркутских посадских, или мещан (название «мещане» устанавливается во второй половине XVIII в.), были связаны главным образом с торговлей. Они занимались мелкой торговлей, извозом и сплавом товаров, изготовлением саней, телег и упряжи, содержанием постоялых дворов, заготовкой корма для лошадей и тары для упаковки товаров. Мещане имели покосы, огороды, скот, небольшие кожевни, занимались рыболовством.
Из обедневших мещан, цеховых, крестьян, городской и деревенской бедноты комплектовались работные люди. Они работали по найму на купеческих дворах, товарных складах, мануфактурах, заводах, батрачили у зажиточных мещан. Иркутские мещане нанимались на промыслы «в камчатские остроги» и в «морской вояж» - на Алеутские и Курильские острова. Мещане «бедного состояния» попадали в ростовщическую кабалу к купцам.
Когда главным занятием мещанина было ремесло, он зачислялся в цех и становился цеховым.
В 1769 г. в Иркутске числилось 726 цеховых — ремесленников. Они занимались следующими ремеслами: иконописным, серебряным и меднолитейным, литьем оловянной посуды, портновским, шапочным, столярным, токарным, кузнечным, «часов вождением» (часовщики), котельным, плотничным, бочарным и чанным (изготовление кожевенных чанов), лотошным, санным, сапожным, башмачным и чирочным, кожевенным, мыловаренным, неводным, рукавичным, шерстобитным, каменным и кирпичным, горшечным, пряничным, маркитантским (трактирным). Число ремесленников считалось недостаточным для удовлетворения местных нужд. По свидетельству Иркутской земской избы, ремесленников «надлежало приумножить» почти в три раза. Можнополагать, что, кроме ремесленников, зачисленных в цехи, некоторые ремесленные изделия изготовляли посадские, не приписанные к разряду цеховых.
В «Расписании» городов, острогов и слобод Иркутской губернии (1779 г.) цеховых значится в Иркутске 742, Селенгинске — 101, Удинском пригороде (Верхнеудинске) — 6, Кабанском остроге— 7, Кяхтинском форпосте — 953, всего 1809 цеховых. Кроме того, имелись ремесленники, не состоявшие в цехах. Это были деревенские, посадские и улусные кузнецы, плотники, кожевники и пр. По количеству цеховых Иркутск уступал только Кяхтинскому форпосту (Кяхте), где работали ремесленники, обслуживавшие приграничную торговлю России с Китаем.
Иркутские цеховые не были замкнутой корпорацией: доступ в цех и выход из него не представлял особых затруднений. При немногочисленности цеховых в Иркутске не было по существу деления на цехи по специальностям. Все ремесленники в административно-организационном отношении представляли собою как бы один цех, во главе которого стоял выборный цеховой староста (сначала он назывался альдерманом). К обществу цеховых (часто его называли просто цехом) приписывались мещане и крестьяне, для которых какое-либо ремесло стало основным занятием. Приписанные к цеху обязывались платить денежные сборы и несли повинности, возложенные на цеховых. Приписка производилась с согласия общества цеховых. При немногочисленности ремесленников они не опасались взаимной конкуренции, легко находя заказчиков. Поэтому в Иркутске не было типичной для цехов регламентации количества и качества изделий, числа подмастерьев и учеников и т.д. Цеховой староста и сходы цеховых ведали главным образом приемом в цех, раскладкой и выполнением казенных и магистратских денежных сборов и повинностей, распределением покосных угодий, мест в гостином дворе, казенных подрядов, а также некоторыми вопросами городского благоустройства. Цеховые избирали одного из старост земских дел в Земскую избу и участвовали в сходах купеческого, мещанского и цехового обществ, ведавших упомянутыми вопросами в общегородском масштабе.
В одном из «доношений» иркутских купцов указывалось, что среди цеховых есть люди, имеющие капиталы. Это были владельцы мастерских, эксплуатировавших труд подмастерьев, учеников и наемных работных людей. Необходимо при этом отметить, что четкого разграничения цеховой иерархии — мастер, подмастерье, ученик — в Иркутске не было. Разбогатевшие цеховые, как видно из документов Иркутской земской избы, приписывались к купечеству, становились купцами.
«Капитальные люди» составляли незначительное меньшинство среди цеховых. В общественном приговоре цеховых в 1785 г. указывалось, что «пропитание имеют цеховые от мастерств своих и разных промыслов и в наймах у разных званиев в строчных работах по недостаткам своим з забиранием наперед денег, за малые иены от капитальных людей». Это замечание представляет интерес для характеристики разных категорий цеховых.
Одни из цеховых имели пропитание «от мастерств своих», работая в одиночку или с помощью своей семьи. Другие являлись «капитальными людьми», применяющими наемный труд, занимавшимися ростовщичеством. Третьи были вынуждены служить «в наймах», «быть в срочных работах у капитальных людей»: купцов, владельцев мастерских, чиновников, зажиточных мещан. «Забирание наперед денег от капитальных людей» представляет один из видов ростовщического кредитования. Кредитуясь «по недостаткам своим», цеховые и мещане были вынуждены отрабатывать долг с нараставшими процентами.
Все категории городского населения, за исключением чиновников, духовенства и военных, платили податные сборы. Купцы уплачивали процентные сборы с объявленного капитала, подушные и «магистратский трактамент». В 1785 году сумма магистратского трактамента складывалась из расходов на жалованье секретарю и приказным служителям магистрата, «пробирному» мастеру с учениками, на приобретение свеч, чернил и дров, содержание лошади при полиции для возки пожарных инструментов, «заведение городовой школы», починку мостов. Мещане и цеховые платили подушную подать и магистратский трактамент. Подушная подать определялась в 1 руб. 92 коп. в год с каждой души мужского пола, трактамент - 1 руб. 68 коп. Фактически эта сумма повышалась, так как приходилось платить по раскладке за убывших, малолетних, престарелых, больных, умерших, а также покрывать недоимки прежних лет. В 80-х годах XVIII века иркутские цеховые платили только подушных по 4 руб. 28 коп. с души. Необходимо отметить, что 4 рубля составляли почти двухмесячное жалованье магистратского пищика (канцелярского писца), получавшего 26 руб. в год. Кроме обычных казенных сборов, с иркутян собирали деньги на рекрутов, на угощение начальства в дни «царских праздников» и проч. Существовали еще неофициальные «темные поборы» в пользу чиновников и штрафы «за небытие на исповеди». Если для купцов и зажиточных мещан податные и трактаментные сборы не представляли еще особой тягости, то для несостоятельных мещан и цеховых они становились «несносным отягощением». Приведем любопытный пример.
В январе 1785 г. на сходе иркутских мещан, купцов и цеховых был доставлен приговор об отпуске на магистратский трактамент 3459 руб., по 1 рублю 68 коп. на душу. Купцы и мещане подписались под приговором, а цеховые «от оного отреклись», заявив, что они «такого не по силам трактаменту снести».
На отдельном сходе был вынесен особый приговор. Цеховые называли новый трактамент «несносным отягощением» и просили городовой магистрат о «защищении».
В приговоре цеховых указывалось, что немалое количество людей выбыло из цеха в мещане, «а гражданские службы нисколько против мещан не уменьшены». Цеховым приходится платить подушные сборы за престарелых, малолетних, увечных, умерших, не имевших наследников. В результате оставшиеся платят подушные деньги «с крайним изнеможением и замедлением». В заключительной части общественного приговора говорилось:
«Если же положится такой несносный трактамент, то уже остановитца збор подушных денег и может притьтить общество в крайнее раззорение и в неплатеж доимок (недоимок) и лишит нашего звания». Цеховые просили «от такой несносности защитить» и оставить прежний трактамент без прибавки дополнительной суммы.
Магистрат назвал нежелание цеховых платить повышенный трактамент «явным непокорством» и отменил их общественный приговор, «дабы оные не согласными оговорками не могли наводить в переписках правительств затруднениев».
В первые десятилетия существования Иркутска городское население непосредственно подчинялось приказчикам, затем — воеводам, но во второй половине XVII в. появляются посредники между ними и горожанами. Посадские выбирали земского старосту. Он являлся выборным главой посадских и ведал, главным образом, поступлением с них оброков, а также следил за выполнением распоряжений воеводской приказной избы. Раскладка и непосредственный сбор налогов поручались выборным «окладчикам» и «сборщикам». Когда правительством для сбора косвенных налогов была установлена так называемая «верная система», основанная на денежной ответственности горожан за налоговые поступления, то посадские были обязаны выбирать «целовальников» — таможенных, «пивных», «винных», «соляных». Поступлением косвенных налогов ведал «таможенный, заставной и кружечных дворов голова».
Институт земских старост, или старост земских дел, существовал в Иркутске на протяжении всего XVIII в. Тогда избиралось три земских старосты: от купцов, цеховых и посадских. Они стояли во главе Земской избы (официально она называлась «Иркутские земские дела»).
В 1720—1721 гг. Петром I была проведена реформа городского управления. Правительство учредило в Петербурге Главный магистрат, а в других городах — городовые магистраты, ответственные круговой порукой за сбор подушной подати и прочие казенные сборы. Городское общество разделялось на два основных разряда: граждан «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой причислялись банкиры, купцы, промышленники, доктора и аптекари, шкиперы, ювелиры, художники и ученые; вторую гильдию составляли ремесленники и мелкие торговцы. К нерегулярным гражданам были отнесены наемные рабочие, поденщики и другие представители городского населения, остававшиеся в бесправном состоянии. Лица других сословий (духовенство, дворяне, крестьяне), постоянно жившие в городе, в число городских граждан не входили и не участвовали в городском управлении.
Орган городского управления — магистрат, затем ратуша-— представлял собою выборную коллегию. Ее избирали только «регулярные граждане», «нерегулярные» были от выборов устранены.
Организация купцов и промышленников, регулирование торговли и промышленности в городах, избежание недоимок при сборе подушной подати — таковы были основные задачи городской реформы. Преобладающую роль в управлении городом играли купцы. Магистрат ведал раскладкой податных сборов, городским хозяйством, следил за порядком в городе, выполнял распоряжения высшего начальства. В ведении магистрата находилось цеховое управление. Во главе каждого цеха стоял старшина (альдерман), выбранный из мастеров.
В 1722 году в Иркутске была открыта городовая ратуша, подчиненная тобольскому магистрату. Первыми иркутскими бургомистрами были Михаил Сухой и Семен Гранин. Через год вместо ратуши в Иркутске был учрежден магистрат. Бургомистры остались те же, а ратманами выбраны купцы Прокопий Верховцев, Иван Толмачев и Савва Котов. В 1728 году магистрат в Иркутске был закрыт, а вместо него учреждена ратуша во главе с бургомистром купцом Трифоном Бречаловым. Ратуша находилась в ведении Иркутской провинциальной канцелярии.