Выдающимся фактом в истории Сибири, оказавшим огромное влияние на все стороныее жизни, является проведение Сибирской железной дороги. Оно было вызваноразвитием капитализма вширь, т.е. распространением сферы его господства на новые территории. ВеликийСибирский путь способствовал росту сбыта промышленной продукции на сибирском рынке и вывоза оттуда сырья и продуктов сельского хозяйства, усиливал колонизационноеосвоение края, более выгодную эксплуатацию его природных богатств. Вместе с тем постройка Сибирской железной дорогислужилаинтересам внешней политики правительства: стремлению укрепиться в экономическом и военно-политическом отношении на Дальнем Востоке, овладеть его рынками, расширить сферу своего влияния.
Постройка Сибирской железной дороги, начатая одновременно с двух противоположных сторон: от Челябинска и от Владивостока,— продолжалось 13 лет (с 1892 по 1905 гг.). В 90-х годахбыло открыто движение по Средне-Сибирской железной дороге от Ново-Николаевска (Новосибирска) до Иркутска.
16(29) августа 1898 г. в Иркутск прибыл первый поезд. Местная газета посвятила этому событию передовую статью, которая начиналась такими строками:
«Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласит наши окрестные горы, степи и леса, еще почти нетронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем два океана, Великий и Атлантический, еще не так давно казалась несбыточной мечтой, теперь же через два, много пять лет, будет совершившимся фактом. Роковой момент для Сибири настал! Старая Сибирь осталась позади, впереди перед нами встает что-то новое. Сознание важности переживаемого страною момента проникло все слои общества, и почти перед каждым встает вопрос: «Что-то будет?..»
В 1900 г. закончилась постройка железной дороги от Иркутска до Байкала — с одной стороны и от станции Мысовой до Сретенска — с другой. Что же касается Кругобайкальской дороги между станциями Байкал и Мысовая, то постройка ее, являвшаяся исключительно трудным делом, была закончена лишь в 1905 г. Этот участок проходил по гористой местности, необходимо было прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал, и т.д.
Между тем отсутствие сплошного рельсового пути от Иркутска до Мысовой вызвало большие затруднения в передвижении пассажиров и грузов по Забайкальской железной дороге. Тогда было решено, не дожидаясь окончания постройки Кругобайкальской линии, соорудить рельсовый путь от Иркутска до Байкала, а затем устроить регулярное пароходное сообщение через озеро. Сооружение Иркутско-Байкальской линии, начатое летом 1896 г. под руководством инженера Пушечникова, было закончено в 1900 г. Эта линия начиналась от ст. Иркутск и шла на протяжении 62 верст до ст. Байкал, расположенной у истока р. Ангары, на мысу Баранчук, у подножья Байкальских гор. От станции рельсовый путь доходил до-берега Байкала, заканчиваясь на самой пристани, с которой производилась подача поездов на пароходную переправу. Переправа совершалась на специально устроенном ледоколе «Байкал». Он сооружался в Англии, а затем по частям был привезен в село Лиственичное на берегу Байкала, где был собран.«Байкал» представлял собой крупное судно. Длина его — 290 футов, ширина — 57 футов, грузоподъемность — 4200 тонн. На ледоколе было три машины общей мощностью в 3750 индикаторных сил.
В нижней, внутренней, палубе «Байкала» находилось три рельсовых пути. Здесь размещалось 25 товарных вагонов, наполненных грузом. В каютах на верхней палубе помещалось до 300 пассажиров.
Переезд через озеро между пристанями Баранчук (возле станции Байкал) и Танхой — 40 верст — продолжался около 2'Л часов. В помощь «Байкалу», считавшемуся тогда вторым по величине ледоколом в мире, был выстроен ледокол «Ангара» мощностью в 1250 сил, предназначенный главным образом для перевозки пассажиров. В распоряжении Байкальской переправы, находившейся в ведении Забайкальской жел. дороги, имелись также колесный пароход «Лейтенант Малыгин», пароход «Стрелка» и 5 барж с общей грузоподъемностью в 82000 пудов. Кроме судов Байкальской переправы, по Байкалу, Селенге и Ангаре совершали рейсы 11 небольших пароходов с 18 баржами, принадлежавших компании Немчиновых, и три катера.
В 1902 году был отстроен участок Танхой-Мысовая, а в 1905 году открылось движение по линии от станции Байкал до Мысовой. Этот участок получил название Кругобайкальской железной дороги. Несколько тоннелей, прорезавших береговые утесы, многочисленные виадуки, мосты и другие искусственные сооружения остались немыми свидетелями огромных трудов, положенных рабочими, инженерами, техниками, строившими дорогу.
Проведение Сибирской железной дороги усилило экономическую связь Сибири с Европейской Россией, способствовало ускорению и росту товарооборота.
Сбыт продукции сибирского сельского хозяйства усилился не только на рынках Европейской России, но и на местном рынке. Проведение железной дороги содействовало увеличению населения в городах, железнодорожных поселках, на каменноугольных копях, золотых приисках. Во всех этих пунктах возрастал спрос на сельскохозяйственную продукцию. Что касается спроса на промышленные изделия, то он увеличивался как в результате развития сельского хозяйства, роста городов и рабочих поселков, так и вследствие переселенческого движения в Сибирь, которое усилилось после проведения железной дороги.
За 15 лет, с 1896 по 1910 год, в Сибирь прибыло 8930000 переселенцев. Переселенцы, вспахавшие миллионы десятин «нови», способствовали росту сибирского земледелия.
После проведения железной дороги в Сибири складывается новая отрасль промышленности — каменноугольная, возрастает добыча золота. Растут мукомольное, кожевенное дело, маслоделие и другие виды производства, непосредственно связанные с обработкой продукции сельского хозяйства.
Оживление сибирской промышленности после проведения железной дороги не ликвидировало все же промышленно-экономической отсталости Сибири. Для капиталистов центра Сибирь оставалась сырьевой базой, рынком выгодного сбыта товаров, объектом торгово-ростовщической эксплуатации трудового населения; царское правительство рассматривало Сибирь как источник получения податных сборов и других доходов казны и «край изгнания» — место каторги и ссылки.
«Промышленность Сибири представляла собою, за небольшим исключением, промышленность полукустарного типа и в общем промышленном балансе России играла незначительную роль... Основными отраслями сибирской промышленности до войны, кроме золота и угля, являлись: мукомольная, винокуренная и прочие производства пищевой промышленности, т. е. те отрасли, которые тесно связаны с местным сырьем». На мукомольное дело и винокурение падало 74% стоимости всей продукции обрабатывающей промышленности в Сибири.
Из общей суммы промышленной продукции всей России, достигавшей 5 620 млн. рублей в год, на долю Сибири приходилось лишь 83 100 000, т. е. 1,5%. В промышленности России было занято 2 598000 рабочих. Между тем в Сибири насчитывалось всего 59000 рабочих, т. е. 2,3 %.
После проведения железной дороги в Сибири начинается распространение сельскохозяйственных машин: жнеек, сенокосилок, конных грабель и проч. Но выгодами их применения воспользовалась не вся масса крестьянства, а преимущественно сельская буржуазия — кулачество.
Во всех отраслях хозяйственной жизни Сибири развивалось противоречие между потребностями развития производительных сил и экономико-технической отсталостью края. Это противоречие разрешается лишь после Октябрьской революции на совершенно новой основе — на основе социалистического строительства.
С развитием капитализма, проведением железной дороги, ростом каменноугольной, золотодобывающей и других отраслей промышленности в Сибири рос пролетариат. В мастерских и депо железной дороги, на каменноугольных копях и золотых приисках, на заводах создавались очаги революционного движения.
Большое влияние на развитие и направление революционного движения в Сибири, в частности в Иркутске, оказала ленинская «Искра» — коллективный организатор, пропагандист и агитатор. Эта газета уделяла значительное внимание Сибири, где она имела своих активных корреспондентов. За 1901—1903 гг. в «Искре» было напечатано более 40 корреспонденции, статей и заметок, относящихся к Сибири. В них освещались важнейшие вопросы и факты социал-демократического движения в этом крае.
В 1901 г. по инициативе томской группы революционных социал-демократов, при поддержке кружков и групп, существовавших в Омске, Красноярске, Иркутске, Чите, образовался Сибирский социал-демократический союз, объявивший о своем возникновении особым воззванием, напечатанным в собственной типографии. В воззвании говорилось, что в разных местах Сибири возникли организации, цель которых заключается в революционной пропаганде среди рабочих. Эта пропаганда ведется успешно, но разрозненно. Сибирский союз поставил своей задачей объединение отдельных местных групп и расширение их деятельности.
«Искра» рассматривала возникновение Сибирского социал-демократического союза как показатель того, «что и среди деятелей еще молодого сибирского движения назрела потребность раздвинуть рамки агитационно-организаторской деятельности за пределы местной «кустарной работы». Такая потребность стала сознаваться в широких кругах партии. Это показывало, что «песенка старого «экономизма», воспитавшегося на преувеличенном почитании «местной» деятельности, уже спета».
Приветствуя объединение сибирских социал-демократических групп, «Искра» считала нужным отметить и недостатки, допущенные в воззвании Сибирского социал-демократического союза. Газета обращала внимание на то обстоятельство, что результаты объединения социал-демократических групп могут быть значительно парализованы стремлением этого объединения «обособиться от общерусского движения в какую-то самодовлеющую силу». В воззвании Союза говорилось, что, когда в России окончательно сформируется с.-д. партия, «Союз войдет с ней в возможно тесное соприкосновение». «Искра» считала, что Сибирский социал-демократический союз должен просто вступить в партию как одна из ее частей. Общеклассовые интересы и политические задачи пролетариата одинаковы как в Сибири, так и во всей России.
В статье «Искры» ставился вопрос: «Почему Союз говорит об окончательном сформировании Российской партии, как о деле, в котором он сам как бы не намерен принимать участие?» «Искра» указывала, что общерусская рабочая партия сформируется только как комплекс всех отдельных социал-демократических организаций, в том числе сибирских групп. «Искра» выступала против всякой областной обособленности и призывала к активному содействию общепартийной политической печати — важного средства общеполитической борьбы организованного пролетариата. В издании и распространении этой печати должны принять участие соединенные силы всех районов.
Под влиянием «Искры» Сибирский социал-демократический союз стал устранять свои недостатки и следовать политической линии, намеченной общепартийным органом печати. В прокламации, выпущенной в январе 1903 г., Союз объявил о вступлении в РСДРП в качестве ее комитета, о своей солидарности с организацией «Искры» по вопросам принципиальным, тактическим и организационным и о признании «Искры» руководящим партийным органом. Сибирский социал-демократический союз стал называться Сибирский союз РСДРП.
В состав Сибирского союза входили комитеты РСДРП: Томский, Омский, Красноярский, Иркутский, Читинский.
Иркутский комитет РСДРП возник в 1901 г. и выпустил свою первую прокламацию в марте 1902 г. До апреля 1903 г. было распространено в значительном количестве экземпляров 28 прокламаций. Их раскидывали на видных местах по улицам, по дворам, раздавали для распространения верным людям, разбрасывали в промышленных предприятиях, учебных заведениях, казармах, расклеивали на заборах, рассылали по почте, опускали в ящики для писем по домам иркутян. Кроме распространения листовок и литературы, присылаемой из центра, Иркутский комитет выпускал свои прокламации, размножал статьи из ленинской «Искры», распространял издания Сибирского союза. Сначала прокламации Комитета печатались на гектографе, затем на типографском станке. По коллекциям прокламаций, хранящихся в государственном архиве Иркутской области, можно проследить, как улучшалась техника их печатания. Одни из них написаны от руки «печатными» буквами и размножены на гектографе, другие напечатаны четко, по всем правилам типографской техники.
Прокламации Иркутского комитета РСДРПобращеныкрабочим и работницам, к учителям, солдатам. Через свои и другие издания Комитет распространял социал-демократические идеи, пропагандировал необходимость борьбы за политические свободы и за социализм. Обыкновенно воззвания заканчивались призывами: Долой самодержавие! Да здравствует свобода! Да здравствует социализм! Прокламации Иркутского комитета РСДРП и Сибирского союза откликались на события, происходившие в Европейской России (Обуховская оборона, стачки рабочих в Ростове-на-Дону и на станции Тихорецкой, волнения крестьян в Харьковской и Полтавской губерниях) и в Сибири разоблачали жестокие расправы царизма над рабочими и крестьянами. В прокламации «Поздравление имениннику царю», выпущенной в декабре 1902 г., говорилось: «Проклятие тебе, царь-убийца, грабитель! Проклятие тебе, самодержавный именинник! Ты стреляешь, гноишь, ссылаешь, вешаешь лучших людей... Но горе тебе, именинник! В твоей стране рабов начинает просыпаться рабочий! И близок день, когда запылает народное восстание, когда мускулистая рука рабочего разобьет твое ненавистное иго...»
В воззвании «К рабочим и работницам города Иркутска» (10 июля 1902 г.) Иркутский комитет РСДРП разъяснял им, чего добиваются социалисты, и призывал к организованной борьбе против самодержавия, за политическую свободу и против капиталистов.
В воззвании, выпущенном в феврале 1903 г., Иркутский комитет РСДРП приветствовал выступление Сибирского социал-демократического союза как комитета партии «с определенной ясно выраженной, революционно-социал-демократической программой» и заявление Союза о его полной солидарности с «Искрой». В свою очередь Иркутский комитет признавал газету «Искра» своим руководящим органом, выражал полную готовность оказывать этому органу материальную и духовную поддержку в его агитационной и организационной работе. Комитет заявлял, что он будет всеми силами содействовать Сибирскому союзу в проведении им принципов революционной социал-демократии. Иркутский комитет РСДРП решил отчислять в пользу организации «Искры» не менее 10 процентов своих ежемесячных поступлений.
Из Иркутска отправлялись в редакцию «Искры» корреспонденции, а также листовки, изданные Иркутским комитетом РСДРП. В этой газете были напечатаны заявление Иркутского комитета РСДРП о признании им «Искры» своим руководящим органом, сообщения о листовках, выпущенных Комитетом, о забастовках, собраниях, происходивших в Иркутске и на станции Иннокентиевская (теперь Иркутск II), первых маевках, о демонстрации в Иркутском театре в январе 1903 г. В одной из статей «Искры» дан обзор листовок Иркутского комитета. Корреспонденции из Иркутска разоблачали действия царских чиновников, жандармов и полицейских. Например, в статье «Царские слуги перед царским судом» говорилось о грубом и жестоком обращении жандармов с рабочими на Кругобайкальской железной дороге.
Ленинская «Искра» проникала в Иркутск и распространялась здесь. Она имела в нашем городе своих внимательных читателей, служила руководством в работе иркутской организации РСДРП.
Как видно из отчета о деятельности Иркутского комитета РСДРП с 1 августа 1903 г. по 1 августа 1904 г., за это время было распространено 32430 экземпляров центральных, общесибирских и местных изданий. Центральные издания составляли брошюра В. И. Ленина «К деревенской бедноте», 250 экземпляров 11-го и 43-го номеров «Искры», листовки, приложенные к этой газете, и «Извещение о 2-м съезде РСДРП». К общесибирским относились брошюры и листовки, выпущенные Сибирским комитетом РСДРП, к местным — издания Иркутского комитета.
Распространением революционных изданий ведал один из членов Иркутского комитета РСДРП, число постоянных распространителей составляло 20—25 человек.
Сначала связи Иркутского комитета ограничивались небольшим кругом местной интеллигенции и учащейся молодежи. С 1902 г. по мере развития рабочего движения возрастает влияние Иркутского комитета РСДРП среди рабочих. Комитет живо откликался на проявления рабочего движения в Сибири, стремился организовать его, руководить им.
В апреле 1902 г. при участии Иркутского комитета РСДРП происходила забастовка железнодорожных рабочих на ближайшей к городу станции Иннокентьевской. Забастовка охватила свыше 200 рабочих. Ей предшествовала работа Иркутского комитета РСДРП на этой станции, распространение там прокламаций. Их распространяли рабочие, непосредственно связанные с Комитетом. Начавшись 22 апреля, забастовка продолжалась три дня. Рабочие требовали установления восьмичасового рабочего дня, увеличения заработной платы, отмены штрафов. Забастовка протекала организованно, рабочие дружно отстаивали свои требования. Лишь после прибытия на станцию вице-губернатора с ротой солдат, направленной для подавления забастовки, она была прекращена.
«С проведением жел. дор. в Сибири и с возникновением соц.-дем. комитетов рабочее движение здесь растет и крепнет и из стихийного начинает уже превращаться в более организованное, сознательное»,— сообщала «Искра» 15 декабря 1902 г. на основании сведений, полученных от своих сибирских корреспондентов.
В сентябре 1902 г. забастовали рабочие красноярских железнодорожных мастерских из-за несвоевременной выдачи им заработков.. Жители Красноярска были поражены невиданным зрелищем: через весь город, от железнодорожных мастерских до губернского правления, прошли полторы тысячи рабочих. Они требовали, чтобы администрация мастерских приступила к уплате им заработка. Перепугавшийся губернатор вызвал начальника мастерских и предложил ему «немедленно принять меры, чтобы все рабочие получили плату».
По поводу забастовки и демонстративного шествия рабочих в Красноярске Красноярский и Иркутский комитеты РСДРП выпустили и широко распространили специальные прокламации. Подробно излагая красноярские события, прокламации указывали на необходимость объединения рабочих, которое приведет к победе как в борьбе с капиталистами, так и в борьбе против самодержавия.
История, подобная красноярской, произошла и в Иркутске. 9 октября 1902 г. после того, как рабочим железнодорожного депо не был выдан расчет в положенный срок, они забастовали и пошли по «службам» для выяснения причин задержки расчета. Ничего не добившись, 200 рабочих пошли к губернатору. Перетрусивший начальник губернии поступил по примеру своего красноярского коллеги: он телефонировал начальнику депо, чтобы расчет был произведен.
События, происходившие в Красноярске и Иркутске, послужили поводом для улучшения пропагандистской работы Красноярского, Иркутского и Томского комитетов РСДРП.
В Иркутске постепенно установилась традиция отмечать международный пролетарский праздник, день смотра боевых сил рабочего класса— 1 мая (18 апреля по старому стилю). В 1901 г. в Томске, Омске, Красноярске, Иркутске распространялись первомайские прокламации Сибирского социал-демократического союза. Такие же прокламации были распространены в Иркутске в 1902 г. В день 1 мая бастовали рабочие Иркутского железнодорожного депо. Они отправились на Каю (за город) и пели там революционные песни. «Как видите, и у нас в Сибири зашевелился рабочий. В добрый час!» — писал корреспондент «Искры» по поводу первых маевок в Сибири.
В день 1 мая 1903 г. в Иркутске не работали отдельные группы рабочих. За городом происходило небольшое рабочее собрание, посвященное пролетарскому празднику. На станции Иннокентьевской возникла стачка рабочих железнодорожного депо, продолжавшаяся четыре дня. Требования, выдвинутые рабочими на предварительных собраниях, были воспроизведены в прокламации Иркутского комитета РСДРП «К иннокентьевским рабочим». В числе требований значились такие, как восьмичасовой рабочий день и возвращение рабочим всех штрафов, взысканных с них со времени открытия мастерской.
В 1903 г. происходили также стачка строительных рабочих у подрядчика Чикарева на станции Иннокентьевской и забастовка в Иркутском промышленном училище. Об этих забастовках выпущены прокламации Иркутского комитета РСДРП.
После пропагандистских занятий в кружках, небольших нелегальных собраний и загородных сходок Иркутский комитет РСДРП решил организовать открытую демонстрацию в самом городе. Такая демонстрация произошла 13 января 1903 г. в иркутском общественном собрании на лекции литератора Кулябко-Корецкого. Он прочитал несколько лекций о положении Западной Европы в XVIII—XIX вв. в них говорилось о Франции, Германии, Австрии и Сербии. Речь шла о новой истории этих стран, но слушатели сопоставляли ее с политическим положением России; французский абсолютизм, свергнутый буржуазной революцией, они сравнивали с российским самодержавием. Последняя лекция была посвящена Парижской коммуне. После этой лекции и было решено устроить демонстрацию, организованную Иркутским комитетом РСДРП. В общественном собрании присутствовало более 1500 человек. Одних привлекла тема лекции, другие были негласно приглашены Иркутским комитетом. Настроение у присутствующих было приподнятое.
Сразу же по окончании лекции выступил политический ссыльный — студент. Он стал читать адрес лектору. В адресе после выражения благодарности Кулябко-Корецкому за содержательные лекции была высказана мысль, что революционное движение, происходившее в Западной Европе, будет развиваться и в России и приведет к свержению самодержавия.
Студенту не пришлось закончить, так как полицмейстер, вскочив на сцену, потребовал прекратить чтение. В это время посыпались прокламации Иркутского комитета РСДРП, а также много мелких листков с надписями: «Долой самодержавие! Да здравствует демократическая республика! Да здравствует социализм!» Все это произошло так быстро, что полицмейстер и городовые растерялись и не решились производить аресты, тем более, что полицейских было немного. Читавшему адрес удалось скрыться. На другой день всех политических ссыльных, проживавших в Иркутске, вызвали в полицию и расспрашивали, кто читал адрес, но ничего добиться не удалось.
Демонстрация произвела большое впечатление, о ней много говорили в Иркутске. Иркутский комитет посвятил этому событию новую прокламацию. О демонстрации сообщалось в «Искре».