Народники
пользовались еще влиянием среди местной интеллигенции, но к концу 90-х годов в
Иркутске образовалась группа марксистов, авторитет и влияние которых стали возрастать.
В эту группу входили Л. Б. Красин, Ромм, Шилингер, М. Цукасова и другие марксисты.
Руководящая роль принадлежала Л. Б. Красину, сосланному в Иркутск на три года.
Л. Б. Красин
(1870—1926) еще студентом Петербургского технологического института принимал
участие в студенческих кружках и Сибирском землячестве. Здесь он познакомился с
участниками революционного движения, стал убежденным марксистом и пропагандистом
марксизма в петербургском кружке, организованном М. И. Брусневым и В. И.
Голубовым.
В Иркутске Л.
Б. Красин был одним из первых марксистов. Его рефераты и беседы привлекали
рабочих и учащуюся молодежь. В городе происходили тогда обычные для того
времени оживленные идейные споры между марксистами и народниками. Предметом
спора был вопрос о судьбах капитализма в России, в частности в Сибири, и,
следовательно, о перспективах роста пролетариата и его роли в революционном
движении.
Споры между
марксистами и народниками нашли отражение, в иркутской газете «Восточное
обозрение». В нескольких номерах ее за 1896 г. были опубликованы статьи И. И. Попова и
Л. Б. Красина по вопросу о судьбах капитализма в Сибири. Эти статьи выходили
далеко за местные рамки и отражали в той или иной степени принципиальные споры
между народниками, взгляды которых выражал И. И. Попов, и марксистами.
Довольно пространная и очень содержательная статья Л. Б. Красина, как отмечает
М. А. Гудошников, была первым опытом марксистского подхода к вопросу об
экономическом развитии Сибири в конце XIX в. и его перспективах. Поводом к
полемике на страницах иркутской газеты между И. И. Поповым и Л. Б. Красиным
послужили следующие обстоятельства.
В 1896 г. в Нижнем Новгороде
происходила Всероссийская промышленная выставка, на которой имелся Сибирский
павильон. И. И. Попов, принимавший участие в устройстве этого павильона, прочел
там лекцию о состоянии и перспективах экономического развития Сибири. Затем в
сокращенном виде эта лекция была опубликована в «Восточном обозрении». Автор
явно выражал народнические взгляды. Он полагал, что в Сибири нет условий для
развития капитализма и крупных промышленных предприятий, и считал главным носителем
прогресса мелкое крестьянское хозяйство. В заключительной части своей статьи И.
И. Попов писал: «Перед Сибирью теперь два пути: один — блестящий путь
западноевропейского капитализма, другой — тернистая дорога развития существующих
народных форм жизни в более высшие. Недавно опубликованная, высочайше
утвержденная реформа поземельного устройства Сибири, выдвинувшая принцип
государственной собственности на землю, при дружной работе правительства и
общества будет направлять эволюцию народного хозяйства в сторону второго пути
и спасет Сибирь от стремительного потока развития капиталистических форм».
Выражая общий взгляд народников, считавших, что Россию минует
капиталистический путь развития, автор статьи возлагал надежды на совместную
работу «правительства и общества». В этом он расходился с революционными
народниками 70-х годов, которые выступали как противники царского правительства.
Признание же самой возможности «дружной работы правительства и общества» было
характерно для либерального народничества.
Полагая, что
Сибирь будет спасена «от стремительного потока капиталистических форм»,
народники и сибирские областники отрицали неизбежность роста пролетариата и
развития рабочего движения в Сибири. Необходимо было показать
несостоятельность подобных взглядов. Этому и была посвящена статья Л. Б. Красина
«Судьбы капитализма в Сибири».
Редакция
«Восточного обозрения» сопроводила статью Л. Б. Красина примечанием, в котором
указывалось, что «за последнее время литература очень много занимается вопросами
об исторической роли капитализма, о грядущих судьбах его вообще, и в России в
частности, об отношении сознательных общественных деятелей к его росту». Затем
редакция отмечала, что автор, по-видимому, является сторонником взглядов на
капитализм, сформулированных в произведениях Бельтова (Г. В. Плеханова) и
Струве, с которыми редакция не соглашается. Тем не менее она печатает статью
ввиду важности вопросов, которые в ней затрагиваются. Вполне понятно, что
редакция, в которой преобладали народники, буржуазные либералы и областники, не
могла согласиться со статьей, дававшей марксистский анализ социально-экономического
развития Сибири.
Л. Б. Красин
в своей статье высказывал применительно к конкретному анализу местного
материала ряд положений, обоснованных в произведениях Г. В. Плеханова и ранних
трудах В. И. Ленина, написанных в 1893—1894 гг.: «Новые хозяйственные движения
в крестьянской жизни (по поводу книги В. Е. Постникова)», «Что такое друзья
народа и как они воюют против социал-демократов», «Экономическое содержание
народничества и критика его в книге г. Струве». В этих произведениях,
направленных против народников и «легальных марксистов» (Струве и др.), В. И.
Ленин дал марксистский анализ общественно-экономического строя России 90-х
годов XIX в. и характеризовал ряд программных положений и задач революционной
борьбы пролетариата. Необходимо отметить, что редакция «Восточного обозрения»
неправильно отождествляла взгляды Г. В. Плеханова — революционного марксиста —
со взглядами «легального марксиста» Струве, которого критиковал В. И. Ленин.
Избрав
эпиграфом для своей статьи изречение «Не плакать, не смеяться, а понимать», Л.
Б. Красин, в противоположность субъективно-социологическим рассуждениям народников,
показал, что экономическое развитие Сибири шло по капиталистическому пути. Он отмечал,
что фабрично-заводская промышленность Сибири состоит из одних капиталистических
предприятий и развивается в соответствии с законами развития капитализма.
Ремесла и кустарные промыслы перешли местами в домашнюю форму капиталистического
производства и «в будущем отчасти закончат это превращение, отчасти вовсе
исчезнут под влиянием концентрации со стороны фабричного производства,
сохранившись лишь во второстепенных отраслях промышленности».
Капитализм
проникал и в сельское хозяйство. По мнению Л. Б. Красина, проведение железной
дороги через всю Сибирь и улучшение других путей сообщения дадут могучий толчок
развитию экономической жизни края, «и каждый шаг этого развития будет новым успехом
товарного и капиталистического производства». Торговля в Сибири, проникая со
своими товарами и агентами во все уголки края, заносила и укрепляла в них
господство капитала, способствовала разложению натурального хозяйства.
Приведя
марксистскую характеристику капиталистического способа производства и
эксплуатации капиталистами пролетариата, Л Б. Красин показал, что все признаки
капитализма имелись и в Сибири. Статья Л. Б. Красина встретила возражения со
стороны либерально-народнических публицистов, но весь ход социально-экономического
развития Сибири в период капитализма доказал правильность марксистского
анализа, данного в этой статье. Развитие капитализма сопровождалось ростом его
могильщика —- рабочего класса, который стал во главе революционного движения и
в сибирских окраинах России.
Деятельность
марксистских кружков, возникших в 90-х годах XIX в. в Томске,. Красноярске,
Иркутске, Чите, идейная борьба марксистов с народниками подготовили почву для
возникновения РСДРП и местных комитетов
Решающее
влияние на развитие социал-демократического движения в Сибири оказали В. И.
Ленин и его товарищи, сосланные по делу петербургского «Союза борьбы за освобождение
рабочего класса».
Великий вождь
рабочего класса и всех трудящихся В. И. Ленин использовал трехлетний период
пребывания в ссылке в селе Шушенском Минусинского уезда (1897—1900 гг.) для
укрепления революционного дела и борьбы с врагами марксизма. В. И. Ленин
закончил в Сибири один из своих крупнейших трудов «Развитие капитализма в
России» и написал другие работы: «Задачи русских социал-демократов», «От какого
наследства мы отказываемся», «Перлы народнического прожектерства», проект
программы партии. В своих трудах В. И. Ленин освещал основные вопросы теории и
практики революционного движения, разработал план организации партии нового типа,
способной разрешить великие исторические задачирабочего класса.
Вокруг В. И.
Ленина объединилась сплоченная группа политических ссыльных социал-демократов,
живших в Минусинском уезде: В. К. Курнатовский, А. А. Ванеев, Г. М.
Кржижановский, П. Н. Лепешинский, О. Б. Лепешинская и др. Ближайшим другом и
помощником В. И. Ленина была Н. К. Крупская, прибывшая в с. Шушенское в 1898 г.
Из ссылки В.
И. Ленин наносит сокрушительный удар «экономизму»— разновидности
международного оппортунизма. В 1899
г. Лениным составлен и принят на совещании в с.
Ермаковском известный «Протест семнадцати социал-демократов», направленный
против «Credo»,
выпущенного представителями махрового оппортунизма— «экономистами». Этот
протест получил широкое распространение и сыграл огромную роль в борьбе против
врагов революционного марксизма.
Путем
переписки В. И. Ленин поддерживал, связи с активными работниками революционного
движения, жившими в разных концах России.
Владимир
Ильич пользовался большой любовью и уважением сибирских крестьян, с которыми у
него установилась тесная дружба.
В. И. Ленин
приветствовал организацию марксистских кружков в Сибири. При его содействии
такой кружок образовался в 1897
г. в Красноярске, где Ленин останавливался перед
отъездом в с. Шушенское. Под влиянием и по примеру организованного В. И. Лениным
петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» возникли
Сибирский социал-демократический союз и Сибирские Комитеты РСДРП. Направление
их деятельности определялось ленинской «Искрой», проникавшей и в Сибирь.