Судьба зимовьев и острогов, основанных русскими в Сибири в XVII веке, была различна. Одни из них заглохли, другие превратились в деревни и села, третьи, в том числе Иркутский острог, стали городами. Укреплению и развитию Иркутска содействовали следующие обстоятельства.
Иркутск расположен на перекрестке крупных колонизационных, торговых и промышленных путей. Водным путем, по Ангаре, он соединяется с одной стороны с Енисеем, с другой — с Байкалом и впадающими в него реками: Селенгой, Верхней Ангарой и другими. Иркутск стоит на середине великого исторического пути, пересекающего Азию от Урала до Великого океана. В XVII веке преобладало движение по водным путям, но вместе с тем постепенно прокладывалась сухопутная дорога с запада на восток, получившая в дальнейшем название Московского тракта. По этим путям в XVII и начале XVIII вв. двигались военно-служилые, торговые, промышленные люди, а с ростом земледельческой колонизации — крестьяне-земледельцы; наконец, отправлялись посольства в Китай для установления торговых и дипломатических связей. Иркутск становился торгово-складочной, продовольственной, военно-административной базой для людского потока, шедшего с запада на восток.
Иркутск окружают местности, пригодные для хлебопашества, скотоводства и рыболовства. Еще в конце XVII и начале XVIII вв. город Иркутск, Братский, Балаганский, Верхоленский, Идинский, Илимский остроги с приписанными к ним деревнями составляли земледельческую базу Прибайкалья. Они снабжали хлебом забайкальские остроги (Верхнеудинский, Кабанский, Селенгинский, Нерчинский) и Якутский острог.
В районах, прилегающих к Иркутску, с давних пор обитали буряты и эвенки, занимавшиеся скотоводством и охотой. Удобные для сельского хозяйства места привлекали русских земледельцев, а пушнина — торговых и промышленных людей. На север от Иркутска идет дорога к Лене, а по ней — в Якутию, богатую пушниной. В военном отношении Иркутский и Балаганский (основан в 1654 г.) остроги были важными опорными пунктами для закрепления Прибайкалья за Россией. Все это усиливало значение Иркутска. Он становился административным и торгово-ремесленным центром обширного края.
Рост Иркутска непосредственно связан с заселением Восточной Сибири.
В первые годы существования Иркутского острога основную группу его населения составляли казаки. Вокруг острога стали селиться посадские люди, занимавшиеся торговлей, ремеслами, промыслами и сельским хозяйством. В 1681 г. в Иркутске было 44 казака и 27 посадских. Кроме них, возле острога (в посаде) появляются пашенные крестьяне из «переведенцев», присланных в Иркутск для обеспечения хлебом служилых людей. В 1686 г. в посаде было 32 двора.
На основании «Писцовой книги» 1686 года можно судить, что тогдашние жители Иркутска являлись выходцами из Москвы, Устюга, Яренска, Пинеги, Соли Вычегодской, Мезени, Пскова, Переяславля-Залесского, Усть-Цильмы, Шацка.
Представление о внешнем виде Иркутска в первое пятидесятилетие его существования дают нам «Опись» 1689 г. и «Счетные списки» 1697 и 1704 гг.1 Они составлялись обыкновенно при передаче управления Иркутском от одного воеводы к другому и представляли собою довольно подробные описи «рубленого города» (острожной деревянной крепости), казенных построек, имущества, денежной и товарной казны, хлебных запасов, наконец, государевых дел в приказной избе. Описи составлялись по прямым требованиям центральной власти, главным образом Сибирского приказа.
Сначала Иркутский острог, как деревянная крепость, был окружен тыновыми стенами. Тын представлял собою плотные ряды длинных, заостренных сверху столбов, вкопанных в землю вертикально. Первоначально острог имел четыре башни, крытые тесом; три из них были расположены по углам, четвертая — посредине одной из стен. К 1684 г. было уже шесть башен; две имели «ворота проезжие створные», прочие были «глухими». Кроме башенных, в острожной стене было еще двое ворот на железных крюках и петлях. Все они запирались железными засовами и висячими замками. Внутри острога находились приказная изба «с сеньми», покрытая тесом, «государев двор», где жил воевода, изба для воеводских людей, два амбара, поварня и две мыльни (бани), три избы для холостых казаков, гостиный двор («изба гостина двора»), караульная изба. Посредине острога стояла церковь. В воеводском доме были всего две горницы (комнаты), «одна под башней, а другая в жилом подклете». Горницы освещались шестью окнами со слюдяными оконницами, обитыми белым железом.
До 1682 г. Иркутский острог по всем делам управления был подчинен енисейскому воеводе, который назначал в Иркутск своих приказчиков. Енисейск, где в 1676 году было свыше 500 дворов, являлся тогда главным городом Восточной Сибири. Однако в дальнейшем он уступает свое место Иркутску.
В 1682 г. Иркутский острог был преобразован в центр самостоятельного воеводства. В этом же году сюда приехал из Москвы первый воевода Иван Власьев. В 1686 году к Иркутску были причислены Верхоленский, Идинский, Балаганский остроги и Бирюльская слобода, а в дальнейшем — остроги Западного Забайкалья. Так образовался Иркутский уезд. С 1686 года Иркутск утверждается как город.
В старом остроге становилось тесно. В 1693 году Иркутская острожная крепость перестраивается, делается прочнее и просторнее. Городские стены крепости были сделаны не тыновыми, как прежде, а рублеными. Каждая стена состояла из нескольких бревенчатых срубов, плотно скрепленных один с другим. Срубы, имевшие четыре стороны, строились из бревен, крепко пригнанных одно к другому своими вырубленными концами (одно бревно входило в выемку, сделанную в другом). По сравнению с тыновым «рубленый город» имел фактически двойные стены (передние и задние части бревенчатых срубов). Крепость, называвшаяся «Иркуцким рубленым городом», имела вид большого квадрата, каждая сторона которого (острожные стены) достигала .60 сажен в длину. Поверх бревенчатых стен было устроено деревянное возвышение с тесовой крышей, называвшееся обламом. Оно выдавалось немного вперед и служило для защиты стрелков, находившихся на верху стены. В обламах проделывались отверстия (бойницы) для стрельбы. Бойницы этих обламов представляли собой «верхний бой», в середине стены—«средний», а внизу—«подошвенный». Через него стреляли лежа на земле или стоя на колене. Перестроенный Иркутский острог имел шесть башен. Одна из них была восьмиугольной, остальные — четырехугольные. Высота башен (без крыши) достигала более 10 метров, а шатровые кровли делали их еще выше. На крыше восьмиугольной башни находилась сторожевая башенка для часовых, наблюдавших за окрестностями города. Три башни считались проезжими, т. е. имели ворота, остальные назывались «глухими». Вооружение Иркутской крепости составляли в 1697 г. три медные пушки, мушкеты, пики, копья, бердыши, имелись запасы пороха, ядер, свинца. В крепости хранились два знамени, несколько прапорцев (флажков) и два барабана.
К стене, обращенной к Ангаре, примыкало несколько построек: приказная изба, где сосредоточивалось местное управление и хранились различные дела; казенный амбар для хранения оружия и пороха; «государев двор», где жили воеводы, управлявшие Иркутским уездом. Под башнями находились избы для холостых казаков; женатые жили вне острога, в посаде.
В центре острога размещались деревянная церковь, пороховой погреб, гостиный двор с одиннадцатью лавками, изба для приезжих торговых людей (тогдашняя гостиница), таможенная изба с амбаром, соляной амбар, винный погреб и другие постройки. Недалеко от церкви находилась караульная изба с помещением для аманатов — заложников в обеспечение уплаты ясака. Посредине городовой стены, выходившей на Ангару, находилась большая проезжая башня с амбаром наверху, где хранилась ясачная казна (пушнина), а также различные материалы и инструменты. Вокруг острожной крепости были расположены дома иркутских посадских, торговых, промышленных и служилых людей. Эта часть города называлась посадом.
"Счетный список» 1704 г. дает более краткие сведения об Иркутске, чем предыдущий. Особых изменений во внешнем виде острожной крепости по сравнению с 1697 г. не произошло, хотя количество построек увеличилось. В 1703—1704 гг. была построена новая приказная изба — первое каменное здание в городе. Оно просуществовало до 1t>23 г., являясь лучшей из городских построек В приказной избе было три «житья», или палаты: присутственная комната воеводы, канцелярия «с подьяческими столами» и приемная. У передней палаты — крыльцо; двери железные. Над дверями красовалась резная на камне надпись: «Божиею милостью в лето спасения 1704 году по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, — построена сия палата при стольнике и воеводе Юрии Федоровиче Шишкине с товарищи». Фронтон приказной палаты был покрыт архитектурными украшениями. Выше надписи («летописи») находилась икона. Двери в палатах были расписаны разными красками. Под приказной избой находились «кладовые палаты» для хранения ясачной казны.
Обращает внимание довольно большое количество китайских товаров, полученных в качестве таможенных пошлин с русских купцов в Селенгинске, «по выходе из Китая»: материи разных сортов— камка, атлас, шелк, даба, китайка, — шелковые и бумажные (из хлопчатобумажных тканей) платки и пояса, жемчужные зерна, бадьян, румяна и пр. Денежной казны в приказной избе хранилось 1530 руб 20 алтын 2 деньги, «кроме печатных пошлин и сборных с крепостей и таможенных с китайских товаров денег же».
В 1699 г. в Иркутске насчитывалось до 1000 жителей. Среди них преобладали служилые люди. Здесь числились 2 дворянина «московского списка», 13 детей боярских, 5 подьячих приказной избы, 409 конных и пеших казаков с десятниками и пятидесятниками, 50 служилых людей, присланных в Иркутск «на вечное житье» из Сургута, Туринска, Верхотурья и Березова. К служилым людям причислялись также два прядильщика-веревочника, мельник казенной мельницы и, наконец, «заплечный мастер» — палач.
Особый разряд составляли «ружники» (так называли духовенство, получавшее натуральный сбор—ругу) — протопоп, поп, дьякон, дьячок, пономарь, просвирня.
Посадских по оброчным книгам числилось в 1698 г. 110 человек. Вместе со своими семьями они составляли свыше 300 жителей. Среди посадских были ремесленники (в дальнейшем они причислялись к разряду цеховых), «работные люди (наемные работники), мелкие торговцы и «хлебные оброчники». Последние, живя в посаде, занимались хлебопашеством и платили хлебный оброк в казну. Самые прозвища иркутских ремесленников говорят об их занятиях: Семен Котельник, Евсевий Кузнец, Иван Квасник, Иван Кирпишник, Семен Скорняк, Тихон Шорник, Любим (выжигание Древесного угля). Иркутские ремесленники производили изделия из кож, плотничали, варили мыло, писали иконы и проч. Свои изделия они изготовляли по заказам или сбывали их крестьянам, купцам, служилым людям. Посадские работали в качестве мельников, винокуров, пивоваров, солеваров, «подварков» (помощников солеваров) или просто «работных людей». Посадские, имевшие пашню, платили в казну оброк отсыпным хлебом и причислялись к разряду хлебных оброчников. Из промыслов среди жителей Иркутска было распространено рыболовство. Иркутяне ловили рыбу на Байкале, в Иркуте и в Ангаре, на Байкале промышляли нерпу (байкальский тюлень). Некоторые из посадских вели мелочную торговлю, ходили на промысел пушных зверей и ломку слюды, заменявшей в древней Руси оконные стекла. Если торговля или промысел становились из подсобных занятий основными, то такие посадские включались в разряды торговых и промышленных людей.
Торговые люди разделялись на купцов, приказчиков и лавочных сидельцев. Наиболее крупные купцы, которые вели торговлю не только в России, но и за границей, назывались «гостями». В Сибири они действовали обыкновенно через своих приказчиков, поручая им вести торговые дела. В свою очередь приказчики нанимали от имени хозяев лавочных сидельцев, которые торговали в лавках по городам Сибири. С конца XVII в. появляются отдельные «гости» из среды постоянных жителей Иркутска. Таким «гостем» был, например, Иван Ушаков. Он имел мельницы по реке Иде, получившей от его фамилии название Ушаковки, соляные варницы и вел значительную торговлю. В распоряжении купцов и приказчиков для упаковки, перевозки, укладки, охраны товаров находились дворовые, которые были «кабальными» людьми, и «работные» люди, работавшие по найму.
Дворовыми людьми становились неоплатные должники, вынужденные обрабатывать долг купцам, или «крещеные в неволю», как называли людей, насильно крещенных и закрепощенных за теми, кто их крестил («крестными»). «Крещение в неволю» исчезает во второй четверти XVIII в. Что же касается закабаления неоплатных должников, то принудительная отдача их кредиторам для отработки долга существовала, как мы покажем ниже, на всем протяжении XVIII столетия.
Промышленными людьми в широком смысле этого слова назывались лица, основным занятием которых были промыслы: пушной, рыбный, добыча соли, слюды, железной руды. Промышленные люди разделялись на предпринимателей из купцов, снаряжавших промысловые отряды для охоты за пушниной, рыболовства, добычи слюды, железа, соли, и «покручников» — работных людей, нанявшихся на промыслы.
Значительную часть населения Иркутска в конце XVIII в. составляли служилые люди, отбывавшие военную и гражданскую службы. Преобладание служилого населения в городе в этот период объясняется тем, что Иркутск стал административным центром обширного уезда и одним из военно-опорных пунктов России на Востоке. Служилые люди собирали ясак с «ясачных иноземцев» (бурят, эвенков и других), хлеб и другие налоги с русских пашенных крестьян, вершили суд и расправу, несли караулы в острожных крепостях и на границе, сопровождали торговые караваны в Монголию и Китай, выполняли поручения дипломатического характера. Можно сказать, что во второй половине XVII века развитие Иркутска как административного центра несколько опережало его рост как торгового и ремесленного пункта.
Рядовые служилые люди (казаки, стрельцы), получавшие небольшое хлебное, соляное и денежное жалованье» в свободное от службы время занимались ремеслами, мелкой торговлей, промыслами, сельским хозяйством. Из иркутских служилых людей наибольший оклад получали в 1699 году «дворяне московского списку» (их было всего двое — братья Андрей и Яков Бейтоны) В деньгах этот оклад выражался в сумме 20 руб. в год, а выдавалось 12 руб. и, кроме того, 12 четей хлеба, столько же овса и 2 пуда соли. Средний оклад сына боярского составлял 9 руб., 10 четей ржи, 10 четей овса и 2 пуда соли. Конный казак получал 7 руб.. 7 четей ржи, 4 пуда овса и 2 пуда соли; пеший—5 руб., 5 четен ржи, 4 чети овса, 2 пуда соли. К концу XVII в. дальние походы стали редкими. Это давало возможность служилым людям дольше проживать в городах и селениях, заниматься хозяйством. Одни из них находились на действительной службе, другие — в запасе. Характерно, что ряд иркутских служилых людей получал вместо хлебного жалованья пашню—«служил с пашни». Если казак умирал, переводился в другой уезд, уходил в отставку по старости и болезни, поступал в монастырь, то в «выбылой оклад» «верстался на службу новый служилый человек, получавший все виды жалованья. Контингент служилых людей пополнялся прежде всего за смет «верстания в службу» их детей, братьев и племянников. Затем набор служилых производился из числа гулящих людей, «новокрещеных», ссыльных, посадских, пашенных крестьян. Верстание в службу из трех последних категорий населения Сибири, хотя и производилось некоторыми воеводами, считалось неправильным и отменялось Сибирским приказом. Правительство внимательно следило за тем, чтобы люди, сосланные и переведенные в Сибирь «на пашню», а также посадские постоянно несли свое тягло - выполняли казенные сборы и повинности. При верстании же в служилые люди правительство теряло своих «тяглецов», что наносило материальный ущерб казне.
Иначе представители царской власти относились к верстанию в службу гулящих и новокрещеных людей. Гулящие люди представляли собой городскую и сельскую бедноту, не имевшую определенной приписки к посаду, деревне, помещичьей вотчине, «государевой службе», хозяйства и постоянного тягла. Они бродили по Руси в поисках средств существования. Холопы и помещичьи крестьяне, ставшие по той или другой причине «вольными» или бежавшие от помещиков, дети и родственники «тяглых людей», еще не включенных в тягло, странствующие ремесленники, скоморохи, музыканты — вот из кого составлялись гулящие люди. В Сибири они работали в качестве плотников и других ремесленников, охотились на пушных зверей, нанимались работными людьми к купцам, зверопромышленникам, на рыбные промыслы, солеваренные и винокуренные заводы, железорудные и слюдяные разработки, батрачили. Наконец, из среды гулящих людей «прибирались» пашенные и монастырские крестьяне, верстались казаки. Верстание гулящих, не имевших определенного тягла, не наносило ущерба казенным сборам и выполнению повинностей. Ведь по существу гулящие люди не обладали и объектами для включения в тягло (пашня, торговля и проч.).
Среди иркутских служилых людей встречались «новокрещеные» буряты и эвенки. Например, в 1693 г. был «за восприятие христианские веры поверстан новокрещеный Петрушка Иванов сын Тайшин в оклад Петра Многогрешного» дополнительной придачей ему денежного, хлебного и соляного жалования. В данном случае поверстанный в службу получал повышенный оклад и звание сына боярского. Видимо, это объяснялось тем, что новокрещеный происходил из бурятской знати — нойонов, — принадлежал к тайшинской фамилии. Простые улусные люди верстались в рядовые казаки. «Ясачные иноземцы» имели свое тягло: платили ясак. Крещеные же освобождались от ясачного платежа. Таким образом, верстая в службу из новокрещеных, казна, как и в отношении гулящих людей, не несла материального ущерба.
Связующим звеном между рядовыми казаками и «начальными людьми» являлись десятники и пятидесятники. Последние могли повышаться в дети боярские. К начальным людям относились атаманы, казачьи головы, сотники.
Верхушку служилой иерархии в Сибири, в том числе в Иркутске, составляли воеводы, назначавшиеся из князей, бояр и дворянской знати, затем шли дьяки и «письменные головы», (обыкновенно из дворян «московского списка»), являвшиеся ближайшими помощниками воевод, казачьи и стрелецкие начальники различных рангов, причислявшиеся в зависимости от положения и заслуг к сибирским дворянам и детям боярским. Сибирские дворяне (существовал даже термин «иркутский дворянин»), занимавшие командные должности, но не имевшие поместий, считались по сравнению с московскими как бы дворянами «второго сорта», К средним и низшим приказным людям относились подьячие и пищики (писцы).
Центром воеводского управления являлась «государева приказная изба», разделявшаяся на ясачное и денежное, хлебное, соляное, разрядное и судное повытья. Первое ведало ясачной «собочиной казной» и другими казенными сборами, их приходом и расходом; в хлебном повытье сосредоточивались дела о «государевой пашне», хлебных сборах, снабжении хлебом служилых людей; в соляном —о казенных варницах, продаже соли, отпуске «соляного жалованья», сборе «выдельной соли» с частных солеваров; в разрядном — о «государевой службе»: назначении, увольнении гражданских и военных чинов, «посылках» (командировки, походы) служилых людей и пр. Судное повытье ведало судом и расправой.
Жители городов и острогов, как и деревенское население, облагались разнообразными натуральными и денежными сборами Окладные сборы составлялись из посадского, лавцчного, базарного, хлебного и покосного оброков, площадного, «пролубного» и других откупов. Все посадские облагались годовым оброком, сумма которого была различна в зависимости от состояния плательщика. Например, в 1699 г.
Приезжавшие в сибирские города торговые и промышленные люди платили годовой оброк по полтине, а гулящие—по 25 коп с человека. Со всех товаров, продаваемых в Сибири, взималась в таможнях «десятая пошлина» — по гривне с рубля. Если товары оставались в гостиных дворах, за них брали «поанбарное» — по 3 алтына в неделю. С сибирских товаров — хлеба, рыбы, лошадей, скота и дешевой пушнины — собирали пошлины деньгами, а с ценной мягкой рухляди (соболей, бобров, песцов, лисиц), мамонтовой кости и китайских товаров—натурой. Пошлины взимались не только с купцов, их приказчиков, но и «со всяких чинов людей»: крестьян, посадских, промышленников. Продававшие хлеб «своей пахоты» вносили пошлину по 10 денег (5 копеек), а перекупщики хлеба — по гривне с рубля; продавцы лошадей и рогатого скота уплачивали погривенную пошлину, а покупатели — «пошерстное» (по шесть денег с лошади) и «роговое» (по два алтына с коровы). С соляных варниц взимался «пятый пуд» выдельной соли, а с проданной, «остаточной» соли — пошлина. Кроме «десятой» (порублевой) пошлины, с каждой продажи брали «печатные пошлины», в размере 8 алтын 2 денег.
Местная администрация вела строгий учет взыскания посадского тягла. Для этой цели составлялись именные оброчные книги посадских, сметные книги окладных и неокладных расходов, таможенные, пивные, винные и другие книги. Воеводские приказные избы имели денежные и хлебные повытья, ведавшие приходом и расходом казенных сборов. Кроме того, посадские под' денежную ответственность обязывались выбирать земских старост, ведавших, главным образом, поступлением оброчных сборов, раскладка и непосредственный сбор которых производились докладчиками» и сборщиками». Сбор косвенных налогов совершался «целовальниками».