Обремененные поборами, тяжесть которых увеличивалась произволом местной администрации, посадские, чтобы избавиться от тягла, совершали побеги с мест своей приписки. В «Книге иркуцких посадских людей именной окладным денежным оброкам» за 1704 г. читаем: «И с иркуцкие те посадские люди оброк взять не на ком: в Иркуцком городе и уезде несысканы, бежали в прошлых годах». Побеги от тягла и притеснений со стороны царской администрации являлись в XVII в. очень распространенной формой социального протеста. Но не раз этот протест выражался и в более решительной форме: посадские вместе с рядовыми служилыми людьми и крестьянами участвовали в народных волнениях.
В Сибири не было крепостного права, помещиков и помещичьего землевладения, но общий гнет со стороны крепостнического государства сказывался и здесь. Сибирские крестьяне выполняли многочисленные повинности и уплачивали разного рода казенные сборы. Они, кроме своей («собиной»), пахали «государеву пашню», урожай с которой поступал в казну. Некоторые вместо этой повинности платили хлебный оброк. Оброки собирались также за покосы и рыболовные угодья. Кроме того, крестьяне уплачивали сборы на содержание воевод, острожных приказчиков, приказных людей, духовенства. Крестьяне строили казенные винокурни, солеварни, кабаки, хоромы для воевод и приказных, доставляли дрова и разнообразные материалы, отбывали «подводную гоньбу».
Народности Сибири (буряты, якуты, эвенки), называвшиеся «ясачными иноземцами», платили ясак пушниной или скотом,а позже деньгами. Сверх ясака собирались«поминки государевы, воеводские и дьячьи», т. е. добавочные сборы в пользу царя, воевод и дьяков.
«Ясачные иноземцы», ненавидя лихоимных воевод и приказных, все больше и больше сближались на почве хозяйственных и семейно-бытовых связей с русскими крестьянами, посадскими и рядовыми служилыми людьми. Вместе с русскими ясачные крестьяне выступали против царских управителей.
В 90-х годах XVII века в разных частях Восточной Сибири происходили народные волнения против царских управителей, угнетавших народ.
Для Иркутска конец XVII века был тоже «бунташным» временем.
В октябре 1695 года в Иркутск приехал из Москвы воевода Афанасий Савелов, сменивший своего предшественника князя Гагарина. По характеристике иркутских летописцев, Савелов «был весьма корыстолюбив, с подчиненными обращался дерзко, жителям делал разные притеснения и обиды, казакам не выдавал хлебного жалованья...». «В бытность свою чинил служилым немалые нападки и обиды, так что и от выдачи жалованья немалые брал взятки...» Заморские (забайкальские) жители жаловались на воеводу, что он «приезжал к ним за море (Байкал) для своих взятков на дощанике и имал с собою для всяких угроз заплечного мастера, а в подводы — пашенных крестьян в деловую пору.».
Казаки забайкальских острогов, подчиненных иркутскому воеводе, били челом на Афанасия Савелова, заявляя, что он присваивал казачье денежное жалованье по подложным распискам. Наконец, казаки обвиняли воеводу в измене и причинении ущерба «государевой казне». Однажды в Селенгинске казаки отобрали у посланцев Савелова к ойратскому Бошохту-хану среди других товаров «5 пищалей да пороху пуда с полтора и по себе разделили и продали». Товары, отправленные для продажи и подарков хану, были записаны в особой тетради, между тем ружья и порох, считавшиеся «заповедными», т. е. запретными, товарами, в этой тетради не значились. Служилые люди рассказывали, что «Афанасий де Савелов отпускал с людьми своими в Китай товары и огненные ружья и порох продавать китайским людям, и они же сказали: тот порох и ружья взяли для того, что чинится ево воеводская явная великому государю измена...»
Присваивая денежное и хлебное жалованье служилых люден. Савелов использовал казенные припасы на своих соболиных, слюдяных и рыбных промыслах, занимался вместе с острожными приказчиками винокурением, и «много хлеба на вино пережгли». Особенно тяжело сказывались злоупотребления Савелова на положении «новоприсланных», т. е. недавно прибывших вПрибайкалье казаков и стрельцов. В противоположность «старым», «домовитым» казакам, имевшим свое хозяйство, «новоприсланные» остро нуждались в получении хлебного и денежного жалованья. Между тем воевода присваивал казенные припасы и деньги.
В 1696 г. по выбору селенгинских служилых людей в Иркутск поехал казак Семен Краснояр с челобитной о денежном жалованье, но Афанасий Савелов в выдаче жалованья отказал. Тогда Краснояр немедленно сообщил об этом селенгинцам, написав также, что воевода отправил через Селенгинск «знакомца своего» Гавриила Коноплева с товарищами к калмыцкому (ойратскому) Бошохту-хану. Захватив у Коноплева воеводские товары, «селенгинские, кабанские и ильинские служилые люди разделили по жеребьям за то, что им на 1696 год денежного и хлебного жалованья не выдал и чинил им многие убытки и разоренье». Отказ воеводы Савелова выдать жалованье вызвал сильное возмущение среди забайкальских казаков. Казаки и стрельцы Удинского (Верхнеудинск), Селенгинского, Ильинского и Кабанского острогов отказались повиноваться приказным, назначенным Савеловым,,и стали «переменять» их «Для уговору» забайкальцев иркутский воевода отправил в Удинск и Селенгинск иркутского протопопа, сына боярского Ивана Перфильева и служилых людей, но воеводские посланцы потерпели неудачу. Казаки «учинились ослушны» и угрожали «во множестве» идти в Иркутск.
19 мая 1696 г. около двухсот казаков приплыли в Иркутск из-за Байкала моря» в боевом порядке: с ружьями и боевыми припасами, знаменами и барабанами. Во главе казаков и стрельцов стояли Антон Березовский, Моисей Борисов, Емельян Паникадильников, Семен Краснояр, Кузьма Кудреватый. Пристав к берегу, казаки отправили 30 человек с отписками о жалованье к воеводе Савелову. Когда Антон Березовский подошел к острогу с товарищами, воевода с иркутскими «всяких чинов людьми» стоял на городской стене. Казаки говорили Савелову, чтобы он принял отписки в приказной избе, но воевода отказался пропустить казаков в город. Тогда Антон Березовский, Моисей Борисов и Иван Пинега вошли (видимо, по лестнице) на городскую стену, подали воеводе отписки и просили выдать дощаники под хлебные запасы. Савелов дал казакам старый дощаник, который пришлось чинить. Что же касается жалованья, то воевода, присвоивший казенные деньги и припасы, лицемерно заявлял, будто забайкальские служилые люди на 1695 и 1696 годы все получили. А не выданные на 1696 год селенгинским полковым конным и пешим казакам 97 руб. 17 алт 2 деньги Савелов обещал выдать из иркутских доходов 1697 г,, «как казна в сборе будет». Таким образом, воевода отказался удовлетворить просьбу казаков о выдаче жалованья.
20 мая все казаки отправились к воеводскому двору, примыкавшему к городской стене, и потребовали выдачи хлебного, соляного и денежного жалованья. Казаки кричали городским жителям, чтобы они отказали Савелову от воеводства и выбрали своего прикаэного. Желая как-нибудь избавиться от казаков, воевода предложил им получить хлебное жалованье из запасов Вельского остро га. Когда казаки вернулись на дощаники, Савелов приказал своим служилым людям отрубить причалы, и забайкальцы поплыли вниз по Ангаре к Идинскому и Вельскому острогам. Некоторые добрались и до Братского острога.
Хлебные запасы, взятые в Вельском остроге, не могли удовле творить казаков; им пришлось прикупать хлеб и брать его взаймы под кабалы (долговые расписки). Кроме того, казаки захватили хлебные запасы, двух коров, двух свиней, а также винокуренную посуду на заимке одного из главных приверженцев воеводы Савелова— сына боярского Евдокима Курдюкова, на которого жаловались бельские крестьяне и служилые люди.
Встретив иркутских казаков, отправленных Савеловым для розыска «беглых людей», забайкальцы напали на них, «учинили им бой и убийство и битых шесть человек привезли в Брацкой и на приезде учинили из ружья стрельбу по одному выстрелу и после убитых платье и обувь, раскликая, продавали и по себе делили, а раненых иркуцких поставили на дворы». Побив «провожальщиков» (конвойных), казаки освободили беглых стрельцов, холопов и «ясырей» (пленных бурят и монголов). Через несколько дней забайкальцы, взяв с собою освобожденных беглецов, поплыли на дощаниках к Иркутску. Остановившись недалеко от города, казаки три дня пекли хлеб «в дорогу», а затем поплыли дальше вверх по Ангаре. Причалив, они послали шесть человек в город к посадскому Ерофееву за хлебной «осминной мерой», увезенной им из Бельска. Когда казаки проходили мимо воеводского двора, на них напали служилые люди и «начали их удинских и селенгинских людей бить и хватать и вести в малый город к Афанасию Савелову». Казаки выхватили ножи и стали обороняться от нападения. Увидя, что их товарищи находятся в опасности, остальные забайкальцы «с дощаников сошли и пришли многолюдством с ружьем и к городу с ружьем приступали». Воевода, запершись в «малом городе», отправил двух сыновей боярских для переговоров с казаками, требуя, чтобы они уплыли «за море». В ответ на это казаки говорили: «Уноси де и ты от нас свои ноги. А будет де из города хоть один человек вышед и в нас выстрелит, мы де учиним то: со стороны де город зажжем, а с другой станем рубить».
7 дней воевода со своими служилыми людьми находился в осаде. Из «малого города» на забайкальских казаков были наведены две пушки и «мелкое ружье», но до стрельбы дело не дошло. Казаки уплыли. Перед отъездом они говорили, что вернутся в Иркутск зимой в большем количестве, чтобы расправиться с воеводой и его приверженцами. Однако Савелов был вскоре устранен от воеводства самими иркутянами (служилыми и посадскими людьми),
В конце 1695 года из Москвы был отправлен в Иркутск на смену Савелову новый воевода Семен Полтев. Дорогой он заболел и умер в Идинском остроге. В Иркутск приехала в 1696 году жена Полтева с маленьким сыном Николаем. Таким образом, воеводой должен был остаться ненавистный народу Савелов, но посадские и казаки решили во что бы то ни стало избавиться от него. Воспользовавшись указом о назначении нового воеводы, «мирской совет» иркутских казаков и посадских решил утвердить воеводой мальчика Николая Полтева и выбрать «в товарищи» к нему иркутского сына боярского Ивана Перфильева, а Савелова «за обиды> сменить. Афанасия Савелова заставили прийти в воеводскую приказную избу. Туда же дядька принес на руках маленького Николая Полтева (летописец рассказывает, что новый «воевода» плакал) и привели Ивана Перфильева, который «в командование вступить не желал», а Савелову «сдать команды не хотелось». Все же «мирской совет» добился устранения старого воеводы и передачи всех дел новым правителям. В Иркутске установилось своеобразное регентство: формально воеводой считался Николай Полтев, л фактически городом и уездом управлял до октября 1699 года выбранный посадскими и казаками Иван Перфильев. Затем его сменил новый воевода Юрий Шишкин. Одновременно в Москве началось следствие о действиях Савелова. Репрессии обрушились на забайкальцев, убивших посланцев Савелова и освободивших из-под стражи беглых холопов и стрельцов. Главные участники этого дела верхнеудинские казаки Даниил Фык, Петр Каинов и Алексей Уваров были казнены.
Значение народных волнений и восстаний, происходивших в конце XVII в., заключается в том, что в них выражался протест против социального гнета. В условиях, когда народ претерпевал, «томительные муки смертные» и стоял перед печальной перспективой «разориться вконец», когда действия «лихих воевод» подрывали как хозяйство, так и защиту сибирских рубежей от иноземных ханов, восстания были не только стихийным проявлением борьбы против социального гнета, но и средством народного самосохранения.
Поднимая восстания против «лихих воевод», обличая их в «изменных делах», крестьяне, посадские, казаки в то же время стойко обороняли сибирские рубежи.
Восстания сибирских крестьян, посадских и служилых людей были непосредственно направлены против произвола со стороны агентов крепостнического государства, но не против царской власти вообще. Наиболее крайние элементы из участников сибирских восстаний не шли дальше того, чтобы припугнуть царя, заставить его пойти на уступки или заменить «лихого царя» «добрым»,
«Как мир восстанет, так и царь ужаснет», «как мир голкнет, так и царь умолкнет», — говорили участники волнений в Братском остроге в 1696 г. Народ чувствовал свою силу, но не умел превратить ее в сокрушительный удар против угнетателей. Крестьянские восстания не раз ужасали царей, но свергнуть царизм не могли.
Основная причина поражения крестьянских восстаний в XVII—XVIII веках заключалась в том, что тогда еще не было классовой силы, которая могла бы сплотить разрозненные выступления, слить их в единый мощный поток революционного движения, организовать их, повести за собою массы. Поэтому народные восстания отличались раздробленностью и, несмотря на временные частичные успехи, подавлялись крепостническим государством. Решительная победа народных масс над угнетателями стала возможной лишь тогда, когда на историческую сцену выступила новая, несокрушимая революционная сила — рабочий класс.