Писатель М.
Александров, посетивший Иркутск в 1827 г., рассказывал об одной из своих встреч
на вечере у начальника иркутского адмиралтейства. Здесь присутствовалипреподаватель монгольского языка и русской
словесности в семинарии, полковой капельмейстер, живописец — бывший воспитанник
Петербургской академии художеств, отставнойчиновник, попавший в опалу«завозмутительные мысли о
современных действиях местной власти», алеут или креол, недавно вернувшийся из
русских поселений на Аляске. Присутствовавшие на вечере вели беседу о
литературе, музыке, сибирском наречии и народной песне, затрагивали вопросы
воспитания молодежи.
Во время этой
беседы М. Александров услышал стихотворение одного из местных поэтов, который в
сатирических тонах изобразил общество купцов и чиновников, противопоставляя
людей «звонкой монеты» и «приказных» людям мозольного труда, имевших своим
девизом «труд, а не обман». Неизвестный поэт писал:
У нас пока в
Сибири два предмета:
Мозольный
труд и деловой расчет.
Всем нужен
хлеб да звонкая монета,
Так любоэнание
кому на ум пойдет!
Атмосфера
погони за наживой создавала неблагоприятную обстановку для развития
«любознания», но не могла заглушить стремления к просвещению, живого интереса
к литературе, науке, искусству.
Сибирское
общество состояло не только из купцов, сидевших, «как филин, на прилавке»,
поглощенных погоней за звонкой монетой, и приказных — чиновников, которые наживались
за счет взяточничества, казнокрадства и других темных дел. Большинство сибирского
общества составляли крестьяне, ремесленники, работные люди. Народ, создававший
материальные ценности, принес в Сибирь, сохранил и распространил здесь
разнообразные произведения устного народного творчества: былины, песни, сказки,
пословицы и поговорки — афоризмы житейской мудрости. Такие произведения
возникали и в самой Сибири. Народ хорошо знал природу своего края, любил ее,
помогал ученым исследовать природные богатства Сибири, открывал месторождения
полезных ископаемых. Народ был «практическим агрономом» и рудознатцем. В Сибири
находилось много бывалых людей из разных концов России. От них сибиряки
получали разнообразные сведения о стране. Они сами бывали во многих местах во
время ямщины и принимали участие в морских «вояжах» — плаваниях по Великому океану.
Наконец, народ стал приобщаться к грамоте и ценить ее. Он не чуждался нового,
если видел в нем полезное, и воспринимал его. Народу были близки «мирские» —
общественные — интересы, он протестовал и боролся против произвола. Русский
народ оказал плодотворное влияние на народы Сибири.
Самодержавие
тормозило развитие народного просвещения, преследовало передовых деятелей
культуры и общественной мысли, оно использовало сибирскую каторгу и ссылку для
расправы со своими политическими противниками. Но передовая культура через политических
изгнанников проникала и в Сибирь.
Живой интерес
к просвещению, литературе и науке проявляла сибирская разночинная
интеллигенция: учителя, медики, землемеры и навигаторы, горные инженеры и
техники.
«Огонек
грамотности в Сибири долго горел и не разгорался под семейными кровами», —
писал историк П. А. Словцов.
Грамота
проникает в Сибирь одновременно с появлением русских в «сибирских землицах».
Еще среди казаков Ермаковой дружины были грамотеи, умеющие читать и писать. Через
несколько лет после смерти своего атамана они составили письменные показания о
походе в Сибирь. В XVII и начале XVIII вв. в Сибири подвизались такие люди,
как Савва Есипов, составивший повествование «О Сибири и сибирском взятии»
(Есиповская летопись), и Семен Ремезов (1662—1715гг.) — талантливыйархитектор,художник, географ, историк, писатель. «Отписки» и «скаски» служилых
людей и другие документы написаны живо и образно, но грамотных людей было
немного, они учились не в школах, а у отдельных грамотеев.
Чем больше
заселялась и осваивалась Сибирь, тем сильнее испытывалась нужда в грамотных
людях для хозяйственных, административных и даже дипломатических целей. Эти
нужды не могло удовлетворить домашнее обучение, возникла необходимость в
школах.
Первая школа
в Восточной Сибири возникла в 1725
г. Она была учреждена по указу Петра I при Иркутском
Вознесенском монастыре (в шести километрах от города), в нее набирали для
обучения детей духовенства. Главная задача этой школы заключалась в подготовке
переводчиков с монгольского языка, а также миссионеров для распространения христианства
среди бурят и монголов. Официально школа называлась мунгальской.
Одновременно
с монгольским языком в школе при Вознесенском монастыре обучали русскому и
церковнославянскому чтению и письму. Школа стала называться монголо-русской.
Преподавание в ней монгольского языка продолжалось до 1737 г., т.е. 12 лет, а затем
было прекращено. В сороковых годах XVIII в. она была преобразована в
латино-русскую школу. Эта школа имела узко церковные цели. Она готовила
чтецов, певцов и знатоков церковного устава. Большинство ее воспитанников
впоследствии становились церковнослужителями.
До 1754 г. в самом Иркутске не
было учебных заведений. «В город. от купечества школ никаких не учреждено и
оных не состоит, а обучают своих детей словесно грамоте у разных, а особенно у
духовных чинов», — сообщали иркутские старосты земских дел. Дети купцов и
чиновников обучались домашним способом: их отдавали на выучку отдельным
грамотеям, обыкновенно из духовенства. Для большинства же населения грамота
была недоступна.
Первая
светская школа, возникшая в Восточной Сибири, была «е общеобразовательной, а
профессионально-технической.
Необходимость
измерения и межевания земель в Сибири, а также развитие судоходства вызывали
потребность в подготовке землемеров и навигаторов. Для этой цели было решено
учредить в Иркутске и Нерчинске «навигацкие» школы для обучения геодезии и навигации.
В 1753 г.
сенат предписал Иркутской провинциальной канцелярии открыть эти школы «для
введения в Иркутске, а больше в Нерчинске навигацкой науки». В школах
полагалось обучать геодезии и навигации детей чиновников, а также «дворянских,
сыновей, боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих сыновей».
В 1754 г. для обучения
навигационным наукам были назначены в Иркутскую школу три учителя: прапорщик
Афанасий Семыгин, Иван Бритов и учитель геодезии поручик Юсупов, прибывший с
подмастерьем (помощником). С их прибытием школа была открыта. В 1754 г. в Иркутской
навигационной школе обучалось 32 ученика. Из них обучавшиеся арифметике
получали по копейке в день и по четверику (36 фунтов) муки в месяц,
обучавшимся «грамоте—читать и писать» платили по полкопейки в день и по
четверику муки. Ученики «от малого жалованья и провианта терпят крайнюю нужду».
По предложению учителя штурмана Гаврилова жалованье й провиант были немного
увеличены: каждому ученику выдавали по 2 копейки в день, месячный провиант
мукой и по гарнцу круп. В 1758
г. годовое жалованье ученику было утверждено в 6 рублей.
Каждый из учеников получал обмундирование на четыре года: кафтан, камзол, две
шляпы с галуном, лосиные штаны, по паре рубашек и чулок. В Петербурге были
закуплены книги по геодезии и навигации. Школа укреплялась, и в 1758 г. был произведен первый
выпуск: окончило 11 человек, получивших должности геодезистов. В этом году
увеличилось количество учителей: кроме специальных предметов, предусмотренных в
сенатском указе 1753 г.,
введен обучение грамматике и иностранным языкам.
Круг занятий
геодезистов был довольно широк. Они назначались в Нерчинскую секретную
экспедицию для описания Амура и пограничных земель, земельных угодий, пригодных
для заселения. Геодезисты служили штурманами в Охотском порту, на казенных и
частных судах, принадлежавших купцам и купеческим компаниям для промысла на
островах, «открываемых в Восточном океане». Наконец, геодезисты и ученики
описывали земли в Якутске, а также по Алдану и Мае.
С 1756 г. по 1768 г. из Иркутской
навигационной школы выбыло 142 человека. Одни из них окончили ее, другие
выбывали до окончания. Окончившие были назначены переводчиками с японского
языка («японские переводчики»), штурманами в Охотск, в «горные чины», в
подмастерья на ластовые суда, в секретную экспедицию флота капитана Креницына,
в канцелярию Нерчинского горного начальства, геодезистами в Охотск и Анадырь.
При остром недостатке образованных и вообще грамотных людей, окончивших геодезическую
и навигацкую школы, назначали не только для занятий по специальности, но также
по горной, канцелярской и даже медицинской части. Учеников, не окончивших школу
— «непонятных», «нерадивых», — назначали в солдаты и казаки.
Из окончивших
школу в 1777—1778 гг. 20 были назначены в морской флот, 3 на казенные суда в
Охотск, 6 — подштурманами, 2 — на компанейские (купеческие) суда. Вместо
выбывших прибывали новые ученики, но число их уменьшалось. В 1784 г. осталось геодезистов
54 и навигацких учеников 12. В этом году управление школой было поручено губернскому
землемеру. С 1784 г.
по 1805 г.
окончило Иркутскую геодезическую и навигацкую школу 48 человек.
В 1805 г. Иркутская навигацкая
и геодезическая школа была включена в состав Иркутской гимназии. Геодезистов и
навигацких учеников перевели туда «для распределения в классы». В числе геодезистов
«были старики, 80 и 90 лет отроду имевшие».
Директор
гимназии определил часть геодезистов в учителя и смотрители, а прочие «вышли
уже из возраста». Было решено неспособных к наукам» определить в другой род
службы, а остальных направить губернскому землемеру и архитектору «по
способностям для службы».
Обучавшиеся
геодезии под наблюдением губернского землемера назывались «геодезическим
юношеством» или «учащимися геодезического состояния чертежными юношами». Они
разделялись на подканцеляристов и геодезии учеников. Обучались грамматике, логике,
арифметике, геометрии, геодезии, копированию и составлению планов, рисованию.
Экзамен производился публично в губернской чертежной. В 1812 г. «чертежными юношами»
были скопированы, кроме планов земельных угодий в сельских местностях, генеральные
карты Иркутской губернии, Японии, вид города Охотска, «три карты новооткрытым
в Ледовитом море островам», «сочинен вид горы Хамар-Дабан».
В апреле 1813 г. было утверждено
сибирским генерал-губернатором новое положение о «геодезическом юношестве». По
этому положению геодезисты и ученики находились в подчинении у губернского
землемера. Первые занимались в чертежной копировкою карт и планов, а также
посылались в помощь уездным землемерам, вторые обучалисьспециальным иобщеобразовательнымпредметам.
«По знаниям и
способностям» геодезисты и ученики разделялись на четыре разряда («класса»):
1) «землемеровы помощники», способные по своим знаниям в теории и практике к
замещению должности землемера (из них замещались вакансии уездных землемеров);
2) старшие геодезисты, из которых после предварительного испытания замещались
вакансии землемеровых помощников; 3) младшие геодезисты, обученные геометрии и
арифметике, «способные к одной копировке карт и планов»; 4) геодезические
ученики, обучавшиеся арифметике, геометрии, копировке карт и планов.
В
«геодезическое состояние» принимались дети землемеров и офицеров.
Для обучения
практике старших геодезистов губернский землемер отправлял их с опытными
землемерами по уездам. Для младших геодезистов назначался учитель — практик из
землемеровых помощников. Общеобразовательным предметам младшие геодезисты обучались
в губернской гимназии. Через каждые полгода производились публичные испытания.
Из землемеровых помощников назначались также учителя. В 1813 г. были назначены «по отличным
талантам» два учителя: математических наук и российской словесности и «изящных
наук». Третьим учителем был назначен отставной землемер «для учения снятию
ситуации и межеванию с истолкованием межевых законов». Учитель российской
словесности геодезист Голубцов до назначения на эту должность обучался «с
наилучшим успехом» арифметике, геометрии и тригонометрии, логике, психологии,
риторике, политической экономии, праву, эстетике и российской словесности,
естественной истории, технологии, коммерции, всеобщей и российской географии и
истории, французскому и немецкому языкам.
Значение
Навигацкой и геодезической школы заключается в том, что она положила начало
светским училищам в Восточной Сибири и была здесь первым профессионально-техническим
учебным заведением. Воспитанники школы способствовали изучению, описанию,
картографированию многих местностей Сибири и развитию мореплавания.
В 1781 г. начались занятия в
Иркутской «градской гражданской школе».
В 1782 г. в школе было 3 учителя
и 143 ученика. Из них к 1785
г. осталось 70 человек. Они, как сообщал иркутский
городской голова Мыльников, «выучились совершенно читать, писать, истолкованию
христианского закона, арифметике, геометрии».
В 1789 г. на основании нового
положения об училищах в Иркутске учреждаются малое и главное народные училища.
Первое представляло собою начальную школу, второе — школу повышенного типа,
имевшую 4 класса. В главном народном училище обучали русскому языку,
арифметике, гражданской истории, географии, естественной истории, геометрии,
архитектуре, механике, физике, латинскому языку. В 1790—1793 гг. в целях
подготовки переводчиков для торговых, дипломатических и военных надобностей на
Востоке вводилось преподавание монгольского, китайского, маньчжурского и
японского языков, но в 1794 г.
обучение этим языкам прекратилось. С 1799 г. началось обучение немецкому и французскому
языкам.
В 1789 г. в главном народном
училище обучались 108 человек, из которых детей чиновников и купцов — 56, мещан
— 52.
В 1791 г. в Иркутске было пять
училищ: духовная семинария, навигацкое, японское, гражданское и гарнизонное
училища.
В духовной
семинарии обучались богословию, философии, красноречию, «стихотворению»,
географии, греческому, латинскому, французскому и немецкому языкам. Число
учащихся превышало 100 человек. Духовная семинария занимала только что
отстроенное каменное здание в два этажа (по тому времени оно считалось огромным).
Обучались в семинарии почти исключительно дети духовенства, и она подготовляла
священников и дьяконов для обширной иркутской епархии, учрежденной в 1707 г.
В навигацкой
школе 50 учеников из офицерских, солдатских и матросских детей обучались
арифметике, геометрии, тригонометрии «плоской и меркаторской», навигации, сферике,
астрономии, «круглой навигации и геодезии».
В гражданской
школе «обучаются дети купеческие и мещанские грамоте, письму, арифметике и
закону». Гражданская школа соответствовала малому народному училищу.
Японское
училище предназначалось для обучения японскому языку в торговых и дипломатических
целях.
В гарнизонном
училище солдатские дети обучались «грамоте и начальным основаниям арифметики».
Несмотря на
то, что в XVIII в. огонек просвещения в Иркутске горел еще слабо, город в
условиях того времени становился очагом культуры в Восточной Сибири.
Путешественник
ботаник Сивере, проезжавший через Иркутск в 90-х годах XVIII столетия, называл
его «большим и наиболее важным» после Тобольска городом в Сибири. Он отметил,
что в-городе, имеющем около 20 тысяч жителей, насчитывалось до 2800 домов,
среди которых встречались красивые здания, в том числе большой гостиный двор. В
Иркутске имелись семинария, народная; школа, маленькая библиотека,
Натуралистический музей, «театр,, созданный для воспитания юношества». Сивере
писал:
«Особенное
влияние на молодежь оказывает сцена. — Сцена? — слышу я вопрос. — В этой
отдаленной стране? — Да, именно! и еще больше должны вы удивляться, когда я
скажу вам, что актеры — это местные уроженцы, которые за всю свою жизнь не
видели ни одного театра, но однако игра их очень мила и музыка ненеприятна,
так как в Сибири все военные начальники заставляют своих военных музыкантов
ежедневно заниматься и, кроме того, от времени до времени получают из России
новых музыкантов.»
В конце XVIII
в. в Иркутске на любительской сцене ставили пьесы Сумарокова и старинную оперу
«Мельник, колдун, обманщик и сват».
В 1785 г. в Иркутске открылась
первая в Восточной Сибири публичная библиотека. Для нее было выстроено
двухэтажное здание на средства, собранные лицами, сочувствующими этому делу. К
началу 1783 г.
в библиотеке насчитывалось 1304 названия книг, собранных, главным образом,
путем пожертвований. Книги разрешалось брать для прочтения всем желающим, но
круг читателей при малом еще распространении грамотностиявлялсяограниченным»
К 1800 г. библиотека перешла в
главное народное училище, а затем передана в Иркутскую губернскую гимназию.
Иркутяне
имели тетради-сборники, в которые вшивали небольшие печатные издания и
переписывали прозаические и поэтические произведения. Одна из таких тетрадей
озаглавлена «Собрание разных сочинений в стихах и прозе» (1790—1812 гг.). Эти
тетради, сборники показывают, что образованные иркутяне читали сочинения
виднейших русских писателей XVIII в.: М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, Г. Р.
Державина, И. И. Дмитриева, В. В. Капниста, Сумарокова — и тогдашнюю
периодическую литературу, например, «Ежемесячные сочинения к пользе и
увеселению служащие». Это было серьезное издание, содержащее разнообразные
статьи по естествознанию, географии, истории, философии, литературе. Ряд статей
посвящен был Сибири. В Иркутске получали первое сибирское периодическое
издание — журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», издававшийся в Тобольске в
1789—1791 гг.
У Г. Р.
Державина были в Иркутске свои почитатели и друзья. Они подарили ему в знак
своей признательности соболью шубу и бобровую шапку. В Иркутском художественном
музее хранится большой портрет Г. Р. Державина, подаренный им своим иркутским почитателям.
Какой-то местный художник пририсовал к первому варианту портрета, написанного
масляными красками, общий вид Иркутска. В начале XIX в. Державин был в Петербурге
заступником за иркутян, притесняемых сибирскими сатрапами —
генерал-губернатором Иваном Пестелем и губернатором Трескиным. Державин и
Дмитриев составили стихотворные тексты для памятника на могиле «Росского
Колумба» (выражение Державина) Г. И. Шелихова.
Некоторые
иркутяне были знакомы и с иностранной литературой. В тетради «Собрание разных
сочинений в стихах и прозе» вшиты печатные издания стихотворений на французском,
греческом и латинском языках. В другом рукописном сборнике конца XVIII столетия
тщательно переписаны краткие прозаические сочинения философского и
сатирического характера, в том числе переводы с немецкого.
В Иркутск
проникали сочинения французских просветителей XVIII в. На средства, ассигнованные
Российской академией наук (2000 рублей), для публичной библиотеки в Иркутске
было приобретено значительное количество книг на русском, французском и
немецком языках. Среди книг был полный комплект знаменитой энциклопедии
«Словарь наук, искусств и ремесел», составленной выдающимися французскими
философами и учеными XVIII в.— идеологами передовой буржуазии того времени.
В иркутских
школах обучались восточным языкам. В 1790 г. при главном народном училище были
открыты классы монгольского (обучалось 32 ученика), китайского и маньчжурского
(27 человек) языков. В 1792 г.
в связи с первыми попытками установить регулярные торговые сношения с Японией
открылся классяпонского языка. Для его
преподавания было приказано назначить двух японцев, спасшихся от
кораблекрушения при Алеутских островах. Эти японцы приняли христианство,
получили русские имена и фамилии и остались на постоянное жительство в
Иркутске.
Еще в
русско-монгольской школе при Иркутском Вознесенском монастыре, открытой в 1725 г., использовались при
обучении рукописные книги на монгольском языке, в том числе знаменитый памятник
монгольского эпоса «Гесериада». В Иркутск поступали китайские книги и деловые
бумаги. В казенных училищах и частным образом подготовлялись толмачи —
переводчики с монгольского и китайского языков. Потребность в людях, знающих
эти языки, возрастала по мере развития торговых и дипломатических отношений
России с Китаем и Монголией.
Грамотные
сибиряки проявляли живой интерес к книгам и ценили их. Например, на книге,
принадлежавшей иркутскому посадскому человеку Ф. А. Попову (1762 г.), имеются любопытные
замечания читателей: «Правда и я хвалю сию книжицу, хотя и не велика, токма ума
много набита»; «Читал генеральский служитель Никифор Попов. Весьма хорошо и полезно»;
«Весьма я доволен сею книгою».
Кроме
публичной и школьных библиотек, в Иркутске имелись частные собрания книг и
рукописных сборников у учителей, чиновников* купцов и мещан. Книги
передавались потомкам. В одном и том же сборнике переплетались рукописи и
печатные издания разных периодов.
В 1785 г. в Иркутске была
открыта типография.
До выхода
первой местной газеты «Иркутские губернские ведомости» (1857 г.) типография печатала
циркуляры, распоряжения и отчеты местных государственных учреждений.
Одновременно
с публичной библиотекой в Иркутске возник первый в Восточной Сибири музей.
Задача «музеума» заключалась в том, чтобы собирать и сохранять «все естественные
произведения здешнего края, иметь модели разных земледельческих орудий, физические
инструменты, употреблявшиеся в Охотском море и озере Байкал». Устройство музея
было поручено члену Академии наук Эрику Лаксману и корреспонденту Академии А.
М. Карамышеву.
Эрик Лаксман
(1737—1796 гг.) известен как талантливый минералог, химик и ботаник. Уроженец
Финляндии, он в 1762 г.
переехал в Петербург, а через два года отправился в Сибирь для изучения
природы этого края. Сначала Лаксман поселился в Барнауле, откуда совершал
поездки с научной целью до Кяхты и Нерчинска. Некоторое время Э. Лаксман служил
в Академии наук, затем снова отправился в Сибирь. Он занимался натуралистическими
исследованиями в Нерчинском горном округе, затем жил близ Иркутска и часто
бывал в городе. Э. Лаксман открыл употребление глауберовой соли для
производства стекла и основал Тальцинскип стеклоделательный завод. Лаксмансм
было открыто несколько месторождений минералов в Прибайкалье, затем по Лене и
Вилюю. Он составил ценные ботанические и минералогические коллекции. Они легли
в основу музея Петербургского горного института и Иркутского музея. В этот
музей поступила также коллекция минералов, собранных маркшейдером Губановым в
Барнаульских рудниках. Кроме того, музей пополнился за счет отдельных
поступлений.