Путешественники,
посещавшие Эрика Лаксмана, «могли заметить, что входили в жилище истинного
любителя природы... Здесь являлись частью для красы, частью для изучения и
акклиматизации одно возле другого сибирские и иноземные растения, между ними
были даже почти неизвестные в этих краях картофель, вишня, яблоня и персиковое
дерево».
Ученый
натуралист А. М. Карамышев учился в Московском, затем Упсальском (Швеция)
университетах. Среди его учителей был знаменитый натуралист Линней. В диссертации,
написанной на латинском языке и защищенной в 1766 г., Карамышев обращал
внимание на необходимость изучения и распространения в России
естественно-исторических наук и приводил сведения о флоре Сибири.
Переехав в
Сибирь, Карамышев служил директором банковской ассигнационной конторы в
Иркутске, затем начальником нерчинских заводов. Занимаясь изучением природы
Сибири и вообще естественными науками, Карамышев состоял членом-корреспондентом
Академии наук, членом Вольно-экономического общества и членом-корреспондентом
Шведской академии.
На протяжении
XVIII в. в Иркутске было положено начало общеобразовательной школе,
профессионально-техническому образованию (навигацкая и геодезическая школы),
библиотечному, музейному и театральному делу, открыта первая типография.
Иркутяне не
были чужды новым течениям в науке и литературе. Иркутск был удален, но не
оторван от центра. Оттуда в Иркутск приезжали купцы и ремесленники, русские и
иностранные ученые, изучавшие Сибирь, дипломаты, учителя и медики, вольные и невольные
переселенцы в Сибирь. В Иркутске не раз побывали и встретились здесь друг с
другом А. Н. Радищев и Г. И. Шелихов. Иркутяне также ездили в центр по торговым
и другим делам. В Иркутск поступали не только разнообразные товары, но и книги,
находившие здесь своих внимательных читателей. Люди, приезжавшие из центра,
знакомили иркутян с новостями в области хозяйственной, политической жизни, а
также в науке и литературе.
Круг людей,
пользовавшихся благами культуры, был еще небольшим, но начало первым очагам
просвещения было положено, культурные традиции постепенно укреплялись,
продолжались. Далекая Сибирь вносила свой вклад в общероссийскую культуру.
В начале XIX
в. происходило некоторое оживление в школьном деле. В 1804 г. был издан новый
устав учебных заведений, по которому вместо главных и малых народных училищ
учреждались общеобразовательные школы трех типов: гимназии, уездные училища и
приходские училища.
В 1805 г. была открыта
Иркутская губернская гимназия, преобразованная из главного народного училища.
Директор
гимназии ведал всеми училищами Иркутской губернии (за исключением духовных и
гарнизонных).
В гимназии
преподавались логика, российская словесность, история, география, статистика,
математика, физика, естественная история, немецкий и латинский языки,
рисование, танцы. В 1823 г.
в Иркутской гимназии училось 52 ученика, окончило же курс всего три человека.
Многие выбывали до окончания гимназии.
При Иркутской
гимназии находился музей, обладавший ценными коллекциями. Он имел «минеральный
кабинет», содержащий 1135 образцов местных ископаемых; «раковинный кабинет»,
имевший 950 раковин; библиотеку, содержавшую более 1000 сочинений на
европейских языках и собрание книг на китайском, маньчжурском, японском и
татарском языках; собрание географических карт, эстампов, математических и
физических инструментов, «редкостей» с островов Великого океана, «состоящих в
естественных произведениях, одежде и разных орудиях, употребляемых у тамошних
народов». Видимо, коллекции музея, созданного при гимназии, явились основой
Музея естественных предметов, открытого в сороковых годах XIX в. при Главном
управлении Восточной Сибири. В 1854
г. этот музей был передан Сибирскому отделу Русского
Географического общества.
Уездные
училища по уставу 1804 г.
учреждались для того, чтобы «открывать детям различного состояния необходимые
понятия, сообразные состоянию их и промышленности». В них преподавались
русская грамматика, арифметика, чистописание, рисование, закон божий, начальные
понятия из истории и географии. В уездном училище было 2 класса.
В 1828 г. в программу уездных
училищ был введен ряд изменений. В уставе указывалось, что целью этих училищ
является «детям мужского пола купцов, ремесленников и других городских обывателей
вместе со средствами лучшего нравственного образования доставить те сведения,
кои по образу жизни их, нуждам и управлениям могут им быть наиболее полезны».
По новому уставу определялся трехлетний срок обучения. Классная система преподавания
заменялась предметной, немного расширялась программа.
Приходские
училища по уставу 1804 г.
имели целью «доставить детям земледельческого и других состояний сведения, им
приличные, сделать их в физическом и нравственном отношении лучшими, дать им
точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверие и предрассудки,
действия коих столь вредны их благополучию». Давая элементарное образование,
приходские училища должны были подготовлять детей к прохождению курса уездного
училища.
В программе
приходских училищ значились чтение, письмо, первые действия арифметики,
«главные начала закона божия и нравоучения» и объяснительное чтение книги
«Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложении
человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья».
В начале XIX
в. школы стали открываться не только в городах, но и в сельских местностях,
хотя таких училищ было немного. В 1823 г. в школах Иркутской губернии обучалось
всего 828 человек. В это число не входили обучавшиеся«домашним способом».
Некоторый
либерализм в правительственных проектах первых лет царствования Александра I был
вытеснен вскоре усилением реакционных тенденций во всех областях внутренней
политики. Учебное начальство стремилось искоренить всякое проявление свободомыслия,
изъять из школьного преподавания предметы, так или иначе содействующие критическому
отношению к окружающей жизни.
Начальство
строго следило за «благонадежностью» учителей. Они были обязаны давать подписку
о непринадлежности к тайным обществам. Каждый месяц смотрители училищ
представляли своему начальству сведения о «неблагоповедении преподавателей и
других чиновников и учеников».
Обучение
грамоте всего народа или даже большого количества людей было признано в
правительственных кругах «опасным» и даже «вредным». Об этом открыто заявил на
заседании главного управления училищ в 1824 г. министр «духовных дел и народного
просвещения» Шишков:
«Обучать
грамоте весь народ или несоразмерное число оного количества людей принесло бы
более вреда, нежели пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было
бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или даже вредным гражданином».
При Николае I
правительственная реакция еще больше усилилась. Было запрещено принимать в
гимназии и университеты крепостных крестьян и дворовых людей. Местные училища
были изъяты из ведения университетов и подчинены губернаторам. Директорам
гимназий, смотрителям училищ предписывалось строго следить за поведением учащих
и учащихся. Реакционно-ограничительные меры правительства крайне неблагоприятно
сказывались на состоянии школьного дела в России, особенно в далеких сибирских
окраинах.
Количество
учащихся в Сибири хотя и возрастало, но медленно.
До 30-х годов
XIX в. в школах Восточной Сибири обучались только мальчики. Девочки, как
сообщает писатель-сибиряк И. Т.Калашников, «учились грамоте кое-как самоучкою,
на медные деньги, и притом не все, а только избраннейшие чады фортуны, прочие
были большею частью безграмотные или весьма малограмотные, читали, особенно
писали, пополам с грехом».
Начало
женскому школьному образованию положил Сиропитательный дом Елизаветы
Медведниковой. Он относился к разряду начальных учебных заведений применительно
к программе приходских училищ. Кроме того, воспитанницы обучались рукоделию,
шитью, ведению домашнего хозяйства.
В 1845 г. в Иркутске было
открыто первое женское среднее учебное заведение — Девичий институт Восточной
Сибири, основанный по типу таких же губернских институтов, существовавших в
Европейской России. Разница заключалась в том, что в Девичий институт Восточной
Сибири принимались дочери не только дворян, но также чиновников и купцов. Для
дочерей мещан и крестьян, солдат, мелких торговцев прием в институт был закрыт.
Школы,
открытые в XVIII в. и первой половине XIX в., не получили тогда широкого
распространения. В 1829 г.
во всей обширной Сибири, преимущественно в городах, существовало всего 40 народныхучилищ, в которых числилось только до 2500
учащихся.
Несмотря на
суровый школьный режим, крупные недостатки в области преподавания и воспитания,
малочисленность учащихся, учебные заведения, основанные в Иркутске в XVIII в. и
первой половине XIX века, играли большую роль в распространении грамотности и
просвещения в Восточной Сибири. Среди иркутских учителей были не только сухие педанты,
недалекие чинуши, «секундаторы», черствые люди, но и искренне преданные делу
просвещения, глубоко образованные и чуткие воспитатели юношества. В первой
четверти XIX в. много сделал для развития просвещения в Восточной Сибири
историк и писатель П. А. Словцов, бывший директором Иркутской губернской
гимназии и визитатором (инспектором) училищ. Один из современников Словцова
характеризовал его как человека «замечательного по уму, трудолюбию, опытности и
распорядительности». Являясь директором гимназии и визитатором училищ
Иркутской губернии, П. А. Словцов «учредил примерный по управлению порядок,
следил неустанно за предметами преподавания, умел выбирать людей, оценивать их
дарования, изыскивал источники на содержание уездных и приходских училищ,
которых открыто в шестилетнее его управление восемнадцать, и вывел гимназию из
ее летаргического состояния». Достойными преемниками Словцова были директоры
Иркутской гимназии В. И. Антропов и С. С. Щукин. По окончании гимназии в
Иркутске С. С. Щукин обучался в Петербургском педагогическом институте, а затем
вернулся в родной город. Здесь, кроме педагогической, С. С. Щукин энергично
занимался научно-краеведческой деятельностью. Он был членом распорядительного
комитета Сибирского отдела Географического общества, почтенным тружеником на
поприще естествознания в Восточной Сибири. В продолжение 50 лет изучал он сибирскую
природу, собирал богатый травник (гербарий) и другие коллекции, а также
постоянно вел метеорологические наблюдения. С. С. Щукин опубликовал таблицы
своих метеорологических наблюдений и ряд работ по изучению природы Восточной
Сибири. Он считался одним из глубоких знатоков сибирской фауны, флоры,
минералогии и зоологии и обратил на себявнимание русскихи
иностранныхестествоиспытателей,
многократно оказывал им содействие.
Даровитым
педагогом был учитель словесности в Иркутской гимназии И. М. Поликсениев. Под
его руководством издан в 1835 году сборник прозаических сочинений воспитанников
Иркутской гимназии, в котором участвовало 37 авторов. На этих сочинениях сказывалось
влияние И. А. Крылова, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина.
Значительную
часть книги (более 100 страниц) занимает довольно подробный разбор басен И. А.
Крылова. Главное внимание обращено на их морально-поучительную направленность.
Несколько кратких очерков юных авторов посвящено описаниям Ангары, Каи,
Ушаковки, Байкала, их окрестностей. Очерки написаны живо, но в них много
сентиментальной риторики, которая до известной степени преобладает над
конкретными описаниями. Один из разделов «Прозаических сочинений» составляют
«Рассуждения» на философско-этические и натурфилоссфские ( в идеалистическом
духе) темы. В книге опубликованы также две кратких повести: «Царь-девица»,
«Рыболов, или награжденное страдание» — и письма, содержащие описание
празднования пасхи, наблюдений над частичным затмением солнца и поездки в
Кяхту. Наиболее интересно письмо-очерк Ивана Кириллова «Поездка в Кяхту». В нем
имеются ценные замечания о Троицкосавске, Кяхте и деятельности местных литераторов,
которые «за удовольствие считают посвящать свои досуги занятиям литературы». 1
Автор упоминает о штаб-лекаре Кяхтинской таможни А. И. Орлове как «о человеке
чувства эстетического и основательного познания в искусствах, науках и языках»
и инспекторе русско-монгольской школы Б. П. Паршине, «неутомимо занимающемся
отечественною изящною словесностью». Они приступили к изданию рукописных
журнала «Кяхтинский цветник» и газеты «Кяхтинская стрекоза».
«Прозаические
сочинения» представляли собою первые, еще робкие литературные опыты юношей, но
самый факт составления и выпуска книги, ее содержание показывают, что живой
интерес к отечественной литературе существовал не только в центре, но и на окраинах
России.
На основании
перечня подписчиков «Прозаических сочинений» можно судить, что они
распространялись не только в Иркутске, но и за его пределами. Среди подписчиков
значатся крестьяне Оекской волости — А. Толстяков, Г. Осипов, К. Уваровский;
Черемховской волости—В. Матвеев; буряты Кудинского ведомства — тайшинский
помощник С. Асалханов, шуленга Е. Боданов, письмоводитель О. Хохалов;
воспитанники-пансионеры Троицкосавской русско-монгольской школы. Коргачев, А.
Батуев, М. Бадмаев, Б. Намтайсараев, Д. Цыдыпов.
В Иркутске
учились и работали деятели науки и литературы: географ А. И. Лосев, монголист
А. А. Бобровников, натуралист С. С. Щукин, писатель и краевед Н. С. Щукин, писатели
Е. А. Авдеева (Полевая), Н. А. Полевой, И. Т. Калашников.
Воспитанник
Иркутской навигацкой школы А. И. Лосев служил в качестве землемера и ревностно
занимался изучением Восточной Сибири. Результаты своих изучений он изложил в
статьях, опубликованных в 1812—1818 гг.: «Ангарские пороги», «О море Байкале»,
«Известия о некоторых замечательных местностях Иркутской губернии», «Земледелие
в Иркутской губернии», «Гора Хамар-Дабан», «Белое озеро в Нерчинском уезде»,
«Туркинские и Дарасунские целительные воды», «Амурский жемчужный промысел» и
др. Ряд работ А. И. Лосева остался в рукописях, например, составленное им
подробное описание Иркутской губернии.
А. А.
Бобровников (1821 — 1865) известен как знаток языков монгольской ветви. Он
составил «Грамматику монгольского языка» (1835 г.), опубликовал также
несколько статей по монголоведению (история, этнография).
Е. А.
Авдеева-Полевая (1789—1865) оставила ценное сочинение
этнографическо-мемуарного характера о старом сибирском быте—«Записки и замечания
о Сибири», — отрывки из воспоминаний о жизни в Иркутске (в журнале
«Отечественные записки»), книгу «Русские сказки для детей» и ряд популярных
сочинений по вопросам домашнего хозяйства.
Н. А. Полевой
(1796—1846) — литератор, журналист и историк, редактор-издатель журнала
«Московский телеграф» (1825 — 1834). Из его сочинений известны «История русского
народа» (6 томов), повести «Сохатый», «Параша-сибирячка», роман «Аба-донна» и
др.
По мнению М.
К. Азадовского, повесть Н. Полевого «Сохатый», опубликованная в альманахе
«Денница» в 1830 г.,
«как бы открывает собою целую галерею сибирских повестей, романов, очерков,
поэм, которые один за другим появляются в это время в столичных изданиях — в
газетах, журналах, альманахах, отдельными книгами».
И. Т. Калашников
(1797—1863), прозванный современниками «сибирским Купером», является автором
первых романов из сибирской жизни: «Дочь купца Жолобова», «Камчадалка». Из
других произведений Калашникова интересны его «Записки иркутского жителя» — об
Иркутске в начале XIX в.
Н. С.
Щукин—сибирский писатель, краевед 30-х годов XIX в., автор интересной книги
«Поездка в Якутск» (1833), повестей «Ангарские пороги», «Посельщики» и других
произведений.
Литераторы-сибиряки,
уезжавшие из этого края, не забывали его, знакомили с ним русское общество. «Ты
не забыта мною, моя далекая родина, Сибирь, богатая золотом, дремучими лесами,
морозами и дивными явлениями природы!» — Писал И. Полевой.
На далеких от
центра сибирских окраинах проявлялся общий процесс развития русской литературы
и ее основных направлений: сентиментализма, романтизма, художественного
реализма. В то же время в произведениях местных писателей отражался сибирский
колорит, выражавшийся в описаниях природы Сибири и быта ее населения. На
содержании этих произведений сказалось отсутствие крепостного права в Сибири:
они не показывали дворянское общество и положение крепостных крестьян; купцы,
чиновники, мещане, русские государственные крестьяне, буряты, эвенки, якуты и
другие аборигены Сибири, наконец, каторжане— таковы действующие лица в
произведениях, посвященных сибирской тематике. При этом в сочинениях передовых
сибиряков звучали и общие гражданские мотивы, протест против произвола и его
обличение.
Еще до
издания «Иркутских губернских ведомостей» (с 1857 года) в Иркутске периодически
выпускались рукописные газеты, журналы и отдельные произведения. Они создавались
семинаристами, гимназистами, политическими ссыльными и местными общественными
деятелями. В конце 30-х годов XIX в. иркутянин Н. И. Виноградский издавал небольшую
рукописную газету «Домашний собеседник». В ней помещались повести, рассказы и
стихи. По словам сибирского историка В. И. Вагина, эта газета интересовала
многих иркутян и «читалась очень усердно». Но газета Виноградского просуществовала
недолго. До 1857 г.
в Иркутске выходили следующие рукописные журналы: «Домашний собеседник» (1820 г.), «Звездочка» (1840 г.), «Козуля»,
«Мещанин» и «Заушаковский вестник» (1856 г.). Значительная часть отдельных
рукописных произведений (статей, рассказов, стихов) носила обличительный характер
и поэтому распространялась среди читателей с большой осторожностью. Примером
может служить сатирическое стихотворение на иркутского губернатора Трескина, в
котором он назывался «надменным стратодрахом», а его жена «Дуней-кокеткой». Оба
они обличались автором во взяточничестве. Это стихотворение в рукописи не один
год тайно ходило среди иркутских жителей, вызывая презрение и ненависть к
сатрапу-губернатору. Интересно отметить, что в рукописных журналах «Козуля» и
«Мещанин», выпускаемых семинаристами, затрагивались даже общественные вопросы.
У молодых сотрудников «Мещанина» уже зрели свои общественные мнения, которые
они высказывали довольно прямо. Они, например, заявляли, что всякое разделение
народа на сословия они считают совершенно противным здравому смыслу.
Рукописная литература продолжала существовать в Иркутске и во время издания
печатных газет. Так, в 1888 г.
выпускался рукописный журнал «Разбойник», в 1890 г.— «Семинарист» и
другие.
С 30-х—40-х
годов XIX в. в Иркутске укрепляется библиотечное дело.
Б 1835 г. за счет городских
доходов была открыта в Иркутске губернская публичная библиотека. Устройством ее
особенно энергично занимался директор гимназии С. С. Щукин. В этой библиотеке
«было собрано все, что считалось лучшим в тогдашней... литературе». За
неимением средств библиотека пришла в упадок и в 1861 г. была включена в
состав новой публичной библиотеки, открытой по инициативе Бориса Милютина,
служившего в Главном управлении Восточной Сибири.
Кроме
публичных библиотек, в Иркутске открывались частные. В 1840 г. была открыта
библиотека М. А. Болдакова, в 50—60 гг. функционировала библиотека С. Д.
Протопопова, М. П. Шестунова, В. И. Вагина, но они просуществовали недолго.
Наконец, г: 1869 г.
была открыта Иркутская городская публичная библиотека, положившая прочную
основу библиотечного дела в Иркутске.
Еще в конце
XVIII в. в Иркутске ставились спектакли на любительской сцене. В 1803 г. возник первый театр,
обслуживавший иркутскую «аристократию» (купцов, чиновников). Он был организован
местным купеческим сыном Е. П. Солдатовым. Театр Солдатова просуществовал
только один святочный сезон. В 1805 году ссыльные кн. В. Н. Горчаков и бывший
гвардейский офицер А. П. Шубин устроили общедоступный полупрофессиональный театр,
который помещался в одноэтажном деревянном доме, вросшем в землю. Труппа этого
театра состояла из солдат гарнизонного полка и ссыльных женщин, вероятно,
когда-то игравших на сцене.