В Иркутском
театре ставились комедии, драмы, водевили, а иногда небольшие «волшебные»
оперы. «Я помню, — пишет Калашников, — как однажды в какой-то волшебной опере
подлежало спуститься с неба гению. Он начал спускаться на облаках, вдруг
веревка оборвалась, и бедный гений едва не сломал себе шеи...»
Театр
Горчакова и Шубина закрылся в конце 1806 г. В дальнейшем, вплоть до 1851 г., потребность иркутян
в театральных зрелищах удовлетворялась лишь любительскими спектаклями. По словам
иркутянина Н. А. Белоголового, в конце 1846 г. или в начале 1847 г. в гимназии были
поставлены силами учащихся две пьесы. «Исполнение их, — говорит Белоголовый, —
заслужило общее одобрение, а интерес спектакля еще увеличился тем, что одна из
пьес была местного произведения и принадлежала, кажется, перу местного
старожила, штаб-лекаря А. И. Орлова». Зрители восторженно встретили эту пьесу
и потому, что в ней распевались куплеты о жизни в Иркутске. Вот часть этих
куплетов:
НашИркутск — прекрасныйгород,
Это сущий
божий дар,
Хоть зимой в
нем страшный холод
И ужасный
летом жар.
В 1851 г. было построено
специальное здание для театра в Иркутске. В 1852 г. здесь была впервые
поставлена бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», а двумя годами
позже в репертуаре значились пьесы Гоголя и Островского. Здание театра сгорело
в 1856 г.,
но театральные представления не прекращались, они шли во временных помещениях.
Театр становился одним из основных элементов общественной жизни Иркутска. В 1889 г. один из иркутян
писал:
«Почти
сорокалетнее существование постоянных театральных спектаклей в Иркутске настолько
приучило местное общество к театру, что он стал существенной его потребностью.
Существование театра сделалось необходимым элементом общественной жизни Иркутска.
Трудно представить себе зиму в Иркутске без театра, без этого лучшего и
высокого удовольствия и развлечения культурного общества».
В 1873 г. было построено повое
здание для театра, сгоревшее в 1890
г. Наконец в 1897 г. закончилась постройка каменного театра,
существующего и в настоящее время.
Кроме
театральных представлений, происходивших в городском театре, первом и втором
общественных собраниях, в Иркутске несколько раз в зиму устраивались музыкальные
и литературно-музыкальные вечера, на которых выступали артисты иркутской
труппы и музыканты-любители. Эти вечера проходили довольно удачно и охотно
посещались иркутянами.
В начале XX
в. в Иркутском городском театре действовали лучшие провинциальные драматические
и оперные труппы, приезжали также артисты столичных театров. В 1905 г. в городском театре
происходили народные собрания и политические демонстрации.
Иркутяне
издавна проявляли интерес к живописи. Ученики и учителя геодезической и
навигацкой школ (1754—1812 гг.) рисовали сибирские пейзажи. Например, на
публичном экзамене в Иркутской губернской чертежной в 1812 г. были представлены
рисунки, изображавшие «вид горы Хамар-Дабан» и вид города Охотска. Во второй
половине XIX в. в Иркутске было устроено две выставки картин, собранных у
разных лиц. На второй выставке, происходившей в 1890 г., было представлено
108 картин и 15 гравюр.
В 70-х годах
XIX в. страстный любитель живописи В. П. Сукачев начал собирать коллекцию
картин. Произведения русских художников он приобретал только в оригиналах, западноевропейских
— в лучших копиях. В результате составилась Сукачевская картинная галерея. В
90-х годах в ней было 100 картин. Галерея помещалась в двухэтажном деревянном
доме и занимала 12 комнат. Среди картин Сукачевской галереи — произведения
выдающихся русских художников, составляющие сокровище отечественной живописи»
широко известные по репродукциям картины И. Е. Репина «Нищая», В. В. Максимова
«Бедный ужин», Б. П. Виллевальде «Переправа через Березину». В коллекции,
собранной Сукачевым, имеются также картины И. К. Айвазовского, Верещагина,
Клевера, Клодта, Маковского, Лагорно, Семирадского, Сверчкова, Судковского,
Трутовского и других художников. Из картин зарубежных художников примечателен
подлинник картины знаменитого французского художника Н. Пуссена(1594—1665)«Чудесный улов».
Во второй
половине XIX в. в Иркутске возник ряд новых учебных заведений. 27 октября 1860 г. было открыто девичье
училище Первоначально в нем обучалось только 20 учениц. Но с каждым годом
контингент учащихся рос: в 1863
г. оно имело уже 114 воспитанниц, в 1873 — 210. По
желанию многих иркутян девичье училище было преобразовано в 1874 г. в женскую гимназию.
К этому времени тяга к образованию в Иркутске настолько возросла, что женская
гимназия не могла принять всех желающих; поэтому в 1879 г. открыли прогимназию.
В 1883 г.
в гимназии обучалось 222, и прогимназии — 228 учениц.
В 1853 г. в Иркутске было
учреждено еще одно женское учебное заведение — духовное женское училище с
шестилетним курсом В год открытия в нем обучалось 24 ученицы. Несколько позже в
программу училища были введены новые предметы - педагогика, физика и геометрия.
Оканчивавшие полный курс обучения получали звание домашних учительниц.
В тот же
период 60-х годов, когда оформлялось женское образование, в Иркутске назрел
вопрос о профессиональном образовании. В 1865 г. в специально
созданном Комитете, состоявшем из представителей учебных заведений и городской
общественности, рассматривался правительственный устав мужских гимназий и прогимназий
с целью применения его в местных условиях. Комитет решил учредить в Иркутске
реальную прогимназию, которая и была открыта в сентябре 1866 г. Но вскоре жизнь
показала, что для Восточной Сибири нужна не столько реальная прогимназия, сколько
специальное техническое учебное заведение. Поэтому в 1874 г. в Иркутске открыли
техническое училище.
Срок обучения
в техническом училище был шестилетний. В программу входили, кроме
общеобразовательных предметов, чисто специальные— бухгалтерия, химическая и
механическая технология, механика, золотопромышленное дело, геология,
геогнозия, промышленное и торговое законодательство. Училище готовило сведущих
лиц по различным техническим производствам соответственно потребностям края.
В 1872 г. в Иркутске было
открыто и другое профессиональное учебное заведение — учительская семинария,
готовившая учителей народных школ. При семинарии существовала специальная школа
для педагогической практики семинаристов. Она имела два отделения: одно для
русских, другое — для бурят Иркутскойгубернии.
В. 1888 г. в Иркутске
функционировало 45 учебных заведений, имевших 3870 учащихся. Эти учебные
заведения разделялись на 1) средние общеобразовательные (губернская мужская
гимназия, две женских гимназии, девичий институт); 2) специальные (техническое
училище, учительская семинария, юнкерское училище, военная прогимназия,
приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса, фельдшерская школа,
духовная семинария, мужское и женское (епархиальное) духовные училища; 3)
приюты и сиропитательные дома (сиропитательный дом Е. Медведниковой, Александрийский
и Мариинский приюты, две ремесленные школы); 4) городские и приходские
начальные училища.
В 1890 г. техническое училище
было преобразовано в промышленное. В 90-х годах были основаны церковно-учительская
семинария (1890 г.),
акушерско-фельдшерская школа (1892
г.), горное училище (1893 г.), частная женская
прогимназия Беляевой, училище для слепых и десять начальных школ.
В первое
Пятнадцатилетие XX в., кроме учебных заведений, основанных раньше, возникают
учительский институт (1909 г.),
пять частных гимназий (две мужских и три женских), реальное и два коммерческих
училища, кадетский корпус, телеграфная школа, музыкальное училище и школа
рисования, несколько новых начальных училищ. В 1913 г. в Иркутске было 7800
учащихся.
В Иркутске
учились будущие деятели науки и литературы: историки А. П. Щапов, И. В. Щеглов,
натуралисты С. С. Щукин, А. П Федченко, Г. А. Стуков, археолог И Т. Савенков,
этнограф М. Н. Хангалов, писатели И. Ф. Федоров-Омулевский, С. С.
Серафимович-Шашков, В М. Михеев, М. В. Загоскин, В. И. Вагин, художник М. И
Песков, врач и писатель Н. А Белоголовый. Иркутскую гимназию окончил
выдающийся ученый в области агрономии Д. Н. Прянишников.
А. П. Щапов
(1831 —1876) — известный русский историк, этнограф и публицист, внесший крупный
вклад в изучение истории и этнографии России, в частности Сибири.
И. В. Щеглов
составил ценный труд «Хронологический перечень важнейших данных из истории
Сибири».(с 1032 по 1882 г.),
изданный Географическим обществом в Иркутске в 1883—1884 гг. Щегловым были
изданы также брошюры «Исторические сведения об Иркутской гимназии за 100 лет ее
существования» и «В защиту 26 октября 1881» (по поводу разногласий о времени
празднования 300-летия присоединения Сибири к Русскому государству) и др.
A. П.
Федченко (1834—1873)—естествоиспытатель и географ, исследователь Средней Азии.
Его многотомное сочинение «Путешествие в Туркестан» и другие труды изданы научным
обществом любителей естествознания и географии.
Г. А. Стуков
(1854—1912) — талантливый ботаник, исследователь флоры Забайкалья. Ему
принадлежат ценные работы: «Народные лекарственные травы Забайкалья», «Очерк
флоры Восточного Забайкалья», «Растительный мир Агинских степей» и другие
исследования.
И. Г.
Савенков (умер в 1914 г.),
занимаясь археологическими исследованиями по Енисею, открыл на Афонтовой горе
возле Красноярска стоянку эпохи палеолита (древнекаменного века), раскопки
которой дали очень интересные материалы для изучения древнейшей культуры
человеческого общества. Известны также труды Савенкова «Каменный век в Минусинском
крае», «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее».
М. Н.
Хангалов — известный бурятский этнограф и деятель народного просвещения, автор
многочисленных работ, посвященных изучению шаманства, устного народного творчества,
облавных охот (зэгэтэ-аба), скотоводческого хозяйства, материальной культуры,
юридических обычаев и быта бурят-монголов. Хангалов скончался в 1919 г.
И. Ф.
Федоров-Омулевский (1836—1883)—-известный сибирский поэт и беллетрист. Его
роман «Шаг за шагом», вышедший в 1870—1871 гг., имел большой успех у читателя.
Как поэт Омулевский-—представитель боевой гражданской поэзии 60-х—70-х годов.
Его стихи, печатавшиеся в радикальных журналах того времени, были изданы в 1883 г. отдельной книгой под
заглавием «Песни жизни» и с тех пор переиздавались несколько раз.
С. С.
Серафимович-Шашков (1821—1882) — талантливый публицист радикального лагеря.
Главнейшими трудами его являются «Очерки по истории русской женщины», «Исторические
судьбы женщины», «Детоубийство и проституция» и другие. Шашкову принадлежит
также ряд интересных очерков по истории и этнографии Сибири.
B. М. Михеев
(1859—1908)— один из видных поэтов старой Сибири.Кроместихов,онписалрассказы,романы,пьесы.
Наибольший
интерес представляют сборник его стихотворений «Песни о Сибири» и роман из сибирской
жизни «Золотые россыпи».
М. В.
Загоскин (1830—1904) сыграл крупную роль в истории периодической печати в
Сибири как сотрудник и редактор газет «Иркутские губернские ведомости», «Амур»,
«Сибирь». Из работ М. В. Загоскина известны роман «Магистр» (не окончен),
«Заметки о быте поселян Иркутского уезда», «Десять лет в сибирской деревне»,
«Сибирские крестьяне», «Грановщина (описание экономических отношений и
юридических обычаев одной общины)» и другие.
В. И. Вагин
(1823—1900) — сибирский журналист-публицист и историк. Вагину принадлежит
капитальный труд по истории Сибири в первой четверти XIX в. «Исторические
сведения о деятельности гр. М. М. Сперанского в Сибири», а также ряд других
работ по истории, экономике и этнографии Сибири.
М. И. Песков
(1834—1864)—талантливый художник. Широко известна по репродукциям его картина
«Воззвание Минина к нижегородцам»; Песков написал также картины «Кулачный бой
при Иване Грозном», «Ермак сговаривает донских казаков к походу в Сибирь»,
«Домик в Коломне» (на сюжет А. С. Пушкина), «Сибирская сцена — ссыльнопоселенец»
и другие.
Н. А.
Белоголовый (1834—1895) — врач и писатель, был близок к Салтыкову-Щедрину,
Некрасову, Герцену, сотрудничал в его знаменитом «Колоколе». Белоголовый написал
подробную биографию выдающегося медика С. П. Боткина, книгу «Воспоминания и
статьи» и несколько работ по вопросам медицины.
Иркутск стал
одним из очагов русской культуры на Востоке, рассадником начального и среднего
образования, занял значительное место в изучении Сибири (через Восточно-Сибирский
отдел Русского Географического общества), в распространении центральной и
местной печати.
Вплоть до
Великой Октябрьской социалистической революции сфера культурного развития и
влияния Иркутска была все же ограничена. Здесь не существовало ни одного
высшего учебного заведения. Средняя школа фактически не являлась
общедоступной,] В гимназиях обучались, главным образом, дети чиновников,
купцов,, зажиточных мещан, служащих. В Девичий институт принимались только
дочери дворян, чиновников, офицеров и именитых купцов; в юнкерское училище и
кадетский корпус — дети офицеров и чиновников. Плата за обучение, приобретение
форменной одежды, учебных пособий, оторванность начальной школы от средней,
раннее, привлечение детей к работе из-за материальной нужды —все это затрудняло
доступ в среднюю школу для детей рабочих и крестьян. Они были вынуждены
ограничиваться начальной школой или оставаться неграмотными.
Передовые
деятели просвещения и культуры преследовались царским правительством.
Даже в
тяжелых условиях, существовавших при царизме, русский народ, осваивавший
сибирские окраины России, создавал материальные и культурные ценности, внося
свой вклад в развитие народного хозяйства и культуры нашей страны.
Сибиряки
выдвинули талантливых деятелей в области науки, техники, литературы, но в
условиях старого режима многие таланты гибли, не имея возможности
проявитьсвоитворческие силы
Самый широкий
доступ к просвещению открыла для трудящихся лишь Великая Октябрьская
социалистическая революция.