Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Особенности путешествий по Байкалу


Зимние путешествия по Байкалу

ЗИМНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО БАЙКАЛУ

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечат­ление. Исключительная прозрачность льда позво­ляет видеть дно на шельфе вблизи берега и загля­дывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и пугает своей неопределенностью. Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его может пре­вышать метр. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путе­шественника. Спрятаться от пронизывающего хо­лода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру.

В конце зимы происходит мощная под­вижка льда, отдельные торосы могут пре­вышать рост человека. Вмерзшие верти­кально прозрачные льдины привлекают внимание фотографов своей необычной формой и сверкающей хаотичностью на­громождения. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжаю­щих. По гладкому льду путешествуют на коньках и буерах, по заснеженному озеру на лыжах и пешком.

Прибрежные скалы зимой украша­ются многометровыми в высоту, искря­щимися на солнце ледяными наплесками, Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает наплесковый лед причудливо намерзает на скалах десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших вет­вистых сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед ста­новится идеально отполированным. С конца февраля по начало апреля совер­шается большинство поездок по льду Байкала. Это идеальное время для путе­шествий: тепло, можно находиться на льду в солнечную безветренную погоду в легкой одежде, без перчаток и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного бере­га отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся совсем ря­дом. В этот период интересны ледовые маршруты вдоль побережья Северного Байкала - зеркальный лед и белоснежные остроконечные вершины придают неповторимый колорит зимнему путешествию.

В марте можно наблюдать редкое явление, когда при мощной подвижке льда возникает гидроудар, отдельные осколки вылетают вверх, как из пуш­ки, и разлетаются далеко вокруг по замерзшему озеру. Безмолвное равнове­сие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мо­щью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины па­дают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно срав­нить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти перемалывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие момен­ты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4—5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет пе­редвигаться на велосипедах с шипованными покрышками. Ездить по гладкому льду - за­нятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантиро­ванно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешест­вий по льду на автомобилях, снегоходах, судне-амфибии «Хивус-10» на воздуш­ной подушке и собачьих упряжках до­статочно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значи­тельно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обыч­но доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере от Листвянки, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды на автомобиле от Иркутска.

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического вос­хода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально про­зрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Отличие ледовых дорог - плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодо­лении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испы­тывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик невоз­можно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Скорость передвижения зависит от ледовой обстановки, так по данным GPS навигаторов в одном из автомобильных трофирейдов по льду было пройдено 1537 км, средняя скорость движения составила - 45,1 км/ч, максимальная на гладком заснеженном льду - 102 км/ч.

При автомобильных путешествиях по льду надо прислушиваться к про­гнозу погоды, чтобы не попасть в снежную ловушку после снежной метели. Выбраться после сильного снегопада без проторенной колеи для легковых ма­шин порой невозможно.

В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Слу­чается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.

Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками на побережье существуют ледовые дороги, а там, где их нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, огибая торосы и трещины. Но лучше без крайней надобности не рис­ковать и не съезжать с зимника, а в местах, где регулярно образуются пропа-рины и трещины, двигаться с проводником. Зимние месяцы - самое сложное время для путешествий, удаленные от населенных пунктов уголки побережья Северного Байкала совершенно пустынны, нет ни туристов, ни рыбаков, только лед и обжигающий/морозный ветер. Говорить о том, что в ближайшие годы от­дыхающие устремятся в этот холодный край, преждевременно, на побережье Северного Байкала нет ни теплых баз, ни дорог. Пешеходный переход с се­верной оконечности Ольхона на Ушканьи острова, например, потребует около 2 дней, причем это будет не увеселительной прогулкой на коньках или лыжах, а изнуряющим спортивным походом сквозь поля ледяных торосов и глубокие наддувы снега с тяжелым грузом зимнего снаряжения и автономного питания.

Особенность мартовских торосов в том, что благодаря весеннему солн­цу уже частично сошел снег, льдинки разморозило, и груды чистого битого льда становятся подвижными. Идти через такие поля — сущее мучение. Валы битого льда и торосов иногда достигают метровой высоты, и каждому шагу предшествует предварительное обивание и расчистка от осколков мест, ку­да ступает нога. Идти через сложные торосы без дополнительной опоры на лыжные палки весьма рискованно. Но даже использование палок не оберегает от падений. Ноги постоянно скользят и умудряются застревать среди льдин в таких нелепых позах, что при спешке можно растянуть связки или подвернуть ногу. Неудачно упав, можно сломать лыжную палку и больно удариться локтем о лед. На 150-метровый переход через полосу торосов порой требуется более сорока минут. За полосой торосов можно встретить зеркальный лед, в котором отражаются береговые скалы, по такому полированному льду можно передвигаться скользя на подошвах, как на коньках.

ОСОБЕННОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ЛЬДУ ОЗЕРА

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по глад­кому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес раз­летался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудер­жимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромож­дению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек. Многочисленные автомобильные следы во всех направлениях создают иллю­зию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.

Ледовыми правилами не следует пренебрегать - их соблюдение обезопасит поездку. Основными из них являются: перед съездом на лед расспросить мест­ных жителей об особенностях пути, не ездить по льду ночью, не выпивать спир­тного за рулем. На байкальском льду встречаются опасные становые трещины, мощные надвиги льда и промоины, опасные для автомашин. Кем проложена дорога, часто неизвестно, поэтому не всякий автомобильный след может быть надежным. На льду могут остаться следы новичков, с риском для себя заехав­ших в опасное место. Живые трещины могут быть забиты льдом, и не факт, что ледяная пробка выдержит очередную машину. Надежность битого смерзшего­ся льда в трещинах необходимо проверять с помощью пешни или лома.

Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С на­чалом холодов, при температуре воздуха ниже -20°С, в первые 3-4 дня лед нарас­тает по 4-5 см в сутки. В конце октября замерзают мелководные заливы, 1—14 ян­варя - глубоководные районы. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15-20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. В сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля (1899,1932,1952,1959,2004 гг.). В южной части Байкал закрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной части — 6-6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом вы­явлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, збитый ШТОрмом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать тре­щину- Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замер­зает ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.

Торосы обычно бывают 1,5—3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 метров. Лед толщиной 10-15 см50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см - вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. Согласно инструкции по устройству ледовых переправ, для прохождения автомо­биля общей массой Ют толщина льда должна быть не менее 30 см, 15 т - 35 см, 20 т - 40 см при среднесуточной температуре воздуха не менее 10°С. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. Лед около метра выдерживает вес вертолета При плюсовых температурах в течение 2-3 дней меняется структура льда, и его грузоподъемность уменьшается на 20 процентов. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время. выдерживает вес пешехо­да, толщиной

Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопас­ность дорожной службой.Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по крат­чайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещи­ны бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, дости­гающих иногда 20~30°С. Подсчитано, что при изменении окружающей темпера­туры на ГС линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. По­явление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших раз­рывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. сообщается: «Таких длинных широких щелей не запомнят даже старики-старожилы. Разрывы сопровожда­ть ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться».

Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни – специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать' затем стремительный разгон до 70—80 км в час - и прыжок через трещину.

Кроме становых щелей опасность для автомашин представляют пропарины возникающие на льду в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Пропарины, прикрытые слоем снега, обнаружить практически невозможно. Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда они скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чис­тый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные подводными ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Поэтому лучше не съезжать с обозначенного накатом зимника, а там, где воз­можны пропарины и трещины, двигаться с проводником, хорошо знающим осо­бенности льда в этом районе. Подозрительные места нужно тщательно обследо­вать и опробовать толщину льда пешней или другим острым предметом.

На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские Ворота по этой причине не делают ледовой переправы. В разные годы переправу устраивают либо из Куркутского залива, либо с материка после дельты реки Сармы. Указатель со стрелкой «Ледо­вая переправа» поможет в правильном месте выехать на лед. Официальную пе­реправу на Ольхон обозначают вмороженными вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. На ней установлены знаки: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч». Большинство других зимни­ков прокладывается рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном на­правлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подоз­рительные места, которые отличаются по более серому цвету и видны издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зим­никах между поселками Листвянка и Коты. Значительно чаще уходят под лед автомобили, двигающиеся на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС ле­том проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого Моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого Моря находится от 25 до 50 автомобилей.

В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стреми­тельней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмот­ря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега.

Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. Маритуя. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной пробивают зимник поперек Байкала - от мыса Крестовского на восточный берег Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, еже­годно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные - от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив.

Взлом льда начинается в конце апреля от мыса Большого Кадильного, на­против которого происходит таяние под воздействием восходящих потоков теплых вод подводных источников. В последнюю очередь (9—14 июня) освобож­дается ото льда северная часть озера. В начале лета, в июне, на синей глади озе­ра в северной части Байкала плавают скопления ослепительно-белых льдин, на которых любят греться на солнце нерпы.

 

Категория: Особенности путешествий по Байкалу | Добавил: anisim (03.09.2009)
Просмотров: 6112 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>