Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 24.11.2024, 18:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 1


Открытие Сибири - 2
Первым отвечал воеводе тунгус с Каты-реки Богдашка Чекотеев. Он сказал, что вверх по Тунгуске на ле­вой стороне, против деревни Кужемской, где живет па­шенный крестьянин Васька Панов, видел он в трех вер­стах от реки на высокой горе «в Камени» яму. «И ис той де ямы дух исходит смрадной, человеку невозмож­но духа терпети. И у той де ямы стоять де он, Богдашко, долго не мог. И отошед де от ямы лежал от того духа головною болезнью день». А у своей братьи, у тун­гусов, он, Богдашко, слыхал, что «живут де в той яме люди, а имяна тем людем чюлюгдеи, а ростом де те люди человеку в груди, об одном глазе и об одной руке и ноге. А глаз у него, чюлюгдея, и рука с левую сто­рону, а нога с правую сторону».
Еще Богдашка-тунгус добавил, что братские ясач­ные тунгусы ставили самострелы на зверей и в одном самостреле нашли «застреляного того дикого человека, а платье де на том человеке тулунец кожаной, опушен белою козлиного, а в руках де у него пила железная». Богдашка видел и след дикого человека: «на снегу хо­жено одною босою ногою, а тот де их след гораздо мал, как пяти лет ребенка».
Второй тунгус, Имарга, сказал, что тоже видел яму, из которой несло смрадным духом, которого человек не может терпеть, а «тот де дух таков, как железо горит».
Однако никакие слухи о диких людях и чудовищах неизведанного Севера не могли остановить движение землепроходцев в поисках неведомых земель и народов в «Восточной стране». Вся логика истории вела тех, кто строил русское централизованное государство под эгидой Москвы, все дальше и дальше, навстречу солн­цу. Неоспорима заслуга тех, кто первым вышел на про­сторы Сибири, стал там прочно и навсегда...
На «диком бреге Иртыша» стоит «объятый думой» суровый воин, закованный в тяжелые бронзовые латы. В руках боевая секира, на груди распростер широкие крылья двуглавый золотой орел, дар царя. Не о ^тяже­сти ли царского дара думает свою думу казачий ата­ман? И не о том ли, где ждут его дружину, казаков и беглых от боярского гнета холопов, вольная воля и не тронутая плугом земля — мужицкое счастье?
Таким предстает Ермак в бессмертной скульптуре М. Антокольского и в думе «Смерть Ермака» декабриста К. Рылеева.
Рядом с Ермаком из глубины минувшего встает и другой образ, изваянный Антокольским, величественный и трагический, до конца еще не понятый историками Иван Грозный. Так история свела царя — покорителя Казани и Астрахани, последних гнезд татарского ига на Руси, с предводителем казачьей вольницы, который разгромил «столицу» татарского ханства в Сибири.
В думе Рылеева присутствует еще один царь — хо­зяин Кашлыка, столицы сибирского ханства, шейбанид Кучум. «Тать презренный...» — сказал о нем поэт-де­кабрист.
Впрочем, Кучума нельзя считать царем Сибири в полном смысле этого слова: он был всего лишь од­ним из тех хищных степных феодалов, которые сменя­ли друг друга в мутном мареве междоусобиц после раз­вала империи Тамерлана. Реальная власть Кучума ед­ва ли распространялась дальше самого Кашлыка.
Но Рылеев смотрел на Ермака и Кучума глазами народа, и с тех пор стоят в думе друг против друга молвой неразлучные казачий храбрый атаман и ко­варный татарский царь.
А тогда, четыре века назад, к востоку за Иртышом для Ермака еще лежала огромная и неизведанная зем­ля — Сибирь. Необъятные просторы то тайги, то тунд­ры, то степей. Где-то вдали плескались холодные вол­ны Байкала, а совсем далеко гремел прибой Тихого океана...
Все это Ермаку могло рисовать только воображение. Со своей дружиной он сделал лишь первый шаг в страну солнечного восхода. Навстречу солнцу на «край света», туда, где старинные легенды и хронографы помещали сказочные народы «Гога и Магога», придут уже другие.

 

 

Категория: Открытие Сибири ч. 1 | Добавил: anisim (26.06.2011)
Просмотров: 4372 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>