История Сибири столь же
обширна по масштабам, по сложности стоящих перед исследователями проблем, сколь
мало изучена и исследована. Во многом еще таинственная и загадочная, она полна
«белых пятен», провалов и пробелов часто на самых интересных, наиболее важных
ее страницах.
Соответственно всевозрастающей роли
Сибири в современности, в строительстве нового, социалистического общества увеличивается,
растет непрерывно и заинтересованность историей ее народов как у нас, так и за
рубежом. Но, как и все в нашем мире, этот интерес выражается в различных
формах, находится в непосредственной связи с классовой идеологией историков, с
идеологической борьбой нашего века. И не только нашего!
С самого начала ученых волновал
вопрос о месте народов Сибири во всемирной истории. О том, что они внесли в
мировую культуру?
Еще в XVII—XVIII столетиях
определились различные направления исторической мысли, часто контрастно
противоположные друг другу.
Первое такое направление —
европоцентризм. (Это идеология европейских колонизаторов, которые не только
порабощали, но и всячески унижали народы зависимых стран. Все лучшее в мировой
культуре они выводили только из Европы.) Оно нашло выражение уже в первом
обширном сочинении о Сибири и соседних с ней странах, которое принадлежало
одному из видных ученых-гуманитариев конца XVII — начала XVIII века, другу
Петра Первого Н. Витзену. Труд его имел название «Описание Северной и
Восточной Татарии».
Витзен, пораженный художественными
изделиями из драгоценных металлов, найденными в сибирских курганах, не мог
поверить, что такие вещи, отмеченные печатью творческой фантазии и тонкого
вкуса, созданы предками проживающих в Сибири «диких и злых язычников».
В том же XVIII веке благодаря
трудам путешественников Д. Мессершмидта и его спутника Ф.
Табберта-Страленберга ученый мир Запада узнал об удивительных и загадочных
памятниках древности на Енисее. В том числе о стелах с какими-то странными
изображениями и надписями на неизвестном языке, о высоких курганах,
огражденных вертикальными каменными плитами. И тогда же французский ученый,
аббат Бальи пришел к неожиданному выводу о стране мудрых атлантов и самой
Атлантиде. По мысли Бальи, именно атланты Платона, а вовсе не предки сибирских
племен оставили после себя и эти курганы — целую страну курганов, и стелы с
надписями...
Всего ярче такие взгляды на рубеже
XVIII и XIX веков выразил крупный историк с европейским именем А Шлёцер автор
«Нестора» — монументального исследования' русских летописей и «Всеобщей
северной истории». Шлёцер, как и другие его современники не допускал мысли, что
у северных народов может быть собственная история. Он писал: «Каков был етот
север до его открытия? Ето никому не известно, да и никто знато етого не может.
Как населявшие его люди жили подобно диким, без всякого сношения с
иноплеменными, не имея средства, ежели бы и делали что-нибудь достопамятное,
сохранить в чистоте память онаго хотя через один ряд человеческого века, то как
же предполагать возможность, чтобы об них существовала история, хотя такая
история наполняла бы азбуку в наших исторических системах?»
«Все эти, частично древнейшие,
многочисленные и далеко распространенные нации (исключая одних мадьяр),
однако, никогда, — развивает он свою мысль, — на арене народов не играли
никакой роли. Они не принадлежат к империозис популис. Они не произвели ни
одного завоевателя. Но, наоборот, были добычей своих соседей. К тому же не
имели они и никаких собственных летописей, но вся, целиком, их история заключена
в истории их победителей».
Следует, кстати, отметить, что
влияние традиционного европоцентризма сказывалось даже на взглядах тех
историков и этнографов, которые в своей практической деятельности стояли на
прогрессивных, демократических позициях, стремились защищать малые народы
Сибири от хищнической эксплуатации купцами и царизмом. Примером могут служить
высказывания П. Словцова. Некогда воодушевленный радищевскими идеями, такой же
убежденный «рабства враг и друг свободы», Словцов в своей сибирской истории
писал, что в прошлом русской Сибири не было ничего «подлинного», ничего
«самобытного».
|