ПЕРВЫЕ РУДОКОПЫ
СИХОТЭ-АЛИНЯ
Ярким подтверждением ленинского
интернационалистического взгляда на историю народов земного шара стали
археологические памятники нашего Дальнего Востока. Каждый народ, даже самый
маленький, вносил во всемирную историю, в мировую культуру нечто свое собственное.
Это не исключает, разумеется,
взаимодействия, взаимного оплодотворения культур. Но такое взаимодействие еще
полнее, глубже оттеняет самобытные, характерные черты каждой культуры,
историческое своеобразие того пути, который проходили части великого целого —
человечества в планетарном масштабе. Археология нашего Дальнего Востока дает
тому многочисленные примеры.
Именно поэтому археологические
памятники Дальнего Востока всегда останавливали внимание исследователей, а
особенно в наше, советское, время, когда ленинская идея дружбы народов, их
взаимодействия и взаимопомощи легла в основу нашей жизни.
Итак, археология Дальнего Востока.
Когда она сделала первые свои шаги? Мало кому было до недавнего времени
известно, но это бесспорный факт, что памятники древней истории
дальневосточных племен привлекли внимание русских людей еще три века тому
назад! Первыми археологами Дальнего Востока стали русские казаки-землепроходцы,
первооткрыватели северных областей Азии.
В 1701 году выдающийся русский
географ и историк С. Ремезов — он записал и легенды о Ермаке — заканчивал
«Чертежную книгу Сибири», первый монументальный труд по географии края,
обессмертивший имя своего создателя. И сегодня ученые с интересом рассматривают
ветхие листы этого удивительного атласа. На одном из них изображены низовья
Амура, рядом с которыми имеется неожиданная и загадочная на первый взгляд
надпись: «До сего места царь Александр Македонский доходил и ружье спрятал и
колокол оставил». Около надписи нарисован город с башнями, а при нем предмет,
изображающий, очевидно, колокол, о котором рассказывает надпись.
Историки, читавшие эту надпись, не
раз задумывались, пытаясь понять, каким образом попало на чертеж сибирских
земель имя Александра Македонского и почему в устье Амура оказался этот не
ведомый никому город с башнями и мифическим колоколом. Правда, Ремезову,
читавшему фантастическую средневековую повесть о походах Александра
Македонского на край света, его имя было, видимо, хорошо известно. В повести
этой, между прочим, рассказывалось, как Александр построил на краю земли
высокую каменную стену, которой оградил два мифических народа «Гога и Магога»,
грозивших гибелью всему человечеству. Наверное, нет ничего удивительного в
том, что именно здесь, на крайнем востоке, вблизи берегов Тихого океана, по
понятиям людей XVII века, и должно было находиться место, у которого великий
полководец построил свою легендарную стену.
Однако самое интересное заключается
в том, что город, отмеченный на ремезовской карте, все-таки существовал. В
70-х годах XVII века знаменитый русский дипломат и ученый того времени Н.
Спафарий писал, что за двенадцать лет до его приезда на Восток, то есть в 1655
году, казаки нашли около устья Амура место, где было «во утесе аки бы копано»,
а рядом колокол и в трех местах «каменные скрижали». Впоследствии было
установлено, что казаки открыли древние памятники с надписями и остатки храма
XV века на Тырском утесе против устья реки Амгуни. Все эти сведения, сместившись
по времени и смыслу, нашли свое отражение в «Чертежной книге» Ремезова.
|