Значение ее понятно. Если в Сибири,
на Алтае обитали древнейшие люди — архантропы и палеоантропы, это существенно
меняет традиционные представления о времени заселения Северной Азии человеком и
вообще взгляды на процесс становления человека в целом и освоения им планеты.
Значит, не только Африка, Европа или
Китай были ареной, где совершались всемирно-исторические процессы подлинно
начальной истории человечества, но и Северная Азия, Сибирь.
Так, в свете новых находок в Сибири
снова встает перед исследователями старая и важнейшая проблема: где и как
возникло человечество.
Как известно, в истории науки о
человеке контрастно противостоят друг другу два взгляда: моноцентризм и полицентризм.
Конечно, на современном уровне
наших знаний нелегко склонить чашу весов в ту или другую сторону. Но ясно, что
сибирские находки снова сигнализируют о сложности проблемы, о справедливости
принципиального положения Ф. Энгельса, писавшего,- что возникновение человека
— результат тысячелетних и многократных попыток, а не простая эволюционная
линия. Не от изначального простого единства к множеству, а от примитивного
множества исходных позиций и возможностей к единству — человеку разумному, гомо
сапиенсу...
Вот какие глубины тысячелетий
открываются с высоты небольшого холма над маленькой речкой Улалинкой...
В 1871 году в археологии России
произошло событие, которое вскоре обратило на себя внимание одного из ведущих в
то время археологов страны, автора капитального двухтомного труда о каменном
веке, графа А. Уварова.
При постройке здания военного
госпиталя в Иркутске обнаружены были кости ископаемых животных ледниковой
эпохи — северного оленя. Вместе с ними лежали каменные и костяные изделия,
принадлежавшие руке палеолитического мастера, человека древнекаменного века.
Замечательно и то, что сибирские
находки совпали по времени с открытиями остатков столь же древней культуры,
обнаруженных далеко к западу от Байкала и Ангары, в Моравии.
Иркутская находка осталась бы незамеченной и, быть может, погибла для науки о человеке,
если бы не попала в руки выдающихся исследователей Сибири, геологов И.
Черского и А. Чекановского.
В огне иркутского пожара 1879 года
уникальные предметы, найденные у военного госпиталя, погибли. Но, к счастью, о
них сразу же была опубликована большая статья в «Известиях» Сибирского отдела
Географического общества с рисунками обнаруженных в 1871 году предметов. В том
числе удивительных и неожиданных для того отдаленного времени художественных
изделий, оставленных людьми ледникового времени. Уже тогда, более ста лет
назад, стало очевидным, что древнейшие следы деятельности человека на севере
Азии уходят глубоко в прошлое, к тем временам, когда значительная часть Европы,
Азии и Америки была покрыта ледниковыми толщами, а на свободных ото льда
пространствах бродили мамонты, носороги, северные олени, дикие лошади и быки.
Затем последовали открытия И.
Савенкова на Афонтовой Горе в Красноярске, в Лагерном саду в Томске. И снова в
Иркутске, на Верхоленской Горе, где М. Овчинников обнаружил серию каменных
изделий, сопровождавшихся костями мамонта.
В Томске уцелели остатки временного
становища первобытных охотников, которые убили одного-единственного мамонта,
съели его и ушли дальше. Раскопки произвел видный биолог, профессор Томского
университета Н. Кащенко и сделал это с такой тщательностью, так основательно,
что его работа в методическом плане стоит на вполне современном уровне. Недавно
при разборке старых ящиков с коллекциями Кащенко нашли даже пробирку с древесным
углем: исследователь как бы предвидел современный радиоуглеродный анализ.
Таким образом, уже в конце XIX
столетия стало ясно, что в суровое время ледникового периода, выражаясь
языком геологии, в верхнем плейстоцене, около 25 тысяч лет назад человек уже
обитал на Ангаре, Енисее и в бассейне третьей великой реки Северной Азии —
Оби, в районе нынешнего Томска.
|