Из земли на склоне древней речной террасы
слегка выступали плиты известняка, Здесь находился могильник начала бронзового
века. Своих сородичей жители этих мест хоронили под каменными кладками. На этот
раз под большой каменной плитой залегал рог северного оленя, который вымер
задолго до бронзового века! Значит, находка была не бронзового века, а
палеолита. Но самое неожиданное, что под этой плитой уцелела замечательная
вещь. Некогда намеренно запрятанная, захороненная палеолитическими людьми
статуэтка женщины, вырезанная из бивня мамонта кремневым резцом. Такая же,
как палеолитические статуэтки из Мальты!
Но от большинства женских
мальтийских статуэток и от всех известных в Европе она отличалась ясно выраженной
одеждой. Похожие статуэтки найдены были и в Мальте, но не столь хорошо одетые.
Было высказано предположение, что это обозначена своего рода драпировка:
небрежно накинутая на плечи шкура зверя с длинным хвостом.
На статуэтке же из Бурети видна
шитая, именно шитая одежда определенного покроя, такого же, как'у современных
арктических обитателей двух континентов — Азии и Америки: эскимосов, чукчей и
коряков.
Она имеет вид мехового комбинезона
с капором на голове! Такая одежда превосходно приспособлена к суровым
арктическим условиям. Ее не продувают даже пронизывающие все на свете колючие
арктические ветры. Она надежно закрывает голову и лицо пушистой бахромой. И
эта одежда, рожденная к жизни ледниковой эпохой, выдержала, таким образом,
испытания двадцати, а может быть, и более тысячелетий...
Люди Бурети и Мальты имели не
только удивительную для того времени одежду, но и многое другое, столь же
поразительное для нас. Все, без чего вообще невозможна жизнь человека в
арктических просторах, в тундре и лесотундре ледниковой эпохи. Это было теоретически
предсказано еще Н. Чернышевским, но, как часто случается, забыто учеными
специалистами нашего времени.
Теперь мы знаем, что древнейшие
жители Бурети создали столь же хорошо приспособленную к жизни в Арктике, как и
одежда, архитектуру. Вдоль древнего берега Ангары располагался целый поселок
из четырех жилищ палеолита. Как видно из остатков одного, наиболее сохранившегося
жилища Бурети, они были полуподземными. Основой жилищ служили специально выкопанные
ямы-котлованы глубиной около метра, овальные или близкие к прямоугольнику по
очертаниям. Из них вел узкий проход-выход к реке.
Необычнее всего строительный
материал. Столбами, окружавшими котлованы жилищ, служили огромные бивни
мамонта. Вместе с бивнями были вертикально вкопаны бедренные кости того же
зверя. На попа стояли мощные, как обломки бревен, черепа ископаемых носорогов.
Крыша жилищ состояла из
своеобразного эластичного, но прочного каркаса, перекрытого рогами северного
оленя. В Бурети эти рога, десятки мощных рогов самцов-оленей, крепко
переплетались друг с другом своими развилками. Такие полуподземные жилища,
вероятно, куполовидные, обтекаемые всеми ветрами, выглядели издали как эскимосские
зимние дома. Они служили надежным долговременным убежищем в зимний период.
Летом же, нужно думать, обитатели поселка довольствовались шатрами из шкур и
легкими навесами.
Предметы искусства, образцы
скульптуры и орнаментики палеолитических людей, конечно, самое драгоценное в
множестве находок, которые ждали нас в Бурети и Мальте двадцать тысячелетий...
У обитателей жилищ Мальты и Бурети
в долгие зимние дни и ночи оставалось время для занятий искусством. Превосходный
материал для косторезов давала охота на мамонтов. У них в распоряжении
находилась драгоценная, по понятиям нашего времени, слоновая кость. Они,
видимо, пользовались и деревом, а не только костью, для своих изумительных
художественных работ, для скульптуры и орнаментальных произведений. Подобно
эскимосам, люди Мальты и Бурети, взявшись за руки, пели и танцевали под звуки
бубнов или флейт, танцевали исступленно, в бешеном ритме кругового танца-хоровода
двигаясь по солнцу.
Притом, а это стало ясно с первого
же взгляда, в Мальте и Бурети работала принципиально иная, чем у Военного
Госпиталя, художественная школа, со своими в корне отличными художественными
традициями, особыми эстетическими взглядами и вкусами.
|