Тайна древних надписей Енисея была
разгадана гениальным филологом В. Томсеном и одним из величайших тюркологов —
академиком В. Радловым, повторившими открытие Ф. Шамполиона. Они установили,
что надписи оставлены древними тюркскими племенами Южной Сибири и Монголии,
создавшими во второй половине первого тысячелетия до нашей эры грандиозную, но
недолговечную кочевую империю.
Однако понадобилось еще несколько
десятков лет, прежде чем удалось раскрыть происхождение загадочных древних
изваяний, на которых тюрки высекали свои надписи-эпитафии.
Древние тюрки - енисейские кыргызы
— не имели никакого отношения к создателям этих стел, как не были их творцами и
тагарцы. Тюрки Среднего Енисея пользовались готовыми каменными столбами, чтобы
походя, мимоходом высекать на них свои руны, эпитафии в память и честь павших
героев. Не были создателями минусинских стел и предшественники монголоидных
тюрков европеоиды, рыжеволосые и голубоглазые иранцы татарской культуры.
Лишь совсем недавно, несколько лет
назад, археологи почувствововали такое же волнение, какое некогда испытывал
Мессершмядт. Перед их глазами открылась целая цивилизация со столь же высоким,
своеобразным, а вместе с тем древним искусством, существовавшая где-то в начале
второго тысячелетия до нашей эры, то есть по крайней мере четыре тысячи лет
назад! А может быть, и раньше. Она получила наименование окуневской культуры
по могильнику вблизи Окунева улуса на Енисее, в Минусинской степи.
Окуневскую культуру характеризовали
прежде всего удивительные антропоморфные изображения-личины и причудливые
мифические звери. Появление этого странного и поразительного художественного
мира существенно изменило старую, классическую картину эволюции культур
средней и ранней бронзы на Енисее. Оказалось, что карасукские стелы со
скульптурными изображениями быкоголовых божеств вовсе не карасукские, а старше
их по крайней мере на 500, если не на 1000 лет. Так был развеян грандиозный
мираж происхождения карасукской культуры с «Востока».
Именно они, окуневцы, люди ранней
бронзы, воздвигали в минусинских степях свои удивительные стелы с
изображениями личин, наполовину человеческих, наполовину звериных.
Окуневские изваяния непохожи друг'
на друга, но у них есть и одна общая черта: все это большие, нередко огромные
стелы, издали видные на просторах степей. И лишь одно такое изваяние можно бы
считать миниатюрным, почти карманным. Его длина около полуметра. Хакасы
назвали его А. Липскому «ребенком каменной старухи».
И вот второе такое портативное
изваяние найдено в Академгородке — второе в Сибири и второе в мире. Как и само
по себе изваяние, необычна история его появления. При работе на строительстве
здания бульдозер вывернул длинный камень, похожий на сигару. Камень подобрал
старшина, по своей должности человек хозяйственный, и приспособил в качестве
гнета на кадку с кислой капустой. О находке узнали любознательные курсанты и
тайком от старшины «увели» к себе. Их заинтересовали старинные узоры на камне.
С тяжелым камнем на плечах жарким
июльским днем через весь городок пришел к В. Запорожской курсант А. Конопацкий.
Это была вторая его замечательная находка. Первую уникальную бронзовую
статуэтку бохайского чиновника он принес археологам института, когда шел его
первый год обучения в училище. Ее нашли воспитанники военного училища, когда
копали картошку вблизи Уссурийска. Вторая, о которой здесь идет речь,
новосибирская, оказалась еще древнее, еще уникальнее.
Она двойник минусинского изваяния,
но богаче по узору и необычнее по форме. Если смотреть на изваяние спереди, в
лоб, видна морда рыбы с четко выраженным ртом, и большими круглыми глазами, с
длинным туловищем, похожим на туловище сома.
|