Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 19.05.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 1


Солнечный идол в Академгородке - 4
Однако древнему скульптору бронзового века мало было рыбы. На ее спине он изобразил личину с такими же, как на гигантских стелах из Минусы, тремя боль­шими круглыми глазами и кривым бычьим рогом над ними. Вторая личина, размером поменьше, выбита у хвоста каменной рыбы. Так же тщательно и столь же тонко украшены волнистыми линиями узкие ребра скульптуры.
На широкой нижней поверхности, на уплощенном «брюшке» каменной рыбины, один за другим располага­ются три глубоко врезанных, правильных по очертаниям круга. Каждый круг пересечен крестом — символом космоса, знаком четырех сторон света. Это солнечные космические круги, признак солнечной природы боже­ства — рыбы. Там же еще более глубоким и широким желобом выбита другая фигура, на этот раз явно змея. Может быть, злая, может быть, добрая, она свернута восьмеркой и заканчивается большой острой головой, типично гадючьей.
В завершение всей композиции около трех солнц тонкими, хотя и достаточно отчетливыми линиями выре­зана миниатюрная фигурка оленя с ветвистыми рогами, скорее всего благородного оленя, марала.
Олень, и притом именно такой — благородный — был тотемом древних обитателей степной Евразии, начиная от Ордоса и скалистых нагорий Тибета на востоке и кончая Причерноморьем, долинами Днепра и Дуная. Всюду, где кочевали скифы, где оставляли они свои высокие сопки-курганы, встречается и солнечный олень, светлое зооморфное божество, золотые рога которого, по скифскому поверью, освещают землю днем, приносят людям радость и счастье. На стеле есть также волнистые линии, возможно, олицетворяющие воду.
Одним словом, окуневская стела из Академгородка несет на себе двойную космическую нагрузку. В ней ви­ден скульптурный образ живой зооморфной вселенной, как рисовалась она нашим далеким предкам. Рыба — обитатель вод и змея — житель преисподней олицетво­ряли в их сознании «нижний мир», преисподнюю, стра­ну мертвых. Солнечные круги и мифический тотемный олень — «верхний мир», небесную стихию.
Изображения на стеле, которую можно назвать, по месту ее находки «академической», вызывают в памяти неожиданно далекие и соблазнительные яркие ана­логии.
В свое время выдающийся исследователь древнейших культур Кавказа и в особенности первобытной религии кавказских племен академик Н. Марр опубликовал изображения загадочных, гигантских по размерам извая­ний которые встречались в пустынных нагорьях Арме­нии вблизи источников и около пастбищ, где веками пасли свой скот кочевники. Вишапы Кавказа имели, как показал Марр, рыбьи головы и туловища совсем как у нашей «академической» стелы. И точно так же образ рыбы на них дополнен изображениями водных струй и бычьих рогов — символами «нижнего мира» в перво­бытном эпосе кавказских народов. На вишапах есть зна­ки солнечного характера, в том числе кресты, птицы вес­ны и плодородия - аисты.
Как полагают исследователи, вишапы были высече­ны людьми бронзового века, то есть принадлежат той же большой культурно-исторической эпохе, что и камен­ные идолы окуневской культуры.
Есть и другие аналогии. На этот раз далеко на юго-западе от Оби и Новосибирска. Это многочисленные «оленные камни» Тувы, Монголии и степного Забай­калья, о которых в связи с вишапами писал ученик Н. Марра академик И. Мещанинов.
Так из тьмы времен встают контуры великого куль­турного синтеза, возникшего вместе с кочевым бытом первых номадов (кочевников) в те времена, когда Кав­каз служил им мостом между Азией и Европой.
Самое выразительное свидетельство этому — заме­чательная находка в Академгородке, в которой солнеч­ные круги и личины окуневской культуры так неожи­данно сочетаются с образами кавказской рыбы-вишапа и скифского оленя.



Категория: Открытие Сибири ч. 1 | Добавил: anisim (26.06.2011)
Просмотров: 2031 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>