Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 1


Солнечный идол в Академгородке - 5
Не отсюда ли, не с берегов ли Оби, двинулись в свои дальние походы на восток и запад новые поклонники солнечной рыбы-божества?
Если «солнечный идол» Академгородка ведет иссле­дователей прошлого Северной Азии с юга Сибири еще дальше на запад и на юг, то не менее интересны перс­пективы, которые в том же бронзовом веке и в то же время — в II—III тысячелетии до нашей эры откры­ваются отсюда, с берегов Оби и Томи, на север и на восток Северной Азии.
Последнее десятилетие вызвало новые идеи, новые мысли о процессах, которые происходили в лесных обла­стях: сибирской тайге, в Приуралье и в европейской ча­сти России.
Здесь, в лесах, лишь изредка встречаются отдельные бронзовые предметы, явно доставленные из степных ме­таллургических центров: карасукские по типам мечи и кинжалы, такие же литые бронзовые втульчатые то­поры-кельты, наконец, типичные скифские котлы. Кера­мика же совершенно иная. В корне отличны от окуневских или татарских памятники наскального искусства.
Внимательно вглядываясь в многочисленные, но ха­рактерные бронзовые изделия из тайги, а также изобра­жения, например, обнаруженные на скалах Саган-Забы в районе Байкала, можно наблюдать интереснейший факт.
Бронзовые топоры-кельты в тайге имеют не соб­ственно карасукский облик, а ближе всего к найденным на Урале, и в Поволжье, связанным с лесными культу­рами бронзового века. Культуры эти получили от В. Городцова по первым находках наименование сейминских, а позже сейминско-турбинских (по могильни­ку у деревни Турбиной на Урале). Такие же связи с лес­ными районами Западной Сибири и лесной полосы Вос­точной Европы обнаруживаются в петроглифах Бай­кала.
Существовал, следовательно, в лесах Евразии своего рода второй коридор, параллельный степному, по кото­рому распространялись культурные влияния, протекал процесс взаимосвязей и взаимодействия.
Без учета такого взаимодействия не понять и столь важное явление в духовной жизни лесных племен, как шаманизм. Не случайно же и в бронзовом литье, и на петроглифах-писаницах именно в этом направлении, вдоль пути «сейминских бронз», обнаруживаются обра­зы шаманов и шаманских духов в характерном облаче­нии, с рогами на головных уборах. Писаницы с шама­нами встречаются на скалах у Байкала, в низовьях Ангары, на реке Томи и в Приуралье. Такие же обра­зы видны на керамике: рогатые человечки с поднятыми вверх руками, адоранты. В бронзовом литье литые мас­ки, личины.
Как ни далек от нас бронзовый век, но и тогда, ве­роятно, мир был тесен для людей и для идей. Иначе как бы могли появиться на скалах Ангары и Лены фи­гуры ряженых танцоров с длинными хвостами и возде­тыми к небу в молитве руками, точь-в-точь такие, как на петроглифах далекой Скандинавии, Швеции и Нор­вегии! Или процессии лодок, правда, более схематичные, но так живо напоминающие нам наскальные ком­позиции с лодками в Скандинавии и Карелии?
Таков этот удивительный бронзовый век, время брон­зовых копий и топоров, продолжающий волновать нас, как и поколения наших предшественников, своими тай­нами и загадками, тем, что скрыто в монументальных курганных насыпях степей и в кладах тайги, в ее жерт­венных местах — настоящих ритуальных музеях лесных племен.
За бронзовым веком следует железный, не менее, если не более, насыщенный событиями. Народы Сибири теперь не только вступают в новую индустриальную эру — в железный век, но с течением времени создают и собственную государственность.
Факт существования таких государственных образо­ваний известен давно, но из него не было сделано сколько-нибудь широких выводов. Более того, имела ме­сто и принципиально неправильная его оценка: мысль о том, что государственность была привнесена извне. А между тем для истории народов Сибири и Дальнего Востока в целом он имеет исключительно важное зна­чение. Прежде всего как свидетельство закономерности исторического процесса и как выражение их творче­ской силы.
Четко выделяются два принципиально важных, а вместе с тем и качественно отличных этапа. Первый соотносится со временем возникновения первых госу­дарств рабовладельческой Евразии и Переднего Восто­ка. Второй средневековый.
Категория: Открытие Сибири ч. 1 | Добавил: anisim (26.06.2011)
Просмотров: 1971 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>