Эпоха первоначальной суровой
борьбы якутов за существование в новых условиях и вечной войны с аборигенами
Севера требовала всемерного укрепления общеплеменного единства и постоянной
поддержки одного рода или племени всеми остальными и наоборот. В этих условиях
поддержание общеплеменной организации и авторитета ее главы не представляло
большого труда.
С течением времени, однако,
якуты не только прочно овладели новыми землями, но и широко распространились
на север и северо-запад; они ассимилировали многие туземные племена и стали
гораздо более внушительной силой, чем раньше. Внешнеполитическая необходимость
в согласованных единых действиях всех якутских родов и племен фактически уже
перестала существовать.
Не было и внутренней
экономической основы в виде сколько-нибудь широко развитого обмена и единого
рынка, которая могла бы закрепить единство племенного союза на новой, более
прочной основе. Напротив, расселяясь все дальше и дальше по таежным речкам и
долинам, разветвляясь на многочисленные отцовские и еще более многочисленные
материнские роды, отдельные племена, проникаясь особыми местными интересами и
сближаясь с их носителями — аборигенами, все больше и больше утрачивали
сознание общеплеменного единства.
В этих условиях достаточно
было даже слабого толчка, чтобы ветхое здание общеплеменной организации закачалось
и развалилось. Таким толчком явилась смена Муньана Тыгыном в роли верховного
вождя, совершившаяся вопреки обычаю и воле остальных сыновей Муньана.
Энергичный и настойчивый
Тыгын, даже поссорившись с братьями и другими родственниками, не пожелал уступить
свое звание кому-либо другому. С изумительным терпением и дальновидностью он
осуществляет широко задуманный план, который должен был привести его к такой
полной власти над всеми якутскими родами и племенами, какой не имели, вероятно,
и его ближайшие предшественники, кроме, может быть, деда, Дойдуса-дархана, то
есть Баджея.
Не щадя своих собственных сил
и сил всех своих людей, Тыгын совершает походы во все концы якутской земли,
где обитают непослушные ему роды, громит и разоряет непокорных, устраивает
пышные ысыахи, увеличивает свое богатство и силу.
Благодаря своим выдающимся
личным качествам Тыгын наконец добивается поставленной цели, хотя и ценой
потери части наиболее близких ему родственников, бежавших от его мести на
далекий Вилюй — «край света», по понятиям тогдашних якутов.
Но на осуществление
поставленных задач, по существу, уходит большая часть всей долгой жизни
Тыгына. Цель ее достигнута лишь к самому закату, когда Тыгын приближается к
последней черте. Его постепенно оставляют силы, подходит то роковое время,
когда язвы мучительной болезни покроют его одряхлевшее тело, когда ослабеет не
только воля, но и рассудок. И здесь с полной ясностью обнаруживается,
насколько непрочен был труд всей его жизни, на каком ветхом основании строил он
здание своего могущества.
Как согласно говорят все
предания, вновь откалывается от него род за родом, уходят самые надежные,
казалось бы, витязи и воины. А враги поднимаются совсем рядом: в Намцах —
Мымак, в Борогонцах старую племенную вражду не может забыть Легой-тойон. Они
предпочли Тыгыну русских и даже более того, как прямо свидетельствуют факты,
сами обратились к ним с жалобой на насилия Тыгына и за помощью против него. Еще
глубже была та глухая вражда, которую питали к своим угнетателям тойонам
многочисленные хам-начиты — работники и рабы Тыгына, доившие его скот, косившие
для него сено, чьим трудом держалась вся мощь их господ.
|