Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.11.2024, 22:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Якутский царь Тыгын - 11
Конечно, не подлежит никакому сомнению, что, не­смотря на все, Тыгын был для своего времени носителем определенной тенденции к объединению якутских родов и к своего рода собиранию их земель в одно целое. Та­кое объединение, если бы оно оказалось реальным, было бы для того времени крупным шагом вперед и прогрес­сивным явлением, так как оно содействовало бы прежде всего ограничению кровавых междоусобий, некоторому обузданию особо яростных грабителей-тойонов, а затем и консолидации сил народа в целом, осознанию обще­народных интересов и межплеменных связей.
Однако к старому возврата не могло быть, потому что прежние условия, обеспечивавшие устойчивость ста­рого племенного союза, исчезли. Для перехода же на новый, более высокий этап еще не было необходимой социально-экономической почвы. Скотоводческое хозяй­ство якутов оставалось первобытным по характеру и за­стойным по технике: так, например, из всех народов Си­бири и Центральной Азии только они одни, кажется, со­хранили специфический способ возбуждения коров при дойке для увеличения количества молока, описанный античными путешественниками у скифов Причерноморья задолго до начала нашей эры.
Ремесло, исключая отчасти кузнечное дело, не выде­лилось в особую отрасль производства — время второ­го великого общественного разделения труда для якутов не наступило. Торговля имела характер случайного и первобытного по форме обмена; настоящего рынка не было еще и в помине.
Чисто экономические, хозяйственные связи были, сле­довательно, слишком слабы и ничтожны, чтобы обеспе­чить длительное и глубокое единство различных племен. Центробежные же явления слишком крепко коренились как в экономике, так и в патриархально-родовом укла­де с его волчьим законом кровавой мести и вражды к чу­жеродцам.
Чтобы все эти препятствия ликвидировать изнутри, нужна была, вероятно, не одна сотня лет. Да и то, ко­нечно, еще остается неясным, как скоро удалось бы или даже вообще удалось ли бы племенам Якутии в изоля­ции от других более передовых народов и культур, од­ними только своими собственными силами подняться на более высокую ступень: ведь, как известно, якутов со всех сторон окружали еще более отсталые, чем они са­ми, племена тайги и тундры. Эти глубокие внутренние причины и привели в конечном счете к полному круше­нию объединительных усилий Тыгына, стоявшего на почве умирающих древних традиций, а не современной ему действительности и будущего!
Трагедия Тыгына была не только его личной, но и трагедией всего уходившего в прошлое якутского патри­архально-родового общества. Подлинная трагедия Ты­гына заключалась, таким образом, вовсе не в том, что он был будто бы сломлен мощью русских завоевателей и пал в неравной борьбе за независимость своего наро­да, а в том, что он в своих личных целях защищал обре­ченное дело, осужденное ходом истории. Трагедия за­ключалась в том, что в кровавой и безнадежной борьбе со своим собственным народом Тыгын напрасно стре­мился вернуть его назад — к пройденному уже истори­ческому этапу, тщетно хотел реставрировать разваливав­шийся племенной союз, подтачиваемый развитием эко­номики и классовых отношений. В том, что Тыгын шел не вперед, а назад!
В этой связи можно снова вернуться к землепроход­цу Пенде и старым якутским легендам о первой встрече якутов с русскими.
В дни наибольшего расцвета могущества Тыгына в его владениях появляются небывалые люди — серо­глазые, высокие и плечистые, с сильными и ловкими ру­ками.
Тыгын согласно преданию сразу оценил эти качества.
«С выдающимися вперед носами, с глубоко сидящи­ми глазами, должно быть они умные, рассудительные люди; они, бедняги, очень сильны, трудолюбивы и спо­собны», — сказал Тыгын и немедленно захватил при­шельцев в свои руки, чтобы превратить их в работни­ков». Одинаково поступают позже и дети Тыгына, Чал-лайы и Бэджэкэ. Захватив казаков, они решили: «Это люди, годные для работы, они будут у нас работниками, заставим их косить сено». Чтобы уменьшить их силу, перерезали им мышцы и жилы. Летом, снабдив рабочих провизией, тушей одного быка и кумысом в двух посу­дах — симирях, отправили на остров Харыйалах косить сено».
Так обрисована в легенде первая встреча якутов с русскими, сила, трудолюбие и высокая культура ко­торых сразу поразили жителей Крайнего Севера. Не ме­нее характерно и то, что простодушные, трудолюбивые русские люди контрастно противопоставляются в леген­де алчному и коварному деспоту-тойону и его сыновьям, единственным стремлением которых является угнетение людей труда.
Пришельцы затем строят судно и уплывают под па­русами вверх по Лене. После первого появления русских сыновья Тыгына, как рассказывает предание, обратились за предсказанием судьбы к шаманке Таалай, жившей у нынешнего Талого озера в городе Якутске. Боясь сы­новей Тыгына, шаманка всегда превращалась при их приближении в большое пламя. Но на этот раз старуха согласилась на мольбу сыновей Тыгына, затушила свое пламя и, камлая, сказала им: «Беглецы уже доплыли до верховьев реки (Лены). Сидя на облаках, я вижу, как они топорами с широкими лезвиями (у якутов топоры имели узкое лезвие. — А. О.) обтесывают бревна и го­ворят: «Поедем к старику Тыгыну, сыну Муньана, он людям не дает житья, всех угнетает и убивает».
Русские — вот подлинные избавители от гнета Ты­гына, и при этом не русский царь, Ырыахтаагыта, «да­леко пребывающий», не купцы и чиновники, а сам мно­гомиллионный, могучий и трудолюбивый русский на­род, — вот кто помог якутскому народу начать подлин­но новую жизнь. Таков вывод, который сделал якутский народ из бурных событий XVI — начала XVII века в этой своей легенде, верно отражающей историческую действительность. Не назад, к патриархальной старине и отсталости, куда звал Тыгын, а вперед вместе и навсегда с великим русским народом — таков был выбор, кото­рый сделал якутский народ в это переломное время сво­ей истории.
Так, благодаря историческому фольклору облекается плотью и кровью загадочная доселе фигура одного из крупных деятелей якутской истории, а вместе с тем рас­крываются происходившие в ней перед приходом рус­ских важные события, о которых молчат или только глу­хо говорят письменные документы.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2121 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>