Услышав рассказ Бёдьёке, Тыгын
решил «найти богатыря, попрать его имя и пути, расплескать его счастье».
Приехав со многими воинами к матери Бэрт-хара, Тыгын увидел огромный лук,
тетиву которого не мог натянуть ни один из его воинов. Оказалось, что из этого
лука Бэрт-хара стрелял в детстве. Когда богатырь вернулся, он поймал быка,
положил его к себе на колени и сразу свернул ему голову, а затем тут же содрал
с него руками шкуру. Когда бык варился, на колени богатыря упало горящее
полено, но Бэрт-хара даже не заметил ожога.
Тыгын побоялся ночевать по
соседству с жилищем Бэрт-хара и уехал на озеро Мюрю, где и зимовал. Весной
Тыгын устроил там ысыах и пригласил на него Бэрт-хара, которому вручил
берестяной сосуд с кумысом, куда был насыпан мелко нарезанный конский волос. В
то время как богатырь сидел и пил, Тыгын ударил его мечом, целясь в основание
шеи. Но Бэрт-хара увернулся от удара, даже не расплескав напитка. Когда этот
предательский удар повторился, Бэрт-хара хотел в гневе заколоть пальмой
(копьем. — А.
О.) всех
находившихся в улусе и оставил свое намерение
только после долгих уговоров Тыгына. Во время празднества Бэрт-хара победил
всех лучших воинов Тыгына в играх и стрельбе из лука.
После окончания игр и
состязаний ночью, когда Бэрт-хара крепко спал, Тыгын разобрал половину урасы и
бежал через отверстие. Погнавшись за ним, Бэрт-хара и его сородич Кылыса-сюрюк
догнали людей Тыгына у озера Бёейдингё Тийт и отогнали две трети их скота, а
сам Тыгын, «не заботясь о скоте — пище», пустился в бегство.
В других преданиях говорится,
что на обратном пути от Бэрт-хара Тыгын все же напал на один из борогонеких
родов, Бес-борогон, проживавший в 30 урасах, и поголовно истребил его, кроме
одного скрывшегося под опрокинутой чашей мальчика.
В отличие от кангалаеских
легенд, где говорится, что Бэрт-хара подчинился, стал зятем и соратником — дружинником
Тыгына, борогонские легенды подчеркивают непримиримость их вражды. По словам
сказителя Д. Крылова, у них в Борогонском улусе «не было того сказа, чтобы
Тыгын-бай сделал себе зятем Бэрт-хара, наоборот, сказывают, что Тыгын хотел
его убить, попрать его имя, отнять земли, места его; намеревался, обманывая
праздником — ысыахом, поймать, убить, но тот был лучшим из лучших, и Тыгын
вернулся назад, не достигнув цели».
О борьбе Тыгына с бетюнцами
рассказывают так. На Амге в местности Соморсун Арыаллаа жили шесть или семь
братьев, носивших наименование «волки-бетюнцы», или «имеющие счастье волка
бетюнцы». Поблизости обитал другой род — нахарцы. Бетюнцы находились в
родстве с борогонцами, а их соседи нахарцы — с Тыгыном. Однажды ночью на озере
оба рода организовали совместную подводную неводьбу. Неводьба сопровождалась
играми, во время которых бетюнский парень поборол одного из молодых нахарцев
по имени Бёд-жёкё. Свалив его на лед и не давая ему встать, бетюнец ради шутки
набил ему в штаны снегу, а остальные бетюнцы насмехались над ним.
По другому варианту предания,
Бёджёкё, пораженный красотой жены бетюнца Масараха, своего дяди по матери,
публично воспел ее и тем оскорбил последнего.
Летом нахарцы устроили ысыах и
позвали на него бетюнцев, но те, подъезжая, увидели хозяев ысыаха в блестящих
от солнца боевых доспехах. Решив, что дело идет к войне, бетюнцы вернулись
домой, заперлись в амбар-крепость, построенный над глубокой ямой-убежищем, и
стали ожидать врагов. Появившись около бетюнцев, нахарцы начали обстреливать
крепость из луков, а потом, приблизившись, подожгли ее. Не довольствуясь тем,
что здание вскоре было охвачено пламенем, нахарцы подрубили большое дерево и
свалили его на горящий дом. Матицы дома обрушились, и весь потолок, объятый
пламенем, обвалился.
|