Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Якутский царь Тыгын - 8
Все эти беглецы пошли вверх по Лене до Олекмы, где затем и расселились. Спустя долгое время они получили известие, что Тыгын снаряжается преследовать их и здесь. Некий тунгус Чаланга дал им, однако, добрый совет, как избежать этой беды. Он был из рода Нинеган и знал, что по реке Вилюю повсюду есть хорошие места для скотоводства. Беглецы последовали совету тунгуса и пошли с Олекмы на Вилюй, причем Чаланга был в до­роге их проводником и счастливо привел их на место. Однако те из них, которые пришли из Намской волости, остались на Олекме.
Поскольку беглецы достигли наконец реки Вилюя, им встретились здесь тунгусы родов Джурумджаль и Мамагир, собственностью которых была земля в этой области. Тунгусы, однако, добровольно согласились усту­пить часть своей земли, и якуты купили у них навечно землю около озера Тойбохой. Якуты дали за купленную землю одну женщину и 20 кобылиц. Реку Чону, которая впадает справа в Вилюй, тунгусы удержали за собой «и обладают ею и принадлежащею землей до сегодняшне­го дня».
Справедливость рассказа Линденау, записанного по свежей памяти в Центральной Якутии и, несомненно, у кангаласцев, подтверждается и позднейшими фоль­клорными источниками в виде цитированных выше пре­даний.
Таким образом, после тяжелой кровопролитной вой­ны все, к чему стремился Тыгын, было достигнуто: он действительно в какой-то мере стал повелителем боль­шинства якутских родов и племен на Средней Лене.
Отзвуки славы Тыгына, достигшего теперь зенита своего могущества, сохранились в фольклоре как цент­ральных, так и самых отдаленных северных районов, в частности Верхоянского, где И. Худяков записал едва ли не самую яркую характеристику якутского «царя», «господина Тыгына».
«На месте, называемом Сайсары, жил человек по имени Тыгын-господин, считая себя якутским царем. Всех ближних людей убивает и не убивает; берет себе, что увидит, и имущество и скот; а если живые (люди) останутся, то берет под страхом смерти. Таким образом, он сильно разбогател и сам не знает счета своего скота. А если сказать примерно по нынешнему, то людей у не­го было с половину здешнего улуса и богатства столько же». «Живет, славясь, этот Тыгын-господин. Кто бы -ни пришел, никого нет такого, кто бы его мог одолеть. Счи­тает себя вольным царем. Тогдашние якуты называли его тоеном (господином)».
Приневоленные Тыгыном к подчинению люди других родов и племен, разумеется, не только боялись, но и ненавидели его. Так возникли пропитанные горечью пора­жений, обидой и злобой легенды намцев, борогонцев, вилюйчан и других племен о кровожадном, но трусливом и коварном деспоте, сыноубийце. Среди же собственных родичей Тыгын достиг величайшего почета, имевшего даже оттенок религиозного, культового преклонения.
М. Неустроев, один из лучших знатоков кангаласских преданий, живший на коренном месте Тыгына в Малтанском наслеге, где проживал в XVIII веке и знаменитый внук Тыгына — Масары Бозекуев и, вероятно, отец по­следнего Бэджэкэ, сохранил замечательные сведения об отношениях кангаласцев к Тыгыну.
«Когда Тыгыну было шесть лет, он, играя, поднял копье острием кверху и воскликнул: «Хара Суорун-тойон, создавший отец мой! Тунгусы нас невинных обидели, стерли наш род с лица земли. Если суждено мне ото­мстить всем врагам моим, ниспошли свыше кровавый символ духа войны и убийства — ханнах илбис!» В от­вет на самом острие копья очутился сгусток крови. Мла­денец проглотил его и с этого момента стал быстро расти, превратился в грозного воителя. Уже с десяти лет он превосходил всех силой, умом и знаниями. Высо­кочтимых людей потомок, знатного рода отпрыск. Ты­гын (ытык уон ыаллара, торют уон торю-охтэрэ Ты­гын) — наименовала его старуха воспитательница. Ког­да Тыгын одряхлел и ему исполнилось триста лет, его, — говорит сказитель, — сажали тогда на высокое си­денье—помост, араангас оронгнго. Все приезжие изда­ли входили к нему, кладя поклоны, словом, обращаясь с ним, как с божеством (тангара курдук)».


Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2897 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>