Об этом рассказали сами находки.
Первое, что стало очевидным,
когда коллекции были доставлены в Ленинград и разобраны: обнаружены остатки
древнерусской мореходной экспедиции, торговой и промышленной, снаряженной по
тем далеким временам превосходным образом, с знанием и учетом условий Севера,
готовой ко всем неожиданностям, к борьбе с суровой стихией.
О том, что они были русскими,
а не чужеземцами, свидетельствовали превосходно выполненные нательные кресты.
Ни один русский человек не расставался в старину с нательным крестом, нередко
богато украшенным филигранью. Именно такие кресты были найдены на острове
Фаддея и в заливе Симса.
На затейливо украшенной тонким
орнаментом деревянной рукояти ножа славянской вязью была вырезана короткая,
но четкая надпись: «Акакий Мураг» (иначе говоря, Мурманец). Она
свидетельствовала, что в экспедиции был грамотный человек, который и вырезал на
рукояти свое имя. То было, конечно, прозвище, замена фамилии, как это было
принято в старой, допетровской Руси. В ножнах одного из ножей уцелел кусочек
бумаги, по-видимому, жалованной грамоты хозяину судна, богатому и знатному.
Судно, на котором они шли по
морю, несомненно, погибло. Но на берегу острова Фаддея лежали обломки шитика.
Эти довольно крупные лодки назывались так потому, что были именно сшиты, а не
сколочены гвоздями. В уцелевших досках сохранились специальные отверстия —
держатели для еловых корней, заменявших гвозди.
Древние мореходы имели в своем
распоряжении солнечные часы и компас. При раскопках были обнаружены уникальные
мореходные инструменты, с помощью хоторых опытные и смелые путешественники
прокладывали дорогу по бурным волнам мимо ледяных полей и грозных льдов к
намеченной цели.
Вполне вероятно, что все
имущество принадлежало не одному человеку, а коллективу участников, компании.
Иначе почему бы богатая денежная казна оказалась разделенной на две почти
равные части, которые были найдены на острове и в заливе.
Каковы же были цели мореходов?
Что влекло эту группу вдаль, на север и на восток?
Конечно, слово «экспедиция»
здесь нельзя понимать в современном смысле. Ее участники занимались охотой и
промыслом пушных зверей. Иначе зачем им было везти с собой столько насторожек —
ловушек для охоты на песцов. Они вступали и в торговые отношения с коренными
жителями Арктики, имели стеклянные бусы — «одекуй», а также явно туземные по
происхождению изделия и одновременно вещи для натурального торга с
аборигенами, в том числе замечательное по художественному оформлению бронзовое
литое зеркало. На нем изображен мифический кентавр — герой любимой русскими
книжниками повести об Александре Македонском. Античный кентавр-кентаврос стал,
как известно, в русской повести «китоврасом». Такие зеркала бойко шли в продажу
от Таймыра и до Байкала. Для коренных сибиряков «китоврас» был изображением их
собственного небесного божества, солнечного всадника.
О близких отношениях с
туземцами Сибири можно судить и по таким предметам, как орнаментированная
сумочка для хранения огнива. Узор на ней выполнен в технике аппликации из
разноцветного сукна и полностью повторяет мотивы (треугольники и стилизованные
оленьи рога), которые свойственны ненецкому национальному искусству.
Такие сумочки служат
своеобразным индикатором культурных контактов: огниво также необходимо было в
повседневной жизни Древней Руси в быту простого русского человека, как и нож.
|