Тем самым крестьянская
колонизация Сибири означала резкий прогрессивный сдвиг в экономике новой
окраины, освоение неиспользовавшихся естественных ресурсов, подъем
производительных сил на новую, высшую ступень. Исключительное значение имело
то, что русские принесли в Сибирь свою передовую европейскую культуру,
материальную и духовную. Это благотворно сказалось на уровне культурного
развития сибирских народов, привело к его повышению и взаимному обогащению
духовной жизни русских и аборигенов.
Мысль В. Ленина о связи Сибири
с Россией раскрывается в историческом плане на всей массе известных нам
фактов. Сибирские племена и народы, начиная с палеолита, развивались не в
отрыве от всего остального человечества, продвигались вперед не только собственными
усилиями. История культуры Сибири с самого начала пронизана взаимодействием с
культурами Востока и Запада, Юга и Севера. И конечно, Европейской России.
Бурно растущее могущественное
русское государство в XVI—XVII веках было многонациональным по своему составу.
Оно представляло руководящую, прогрессивную силу не только в политическом, но
и в экономическом и культурном плане по отношению к обширным соседним
территориям Восточной Европы и в особенности Азии. Играло здесь, по словам К.
Маркса, цивилизующую роль. Включение народностей Сибири в это грандиозное политическое
целое отвечало жизненным потребностям не только русских, но и народов Сибири. В
конечном счете это была новая, более высокая ступень в их развитии.
Взаимодействие с русским
трудовым народом содействовало распространению более развитой экономики, в
первую очередь земледелия, а также более высокой культуры.
Этим в конечном счете
обусловлены и
неожиданно
быстрые, необъяснимые на первый взгляд темпы продвижения русских на восток от
Урала. Такие темпы издавна объясняли преимуществом вооружения, превосходством
«огненного боя» казаков над луком и стрелами. Однако располагавшие боевой техникой
каменного века чукчи сумели устоять в единоборстве с отрядами Павлуцкого,
вооруженными тем же оружием, которым войска Петра громили шведов. Еще
характернее другое: сопротивление продвигающимся казачьим отрядам носило
эпизодический характер. Во многих же случаях и как раз там, где дело касалось
наиболее высокоорганизованных скотоводческих обществ, например бурят, имели
место добровольные соглашения о подчинении русской администрации. Так, еще в
1484 году, задолго до Ермака, пришли к великому князю Московскому и просили
принять их в подданство вогульские и югорские «князи», а вместе с ними и некий
«сибирский князь».
Отсюда следует и дальнейший вывод,
имеющий важное значение для всего хода последующего исторического развития:
сближение народов Сибири и других братских народов Советского Союза опирается
на старые прочные традиции, имеет глубокие корни в истории.
Были и другие причины, не
внутренние, а внешние, коренившиеся в международной ситуации того времени. В
ходе дальнейших исторических событий после крушения мировой державы
Чингисханидов появилась новая грозная опасность для народов Сибири. На Востоке
Азии сложилось маньчжурское государство, возглавляемое Цинской династией.
Покорив Китай, поработив китайский народ, агрессивная Цинская династия в союзе
с китайскими феодалами устремилась на новые завоевания, жертвой которых стала
в первую очередь Монголия.
На стороне завоевателей была не
только созданная ими сильная военная организация маньчжурских племен, но и
неисчерпаемые людские массы глубинного Китая, а также экономический потенциал
этой части Азии. Вся эта мощь была поставлена на службу невиданного по
масштабам авантюризма новых правителей Китая и Маньчжурии — Цинской династии.
|