Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 19.05.2024, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Поклонники крылатого быка - 3
В культурном слое нижнего Унгинского поселения обнаружена миниатюрная печатка из халцедона, на ко­торой вырезано изображение крылатого существа с ту­ловищем быка и головой человека, увенчанного короной. Это древнеиранское божество — покровитель стад и па­стухов Гопат-Шах, образ которого пользовался широкой популярностью в Иране и у ираноязычного населения Средней Азии с весьма раннего времени.
Фигура того же божественного человека-быка выре­зана на обломке глиняного сосуда из Унгинского посе­ления: она расположена между двумя всадниками, ко­торые мчатся во весь опор друг на друга. Конные вои­ны — сюжет традиционный для искусства наскальных изображений Прибайкалья курыканского времени. В этом отношении черепок с Унгинского поселения представляет собой не что иное, как самую настоящую писаницу, только вырезанную не на скале, а на первом попавшемся под руку обломке посуды. Но поединок кон­ных воинов является редким на писаницах сюжетом. И уже совсем необычно сочетание сражающихся воинов с фигурой мифического человека-быка Гопат-Шаха.
Таким образом, на Унгинском поселении обнаружи­вается своеобразный культурный синкретизм — соче­тание двух культур. Одна из этих культур исконно тюркская, корни ее уходят в тысячелетия исторического прошлого степных племен Азии и Восточной Европы, в культуру скифо-сакского и гунно-сарматского времени. Отсюда идут всадники, трактованные в манере, привыч­ной для наскальных рисунков Шишкинских скал, Сулека и Копен. Отсюда же идет и другой замечательный образец искусства, принадлежавший обитателям долины Унги, — тонкая костяная пластина, украшавшая когда-то берестяной колчан древнего воина.
Пластина эта представляет собой превосходный об­разец звериного стиля и орнаментально-декоративного искусства кочевников. На ней под широким орнамен­тальным поясом из чередующихся темных и светлых тре­угольников изображен олень с широкими рогами, заки­нутыми на спину. Олень показан отдыхающим в густом лесу или роще. Деревья рощи изображены условно, но вполне различимо. Они имеют вид заштрихованных ром­биков или треугольников со столь же условно изобра­женным стволом в виде прямой линии. На Унге найде­на и вторая, аналогичная по стилю пластина от кол­чана, также изображающая оленя.
О тюркской этнической принадлежности тех, кто с таким тонким искусством вырезал эту пластину из кус­ка кости или лосиного рога, ясно свидетельствуют най­денные на Унгинском поселении альчики (кости для игры), часто украшенные тонким геометрическим узором из резных линий в виде сетки или решетки. А на одном из альчиков уцелел даже знак рунического шрифта древних орхоно-енисейских тюрков.
Наличие у жителей Унгинской долины — тюрков среднеазиатских стеклянных сосудов, а также печатки с изображением Гопат-Шаха можно было бы объяснить легко и просто даже не прямым культурным контактом с оседлым населением Средней Азии, а проникновением чужеземных вещей из рук в руки, от племени к племе­ни путем так называемого «этапного обмена».
Однако тот факт, что на Унге оказались чисто сред­неазиатские чираги, заставляет подумать о другой воз­можности объяснения того, как появились все эти вещи в Прибайкалье.
Чираги — настолько специфичная принадлежность быта оседлых земледельцев Средней Азии, что они сами по себе неразрывно, органически связаны с их культу­рой. Кроме того, глиняные чираги не были доставлены на Унгу подобно стеклянным кувшинам из далеких стран, а явно выделывались здесь же, на месте. На Ан­гаре должны были работать местные ремесленники, гон­чары, которые изготовляли свои изделия по традицион­ным среднеазиатским образцам, чуждым тюркскому ко­чевому миру.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2646 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>