Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.11.2024, 21:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Поклонники крылатого быка - 4
С деятельностью этих людей, стойко сохранявших традиции своей высокой земледельческой культуры да­же здесь, вдали от Средней Азии, следует связывать, очевидно, и следы земледельческого производства, об­наруженные при раскопках в долине Унги. Таковы ору­дия земледельческого труда. О наличии не примитивного мотыжного, а высокоразвитого, плужного земледелия с применением тягловой силы рабочего скота свидетель­ствует и обломок чугунного лемеха плуга. Зерно раз­малывалось на больших ручных жерновах. Целый та­кой жернов оказался на Унгинском поселении. Нашли там и зерна проса.
Последним и самым замечательным штрихом в этой неожиданно открывшейся картине жизни скотоводческо-земледельческого поселка, существовашего на берегах реки Унги более тысячи лет назад, явились костяки и черепа людей, захороненных на высоком мысу городи­ща Улан-Бор. Как установлено специальным антрополо­гическим исследованием, в могилах на городище и по соседству с ним были захоронены не монголоиды, то есть не тюрки, а европеоиды и притом обладавшие чер­тами определенного этнического типа — таджикско-согдийского! Отсюда следует вывод, что, кроме тюрков-курыканов, на Унге обитали и европеоиды, предки тад­жиков (и узбеков тоже), проникшие сюда, очевидно, компактной группой из Средней Азии.
Они, следовательно, принесли с собой на берега Ан­гары, в тюркский мир кочевников-скотоводов, халцедо­новую печать, древний иранский культ Гопат-Шаха, оседлый образ жизни со светильниками-чирагами, а так­же свои навыки земледелия, свое оседлоземледельческое хозяйство.
Они принесли и свой обряд захоронения, резко от­личный от обычного степного обряда. Степные кочевни­ки-шаманисты хоронили покойников по издревле уста­новившемуся обычаю. С различными предметами, не­обходимыми, по их воззрениям, для продолжения жиз­ни за гробом. С оружием, в том числе луком и стрела­ми, иногда с орудиями труда и различными украшения­ми, принадлежавшими умершему. Здесь же, на Улан-Боре, в могилах нет буквально ни одной вещи, ни одного бытового предмета, даже бусин или каких-либо других самых простых и дешевых украшений.
Причина отсутствия вещей во всех раскопанных мо­гилах, очевидно, заключается не в бедности погребен­ных. Даже самые бедные кочевники имели в могиле хо­тя бы одну-две стрелы, на их одежде обычно встреча­ются проржавевшие пряжки от поясов или что-нибудь в этом роде. Отсутствие погребального инвентаря сле­дует связывать с определенными религиозными воззре­ниями, с прямыми предписаниями погребального культа, в корне отличными от традиционных шаманистических верований и культа степных народов Сибири и Цент­ральной Азии.
В могилах на Унге явно погребены люди, испове­довавшие какую-то иную, не шаманскую, а более раз­витую религию, с иными этическими нормами, с дру­гими, более совершенными с точки зрения эволюции спиритуалистических идей представлениями о душе и за­гробной жизни, не столь примитивными, как у степня­ков-шаманистов.
В Средней Азии таких религий было четыре: зоро­астризм, буддизм, христианство и манихейство. Зоро­астризм с его специфической погребальной обрядностью исключается сразу, так как его последователи хорони­ли останки умерших (кости, предварительно очищенные от мышц) в наусах и оссуариях на погребальных пло­щадках — дахмах. Манихейский обряд тоже отпадает. Манихейцы не предавали тело земле, а помещали его в особые сооружения. Нет и явных признаков буддизма. Остается христианство с присущим ему захоронением тел умерших в земле. Правда, при умерших нет ника­ких признаков их религиозной принадлежности, напри­мер крестиков, но это может зависеть от местных усло­вий, от влияния туземных обычаев.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2036 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>