Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Поклонники крылатого быка - 5
Наличие христианства в его несторианской разно­видности тем вероятнее, что в стране енисейских кыргызов на каменных плитах уцелели изображения свя­щеннослужителей в длинных одеждах, с пышной длин­ной шевелюрой и с жезлами или кадуцеями в руках, которые считают рипидами. Там же, на Енисее, вместе с фигурами клириков в ритуальных одеждах — мантиях есть изображение алтаря со стоящим на нем потиром. Отражением таких сюжетов, возможно, являются фигу­ры людей в длинных одеждах, с жезлами в руках на ленских скалах у деревни Шишкино.
В среде тюркских племен Прибайкалья, следователь­но, оказалась компактная группа вольных или неволь­ных переселенцев из Средней Азии, судя по своей куль­туре, согдийцев. Уклад их жизни в Прибайкалье был, очевидно, в основе таким же, как и у их единомышлен­ников, заселивших в свое время Семиречье.
Согдийцы-колонисты оседло жили в устье реки Унги. Здесь они, как и в Семиречье, пахали землю, занима­лись ремеслами и, может быть, торговлей. Освещали жилища чирагами. Здесь же они хоронили своих умер­ших, вероятно, по христианскому обряду.
Но как и когда появились на Ангаре эти переселен­цы из Согда или ближних согдийских колоний, находив­шихся за его пределами?
Что касается датировки нижнего Унгинского посе­ления, то на нем не найдено, например, узких трехперых наконечников стрел, обычных для более ранних древнетюркских захоронений и ведущих свое начало от гунн­ских свистящих стрел. Наконечники стрел на Унге име­ют более поздний облик. Форма чирагов с щитком тоже как будто по среднеазиатским аналогиям ведет нас ско­рее к IX—X векам нашей эры, в позднекурыканское время. Этому заключению не противоречит и то, что «несторианский толк христианства», по мнению С. Кляшторного, получил известное распространение среди кыр­гызской аристократии «к середине IX века или несколь­ко ранее».
Согдийский народ неоднократно упоминается в ру­нических текстах Монголии. Согдийцы не только стал­кивались с орхонскими тюрками-завоевателями у себя на родине, в Средней Азии, но бывали и в самой Мон­голии, особенно в уйгурское время.
Выдающийся исследователь древних культур Цент­ральной Азии Г. Рамстедт отмечал, что согдийцы по­строили в 758 году для уйгурского хана на северном берегу реки Селенги город Бай-Балык. На развалинах его, по словам этого исследователя, ютился в XIX веке буддийский монастырь Бий-Булугийн-Хуре. «Упомина­ние согдов, — пишет Рамстедт, — в этих местах, на берегах Селенги, чрезвычайно интересно и объясняет, когда началась та религиозная пропаганда, которую эти согды потом вели за свою религию, манихеизм. Влия­ние согдов на уйгуров, должно быть, началось именно во времена этого уйгурского хагана Моюн-Чура... От согдов уйгуры получили и новый алфавит, который потом перешел к монголам и употребляется у них еще и в наши дни».
Первые сведения в мусульманских источниках о до­роге в «страну кури (фури)», то есть курыканов, нахо­дятся в сочинении иранского автора Гардизи. Он дает живое описание влажной области в бассейне Ангары. Там постоянно идут дожди, много воды и повсюду встре­чаются реки. Страна эта лежит между землей енисей­ских кыргызов и «страной племени кури». Так расска­зывали о ней, видимо, купцы, направлявшиеся из Сред­ней Азии или Семиречья к Байкалу и далее в Монголию. Ангарским путем, через многочисленные притоки Ан­гары, могли проникнуть на устье Унги и те среднеазиат­ские пришельцы, которые оставили здесь следы своего пребывания.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2396 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>