Наличие христианства в его
несторианской разновидности тем вероятнее, что в стране енисейских кыргызов на
каменных плитах уцелели изображения священнослужителей в длинных одеждах, с
пышной длинной шевелюрой и с жезлами или кадуцеями в руках, которые считают
рипидами. Там же, на Енисее, вместе с фигурами клириков в ритуальных одеждах —
мантиях есть изображение алтаря со стоящим на нем потиром. Отражением таких
сюжетов, возможно, являются фигуры людей в длинных одеждах, с жезлами в руках
на ленских скалах у деревни Шишкино.
В среде тюркских племен
Прибайкалья, следовательно, оказалась компактная группа вольных или невольных
переселенцев из Средней Азии, судя по своей культуре, согдийцев. Уклад их
жизни в Прибайкалье был, очевидно, в основе таким же, как и у их единомышленников,
заселивших в свое время Семиречье.
Согдийцы-колонисты оседло жили
в устье реки Унги. Здесь они, как и в Семиречье, пахали землю, занимались
ремеслами и, может быть, торговлей. Освещали жилища чирагами. Здесь же они
хоронили своих умерших, вероятно, по христианскому обряду.
Но как и когда появились на
Ангаре эти переселенцы из Согда или ближних согдийских колоний, находившихся
за его пределами?
Что касается датировки нижнего
Унгинского поселения, то на нем не найдено, например, узких трехперых
наконечников стрел, обычных для более ранних древнетюркских захоронений и
ведущих свое начало от гуннских свистящих стрел. Наконечники стрел на Унге имеют
более поздний облик. Форма чирагов с щитком тоже как будто по среднеазиатским
аналогиям ведет нас скорее к IX—X векам нашей эры, в позднекурыканское время.
Этому заключению не противоречит и то, что «несторианский толк христианства»,
по мнению С. Кляшторного, получил известное распространение среди кыргызской
аристократии «к середине IX века или несколько ранее».
Согдийский народ неоднократно
упоминается в рунических текстах Монголии. Согдийцы не только сталкивались с
орхонскими тюрками-завоевателями у себя на родине, в Средней Азии, но бывали и
в самой Монголии, особенно в уйгурское время.
Выдающийся исследователь
древних культур Центральной Азии Г. Рамстедт отмечал, что согдийцы построили
в 758 году для уйгурского хана на северном берегу реки Селенги город Бай-Балык.
На развалинах его, по словам этого исследователя, ютился в XIX веке буддийский
монастырь Бий-Булугийн-Хуре. «Упоминание согдов, — пишет Рамстедт, — в этих
местах, на берегах Селенги, чрезвычайно интересно и объясняет, когда началась
та религиозная пропаганда, которую эти согды потом вели за свою религию,
манихеизм. Влияние согдов на уйгуров, должно быть, началось именно во времена
этого уйгурского хагана Моюн-Чура... От согдов уйгуры получили и новый алфавит,
который потом перешел к монголам и употребляется у них еще и в наши дни».
Первые сведения в
мусульманских источниках о дороге в «страну кури (фури)», то есть курыканов,
находятся в сочинении иранского автора Гардизи. Он дает живое описание влажной
области в бассейне Ангары. Там постоянно идут дожди, много воды и повсюду встречаются
реки. Страна эта лежит между землей енисейских кыргызов и «страной племени
кури». Так рассказывали о ней, видимо, купцы, направлявшиеся из Средней Азии
или Семиречья к Байкалу и далее в Монголию. Ангарским путем, через
многочисленные притоки Ангары, могли проникнуть на устье Унги и те среднеазиатские
пришельцы, которые оставили здесь следы своего пребывания.
|