Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Поклонники крылатого быка - 7
Кроме изображений людей и животных, на плитках из вала Манхайского городища встречаются условные, а также орнаментальные рисунки в виде сетки из пере­крещивающихся косых линий. Такие схематические ри­сунки часто встречаются в наскальных изображениях Прибайкалья, в особенности на реке Лене, например, в классическом местонахождении около деревни Шишкино, между Качугом и Верхоленском. Судя по шишкинским и другим наскальным рисункам на Лене, они свя­заны с охотой при помощи сетей или охотничьих изго­родей и с охотничьей магией. В результате магических обрядов звери должны были попадать в ловчие сети и в изгороди. О таких обрядах наглядно рассказывает ри­сунок на одной из ленских скал, где изображены сети и направляющиеся к ним олени, а также фигура боже­ства — даятеля охотничьей добычи и руническая надпись-заклинание.
Среди условных рисунков, выгравированных на пли­тах из вала Манхайского городища, особое место при­надлежит двум.
Первый вырезан на плитке песчаника и состоит из смело и размашисто вычерченных кривых линий, среди которых выделяется фигура, напоминающая своеобраз­но схематизированную пальметку или цветок с двумя бо­ковыми округлыми лопастями и такими же двумя высту­пами кверху. Среди прихотливо извивающихся длинных кривых линий разбросаны также S-образные фигуры, похожие на лепестки цветов или листья.
Второй рисунок на плитке, выполненный более де­тально и тщательно, отличается и более четко выражен­ной композицией. Сплошное орнаментальное поле ри­сунка отчетливо делится на три горизонтальных пояса, расположенных один над другим и вместе с тем соеди­ненных друг с другом. В каждом поясе видна одна и та же фигура, напоминающая полумесяц с S-образно вогнутой серединой. Промежутки между тремя крупны­ми фигурами, расчленяющими и организующими все ор­наментальное поле, заполнены такими же, но более сложными по форме мелкими фигурами, представляю­щими собой стилизованные цветы или части растений.
Оба этих рисунка совершенно необычны по своему стилю и содержанию не только среди других рисунков на плитках из вала Манхайского городища, но и среди всех остальных наскальных изображений Прибайкалья. Они вообще не имеют никаких аналогий в древнем ис­кусстве Восточной Сибири.
Тем неожиданнее находки, сделанные далеко от Ан­гары и Лены, на Западе — в Венгрии. Среди археологи­ческих памятников эпохи переселения предков венгров из Лебедии на Дунай выделяются в особый культурный круг погребения с оригинальными орнаментированными пластинами от кожаных походных сумок для сабель.
Пластины эти изготовлялись из двух слоев металла, нижнего и верхнего. Верхний слой представлял собой серебряную или медную позолоченную пластину. Ниж­няя пластина выделывалась из меди или бронзы. Обе пластины соединялись металлическими гвоздями. Верх­няя пластина обычно покрывалась богатым и своеобраз­ным криволинейным орнаментом. Его характерная осо­бенность — своеобразная сетка из переплетающихся вы­пуклых линий, образующих иногда как бы рамки, внут­ри которых заключены растительные узоры типа пальметок или цветов. Каждая такая рамка напоминает по форме ромб.
Достаточно сравнить этот узор с рисунками на манхайских плитках, чтобы убедиться в их сходстве. Узор манхайских плит является как бы упрощенной, «скоро­писной» копией того же изображения: те же медальоны из широких изгибающихся полос, те же растительные элементы, похожие на пальметки, цветы, листья, та же композиция в виде горизонтальных поясов.

 

 

Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 4111 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>