Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 23.11.2024, 17:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Поклонники крылатого быка - 8
Металлические орнаментированные пластины найде­ны в Венгрии в погребениях конных воинов. При костя­ке человека всегда есть кости лошади, причем не целой, а расчлененной (хоронили только череп и длинные кости, то есть голову и ноги лошади). Именно так вместе с го­ловой и костями ног приносились в жертву шаманским духам и божествам у сибирских народов шкуры жерт­венных животных. Следовательно, ритуал захоронений с металлическими пластинами для сумок типично степ­ной, тюркский, шаманский, связанный с древними ша­манскими представлениями.
Вместе с пластинами в таких могилах встречались железные сабли, различные украшения конской сбруи, железные наконечники стрел, поясные бляшки, наконеч­ники от поясов и другие предметы, образующие опреде­ленный выдержанный комплекс. Время этих погребений определяется найденными в них монетами, в первую очередь диргемами саманидского чекана начала X века нашей эры.
Погребения с металлическими пластинами для су­мок вне пределов Венгрии неизвестны, а сами эти пла­стины в Европе представляют действительно изолиро­ванное художественное явление. Нужно считать вполне обоснованной мысль о принадлежности этих памятников конным кочевникам — предкам венгров, вышедших в конце IX века (896 год) из Лебедии на Дунай.
В Лебедии, как полагают исследователи памятников древневенгерской культуры, и возникли замечательные металлические пластины для сумок с их богатым орна­ментом, представляющие собой подлинно выдающееся явление в средневековом ювелирном искусстве. Вполне возможно, что происхождение орнамента пластин для древневенгерских сумок связано с распространением во­сточных, иранских и среднеазиатских тканей, украшен­ных растительными в своей основе узорами.
Однако вывод о возникновении такой орнаментики и всего «искусства сумок для сабель» именно в Лебедии, то есть между Днепром и Доном, в VIII—IX веках, а также о принадлежности его только предкам венгров не может быть принят в такой категорической формули­ровке. Действительная картина истории орнамента древ­невенгерских металлических пластин для сумок значи­тельно сложнее. Об этом свидетельствуют совпадения между ними и рисунками на плитах из вала Манхайского городища. Такое сходство орнамента на вещах, раз­деленных более чем пятью тысячами километров, мож­но объяснить конкретными культурно-этническими свя­зями.
Оригинальная орнаментика «сабельных сумок» воз­никла, очевидно, не на Западе, в Лебедии, и не в VIII— IX веках, а раньше и на Востоке — там, где складыва­лись тюркские народности и их культуры. За такое ре­шение вопроса свидетельствуют драгоценные по их зна­чению для истории культуры Сибири находки в древнекыргызских чаатасах (могильниках) на Енисее. На рос­кошной золотой тарелке и на сосуде с птицами из Копенского чаатаса орнамент имеет вид такой же сетки из выпуклых линий, образующих фигуры в виде медальо­нов-ромбов с округленными углами, а в них и в проме­жутках между ними размещены пальметки и фантасти­ческие фениксы.
Новая находка плит на Манхае, орнаментированных таким же узором, не только подтверждает живые связи тюрков Прибайкалья с Западом, но является дополни­тельным доказательством важного значения культурных элементов, зародившихся на Востоке, для сложения культур степных племен Восточной Европы первой по­ловины I тысячелетия нашей эры, в том числе культуры древних венгров в Лебедии и на Дунае.
О том же, кстати, свидетельствуют и сами условия, в которых оказались изображения с Манхая. Они были найдены в оборонительном валу городища. Точно так же и на стенах нижнедонских городищ, принадлежав­ших хазарам, были найдены камни и кирпичи с изобра­жениями животных и всадников, аналогичными по со­держанию и стилю прибайкальским писаницам. Такие же изображения имеются на кирпичах из древнеболгарской столицы Преславы и среди наскальных рисунков Болгарии.
Таков неожиданный на первый взгляд размах куль­турно-этнических контактов племен тюркской эпохи в Северной Азии, в том числе прибайкальских курыканов с Европой.
Древняя тюркская Сибирь оказывается также тес­нее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культуры оказались много богаче и ярче, чем можно было пола­гать ранее. У берегов Байкала, на Ангаре и Лене, схо­дились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем временам само­бытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой. Как мы ви­дим по находкам на Унге и в Манхайском городище — крепости тюрков Прибайкалья, курыканов, эти связи ведут на Дон и на Дунай, к венграм и болгарам.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2152 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>