В закономерной связи с
развитием рыболовства и оседлостью у амурских племен находилось разведение
собак. Собака была у речных рыболовов единственным домашним животным. Ее
использовали, по-видимому, и как тягловую силу, и как источник пищи: собачье
мясо на Амуре даже в XIX веке было любимой пищей. Собаку приносили в жертву во
время самых различных обрядов, так же как оленя у оленеводов, лошадь и овцу у
степняков.
Самое замечательное в культуре
неолита Нижнего Амура даже не мастерски выполненные из кремня наконечники
стрел, нож и вкладыши или до зеркального блеска отшлифованные тесла и топоры, а
образцы искусства в полном и настоящем смысле этого слова.
Еще сто лет назад на берегу
Амура около старинного нанайского селения Сакачи-Алян были обнаружены и
частично описаны удивительные валуны с древними рисунками. На валунах
выгравированы загадочные антропоморфные изображения, в подавляющем большинстве
не целые фигуры, таких вообще здесь нет, а маски-личины.
В далеком уже 1935 году наша
маленькая экспедиция из четырех молодых людей причалила к берегу немного выше
домов Сакачи-Аляна, где тогда еще стояла древняя многосемейная постройка нанайского
типа.
Так же как и наших
предшественников, в том числе Л. Штернберга, В. Арсеньева, американского востоковеда
Б. Лауфера и японского этнолога и археолога Р. Тории, нас влекли сюда огромные
глыбы базальта, которые длинными валами громоздятся вдоль скалистого берега
Амура. Несколько миллионов лет назад из недр земли, из жерла давно исчезнувшего
вулкана, вылился поток раскаленной магмы. Затем он застыл, потрескался и
наконец, подточенный рекой, рассыпался на множество глыб.
И сейчас весь в брызгах и пене
из волн выступает огромный, многотонный отторженец скалы, черный, изъеденный
временем, почти такой же старый, как и сам Амур и голубое небо над ним. Этот одинокий
кусок базальта, как сотни других таких же, был когда-то, в незапамятные
времена, оторван от соседних скал и принесен сюда ледоходом. На первый взгляд
здесь нет ничего примечательного, ничего особенного. Но подойдите поближе и увидите,
что на отлогом песчаном берегу Амура в Сакачи-Аляне лежит не простая глыба дикого
камня.
Грубая первозданная глыба,
свидетель детства нашей планеты, несет на себе печать творческого замысла. Она
открывает странный и вместе с тем увлекательный, фантастический мир древнего
искусства. Века, а скорее всего тысячелетия сгладили острые грани этой
базальтовой глыбы, как и сотен других, отшлифовали ее поверхность, но не смогли
стереть глубокие полосы, выбитые рукой неведомого художника древних времен.
С илистого дна реки, из мутной
воды как будто всплывает само подводное страшилище, властитель Амура, «Черный
Дракон». Его узкие, по-монгольски раскосые глаза смотрят на пришельцев с немой
угрозой. Голова этого странного и загадочного существа, явившегося перед нами
из тьмы времен, увенчана пышной короной торчащих кверху густых волос; внизу
видна такая же пышная борода и, что всего удивительнее, густые усы.
Нижняя часть рисунка утрачена
еще в древности, должно быть, в то время, когда глыба с изображением
передвигалась вместе с другими камнями и сталкивалась с ними в потоке
ледохода. Но и то, что уцелело, производит неизгладимо сильное, необычное
впечатление. Взглянув на это удивительное, непохожее ни на что другое произведение
древнего искусства, его уже нельзя забыть. Сколько потребовалось труда и
усилий, чтобы выбить в неподатливом диком камне эти желобки! Может быть, даже
с помощью простой гальки, которая валяется на влажном речном песке?!
|