Сравнивая друг с другом личины,
выбитые в базальте у Сакачи-Аляна и выполненные в мягкой глине вознесеновского
сосуда, можно видеть, как отчетливо перекликаются эти произведения древнейшего
искусства аборигенов Амура.
Сходство между личинами на
сосуде и на петроглифах обнаруживается уже в общей форме в контурах личин. В
Вознесеновке есть не только овальные личины, обобщенно передающие очертания
обыкновенного человеческого лица, но также и сердцевидные, специфические по
своей форме, независимой от человеческого лица.
И принципиально важно, что
совпадение между личинами на сосуде, с одной стороны, и личинами, выбитыми на
петроглифах, — с другой, продолжается дальше в столь же конкретных и
специфических проявлениях на этот раз в области внутреннего оформления личин.
Это относится к такой важной
детали, как глаза. Они показаны здесь в одних случаях правильными кружками, как
на многих личинах из Сакачи-Аляна. В других — фигурами в виде запятых или
рыбок. Рыбки эти на одной личине неолитического сосуда из Вознесеновки
отличаются от рыбок, представленных на личинах наших петроглифов, только тем,
что перевернуты хвостиками вниз.
На той же вознесеновской
личине, где глаза имеют вид рыбок, над ними возвышается двойная скульптурная
дуга в виде распростертых крыльев птицы. Дуга точно такая же, как и на наиболее
распространенных личинах петроглифов. Она вместе с тем служит завершением
сердцевидного овала керамической личины.
Для работы неолитического
художника из Вознесе-новки характерно стремление придать личинам на сосуде
объемную скульптурную форму: у них выпуклые, мягко очерченные носы и такой же
выпуклый рот. Эту тенденцию к скульптурной трактовке формы личин мы можем
наблюдать и на петроглифах. Может быть, даже не случайно и то, что
вознесеновские неолитические личины изготовлены на выпуклой поверхности
сосуда: точно так же мастера петроглифов Сакачи-Аляна намеренно искали для
своих личин выпуклые поверхности и ребра базальтовых глыб!
Столь же любопытна еще одна
характерная особенность керамических личин из Вознесеновки. Каждая из них
подобно сакачи-алянским антропоморфным изображениям при общем сходстве в
деталях не повторяет другую, соседнюю, а имеет собственную индивидуальность,
свой неповторимый в деталях облик. У одной глаза круглые, у другой в виде полуспиралей,
запятых. У одной голова правильной яйцевидной формы, у другой верхушка головы
раздвоена, и вся личина подобно некоторым сакачи-алянским имеет сердцевидные
контуры.
И все на одном и том же
глиняном сосуде. Сосуд этот как будто нарочно вобрал в свое орнаментальное поле
все богатства, все специфические особенности, все вариации личин Сакачи-Аляна.
Как и следовало ожидать,
бережная, «не дыша», расчистка обнажения и дальнейшие раскопки показали, что
сосуд залегал в определенном культурном горизонте, в среднем неолите
стратиграфического разреза вознесеновского поселения.
Поселение этого времени в
Вознесеновке было двойником и современником знаменитого поселения в низовьях
Амура, на острове Сучу. Одно и то же племя в одном и том же периоде строило и
в Вознесеновке и на острове Сучу свои глубокие жилища-полуземлянки, лепило
одинаковые горшки и с одинаковым усердием украшало их этими сложными, четко,
вплоть до математической точности завернутыми завитками спиралей и
скульптурными личинами.
|