Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 19.05.2024, 20:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII - начала XX вв. - 4
Шатровые церкви продолжают строиться и в первой трети XVIII в. До 30-х гг. XX в. сохра­нилась Богоявленская церковь села Знаменско­го чей облик покорил знатоков русской архи­тектуры В Суслова и И. Грабаря, которые пи­сали, что «церковь по своим размерам, строй­ными пропорциями, силуэту и характерным фор­мам представляет собой один из интереснейших памятников русского деревянного зодчества вообще».
Богоявленская церковь построена в 1731 г. на месте сгоревшей деревянной церкви XVIII в. В основе объемной композиции вертикаль храма с крупным двухэтажным четвериком, увенчанным широким восьмериком под строй ным шатром. Четверик сложен из 40 венцов, что примерно соответствует 10—12 м. По дан­ным археологической комиссии, высота всей постройки составляла 18 саженей (т. е. более 30 м), длина 17,5 саженей.
Это был последний из шатровых храмов Ир­кутской области. О строительстве шатровых церквей в более позднее время сведений не име­ется. В конце XIX—начале XX в. к этой форме покрытия вернулись снова, но только при уст­ройстве шатров колоколен.
Анализ древних церковных документов по­казал, что к наиболее древним постройкам кро­ме шатровых и клетских относятся также и ярус­ные, завершенные крещатыми бочками. Как и все остальные древние памятники конца XVII — начала XVIII в., ярусные церкви с этим ориги­нальным покрытием не сохранились.
Наиболее раннее упоминание о строитель­стве  ярусной  церкви, крытой  крещатыми  бочками, находим в 1690 г. В переписных книгах Селенгинского Троицкого монастыря значится церковь «живоначальные Троицы соборная с тра­пезою, деревянная. Олтарь круглой, на церкви осмерик, а на осмерике четыре бочки, железом обитые».
Еще одним источником информации послу­жил известный офорт М. И. Махаева. изобража­ющий Иркутск в середине XVIII в. ь. Слева от сохранившегося каменного собора Богоявления была расположена небольшая деревянная цер­ковь, завершенная крещатыми бочками, с одной главой. Это Владимирская церковь, построенная в 1718 г. на средства, собранные «блаженным» Данилушкой (в 1775 г. перестроена в камен­ную) В отличие от Селенгинской Троицкой церкви и шатровых храмов постройка имела во втором ярусе не восьмерик, а четверик. Второй ярус четверика выполнен глухим, без оконных проемов, что указывает на общность с решением интерьеров шатровых храмов, когда внешние объемы не соответствуют внутреннему исполь­зуемому пространству.
Наиболее известной ярусной постройкой с бо­чечным покрытием является Верхолеиская Бого­явленская церковь 1718 г. (утрачена). Она пред­ставляет собой ярусный храм со стройным восьмериком на четверике, увенчанным двумя яру­сами бочек. С западной стороны развитая тра­пезная, размерами превосходящая в плане раз­меры храма. Летописи отмечают, что «вокруг храма вверху был ход с перилами». В старых описях довольно часто упоминаются ходы и га­лереи, окружавшие церкви, но, к сожалению, ни в одной постройке подобные элементы не со­хранились. Верхолеиская  церковь одна из не­многих, на которых долгое время (до конца XIX я.) сохранялось древнее покрытие бочек 1емехом (они обиты кругом небольшими рез­ными дощечками, расположенными одна над другой). В торцы бочек были вставлены иконы.
В середине XVIII в. в культовой архитектуре произошел перелом, отражающий изменения социально-экономической и церковно-административной ситуации, сложившейся в это время в Восточной Сибири; уменьшение притока насе­ления из России, образование новых администра­тивно-торговых центров, усиление регламентиру­ющих указов строительства, рост торгового ка­питала, изменение социального состава населе­ния с усилением купечества, образование круп­ных торговых монополий и др.
Изменение социального состава населения с концентрацией денежного капитала в руках немногих привело к тому, что основными строи­телями церквей теперь становятся не крестьяне и казаки, а купцы. Влияние заказчика, финанси­рующего строительство, было всегда велико, тем более в Сибири, столь удаленной от столицы.
Важнейшим фактором, оказавшим влияние на архитектуру, явилась прокладка в 60-х гг. XVIII в. столбовой дороги, названной Москов­ским трактом. Движение стало более регуляр­ным, чем по рекам и волокам. Основной приток населения поступал теперь именно по этой доро­ге из средней полосы России !в отличие от XVII в., когда поток шел с Севера). Переселен­цы, уроженцы центральных областей, принесли в Сибирь свою строительную культуру, тради­ции и художественные приемы. Показательно в этом плане то, что архитектурный облик церк­вей этого периода в Иркутской области резко отличается от облика церквей предыдущего. Воз­водимые вновь ярусные церкви с кубоватым покрытием были распространены в средней и южной полосе России и с переселенцами попа­ли на иркутскую землю.
Все это предопределило формирование во второй половине XVIII в. нового художественно­го мышления, которое выразилось в усиленном внимании к декоративному оформлению. Стрем­ление к нарядности, живописности, усложнен­ности форм привело к строительству церквей с пластичным рисунком покрытия.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1952 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>