Своеобразно отметили
нижнеудинские железнодорожники место расстрела рабочих в Нижнеудинске в 1905 г., построив там
церковь. Острая политическая борьба разгорелась вокруг памятника Александру
III в Иркутске. 20 ноября 1900
г. в ленинской «Искре» появилась корреспонденция из
нашего города. Приведем выдержки из нее: «Иркутск. В конце прошлого года
иркутским генерал-губернатором назначен бывший помощник шефа жандармов Пантелеев.
Первый дебют его по управлению краем состоял в том, что он призвал иркутского
городского голову Жарникова и потребовал, чтобы дума постановила ассигновать
известную сумму на постройку памятника Александру III. В заседании думы по
этому поводу никто из гласных, конечно, не дерзнул ничего возразить против
этого предложения... Затем ген.-губ. пригласил к себе всех именитых граждан и
предложил им сделать пожертвование на памятник, а сам ушел в свои комнаты.
Адъютант его подал подписной лист, и «граждане» подписали,— кто тысячные, кто
сотенные суммы. Далее пошла так называемая добровольная подписка, т.е.
начальникам разных учреждений предложено произвести подписку на памятник
среди подчиненных. Недовольство было всеобщим, и Александр III не раз
переворачивался в своем гробу от сыпавшихся на его голову проклятий... Ничто
так не подорвало монархизма среди сибирского населения, как эта история с
памятником. Нужно за это сказать большое спасибо ген. Пантелееву».
24 июня 1903 г. Иркутский комитет
РСДРП издал специальную прокламацию по поводу строительства памятника. 29
августа 1908 г.
во время торжественного открытия памятника царю члены партии и сочувствовавшие
им рабочие собрались на противоположном берегу Ангары, в роще «Звездочка», и
устроили митинг. К этому дню местные социал-демократы издали прокламацию
«Черный праздник». В ней была выражена надежда, что «ни истукан, ни черный
праздник не затмит сознание рабочих...» Полиция произвела в этот день массовые
аресты. Более 60 человек в результате оказались в тюрьме.
Следует отметить также
активизацию, начиная с 80-х гг. XIX в., археологических исследований. В 1871 г. при земляных работах
впервые в России в Иркутске, в Знаменском предместье, была открыта стоянка
людей каменного века «военный госпиталь». Появились общества, в задачи которых
входила охрана памятников прошлого: Иркутская ученая архивная комиссия (1911)
она частично занималась также и обследованием памятников старины; Церковно-историческое
и археологическое общество Иркутской епархии возникло в 1912 г. и должно было
следить за состоянием древних храмов и других церковных реликвий. В десятые
годы XX в. были произведены обмеры ряда старых церквей, И. И. Серебренников
опубликовал брошюры об архитектурных памятниках Иркутской губернии.
В конце XIX -- начале XX
в. в Иркутске сооружено немало ценных в архитектурном отношении построек. В 1858 г. Амурские ворота,
первые в Иркутске, посвященные не царю или губернатору, а важному историческому
событию,— Айгунскому трактату с Китаем, закрепившему Приамурье за Россией. С
конца XVIII в. по 1917 г.
А. Я. Алексеев, А.И. Лосев, Я. A. Кругликов, А. И.
Кузнецов, А. Е. Разгильдеев А. П. Аргюшков, Н. И. Бойков - губернские, городские,
ведомственные архитекторы, люди одаренные и образованные, сумели в далекой провинции
создать образ архитектуры, соединенной с сибирской природой, сомасштабной с
человеком прошлых столетий, волнующей тихим покоем провинциальной торжественности
человека сегодняшнего дня.
И это относится не
только к Иркутску, но и к притрактовым деревням, селам на берегах Лены,
Киренги, Ангары, Чуны. С каким мастерством удавалось губернским архитекторам
включать в ландшафт сел храмы, гражданские и промышленные сооружения! Всего
перед Октябрьской революцией на территории области находилось до 500 церквей,
представлявших собой в подавляющем большинстве интересные, а иногда и уникальные
архитектурные памятники
Сам Иркутск как
градостроительная единица к 1917
г. вполне сложился. Центральная часть его отличалась
высоким художественным уровнем застройки. Общий вид города радовал красотой и
разнообразием: Ангара, причалы, жилая одно- и двухэтажная застройка по
холмистому рельефу, и как ее завершение - вертикали соборов, храмов, костела,
часовен, сформированные в многоплановую силуэтную панораму. Кроме того, и
архитекторами, и непрофессиональными строителями были созданы тысячи
художественно выразительных деревянных домов.
Можно отметить что до 1917 г. в деятельности,
связанной с охраной и использованием памятников, сложились ценные
положительные традиции.
Так, с помощью
общественности определялись места расположения монументов, устраивались
всероссийские конкурсы, в результате чего были получены удачные в
архитектурно-художественном отношении проекты — городской театр, памятник
Александру III; создавались интересные архитектурные комплексы; тщательно
оформлялись здания, имевшие особое политическое или идеологическое значение
(церкви, административные учреждения); появились организации, начавшие
изучение и охрану памятников истории, культуры.
|