Октябрьская революция
резко изменила отношение к различным историко-культурным памятникам. Огромное
значение придавалось памятникам революционной борьбы; были лишены ореола
святости церкви; разрушались памятники царям. Надо сказать, что в первые годы
советском власти местные руководители проявили трезвость в оценке памятников
прошлого. Так, разумно обошлись в 1920 г. с монументом Александру III: сам
«истукан» был сброшен, а постамент, имеющий высокие художественные достоинства,
сохранен. Если бы так же осмотрительно решалась судьба памятников прошлого и в
последующие десятилетия! Правда, до 1930 г. о памятниках заботились. В 1925 г. Иркутский
губисполком обязал все Советы губернии принимать меры по охране памятников
«старины, искусства и природы». По данным Е. Б. Шободоева, в губернии были
поставлены под охрану 52 объекта — комплексы и отдельные памятники. В
Иркутском краеведческом музее возник специальный отдел, который и начал работу
по охране и изучению памятников истории и культуры.
Но затем для реликвий
прошлого нашей страны началось печальное время: «В 1930-е годы общественность
была отстранена от участия в охране памятников. Вопрос об оставлении или сносе
исторических и художественных памятников всецело зависел от административных и
даже хозяйственных органов. Под флагом борьбы с пережитками прошлого
принимались решения о сносе ряда памятников истории и искусства, имеющих
огромное значение».
Не избежала этой участи
и наша область. В 30-х гг. было снесено или до неузнаваемости изуродовано
большинство церквей области. И если в начале XX в. здесь насчитывалось до 500
культовых построек, то теперь мы имеем около 150, г. е. лишь 30% прежнего
Таким образом, было уничтожено огромное художественное богатство! В Иркутске
из 33 церковных вертикалей в городской панораме сохранилось только 6 (остальные
не имеют завершений), но и они при средней нынешней пятиэтажной застройке
потеряли свое градостроительное значение как доминанты.
Такая бездумная борьба с
религией привела к сносу церквей или приспособлению их для самых неожиданных
целей: под склады, птичники, заводы, общежития. Это горе-новаторское
использование повлекло за собой переделки, снос завершений (куполов,
колоколен), устройство многоярусных перекрытий, прорубку окон, заделку старых
проемов - бесконечные искажения и утраты.
Многие памятники
архитектуры потерялись рядом с пристроенными
к ним крупными зданиями. Так, четырех-, пятиэтажные дома построены
почти впритык к Польскому костелу, собору Богоявления, Казанской церкви. И все
же, несмотря ни на что, удалось сохранить в целом историческую сеть улиц,
площадей, кварталов с деревянной застройкой XIX в. В 50-е гг. ведется тактичная
застройка центральных улиц города Карла Маркса, Ленина, Урицкого, окончательно
сформировавшая их сегодняшний облик Выразительность и целостность застроек
обеспечили им статус градостроительных ансамблей.
С 30-х гг. на длительный
срок было ослаблено внимание и к памятникам истории и археологии; даже из
историко-революционных памятников сохранялись только самые известные. В результате
многое погибло, разрушались исторические здания, терялись могилы.
Заключительным аккордом
печальной симфонии, которую можно было бы назвать «борьбой с памятниками
истории и культуры» оказалась кампания по ликвидации понятия «иркутская
усадьба». В начале 60-х гг. в городе были сметены заборы, ворота, калитки,
амбары, сараи. Теперь только по отдельным фрагментам можно воссоздать былую
целостную картину. Добрались и до самих домов: тесовые, металлические шатровые
с башенками и сложным покрытием кровли заменили на шиферные, убрали
декоративные навершия водостоков, воронки. Забили или переделали в окна главные
входы с улицы, зашили досками с цветными витражами арочные галереи прирубов,
заменили обшивку узкими досками под руст (под камень) на «вагонку», срубы
зашили «вагонкой», сорвали резные лобани с окон — вырвали «ниточки» исторической
ткани...
Со второй половины 60-х
гг. намечаются перемены в отношении руководства страны к нашему культурному
наследию. В 1966 г.
создается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, в его деятельность
по всей стране, в том числе и в Иркутской области, вовлекаются широкие слои
общественности. С конца 60-х гг. начинается реставрация архитектурных и исторических
памятников города. Много полезного было сделано архитектором-реставратором Г.
Г. Оранской. При ее активнейшем участии и руководстве, а также при помощи архитекторов
А. А. Ополовникова, Е. Ю. Барановского реставрируются Спасская и Богоявленская
церкви в Иркутске, создается музей декабристов в домах Трубецкого и Волконского
в Иркутске, а также музеи под открытым небом вблизи Иркутска и в Братске. Эти
два историко-этнографических музея дали возможность вывезти из зоны затопления
и спасти десятки интереснейших построек, ознакомить широкие массы трудящихся с
ценнейшим историко-культурным наследством.
|