Связанных с
государственным устройством и общественной жизнью обнаружено только четыре, и
все они расположены в районном центре. И, наконец, крайне мало памятников и памятных
мест, отражающих развитие культуры. Их всего два, по одному в Нижнеудинске и в
районе. Думается, причина здесь не в низком уровне развития культуры в районе,
а в слабой изученности культурного прошлого Нижнеудинска, в формальном подходе
к понятию памятник, о котором говорилось выше.
История Нижнеудинска
восходит к 1648 г.,
когда на правом берегу реки Уды был поставлен небольшой деревянный острог,
получивший название Покровского городка. Памятники истории района отражают
лишь наиболее яркие, заметные вехи его прошлого. Распределяются они во времени
крайне неравномерно. Огромный временной пласт — период феодализма —
представлен всего одним памятником XVIII в. Четыре сохранились с конца XIX в. К
началу XX столетия можно отнести их пять. Ровно половина всех исторических
памятников района — 13 - сформировалась в бурные 1917—1921гг. Всего один приходится
на 20—30-е гг. Более полно отражены памятники, связанные с Великой Отечественной
войной. Их 10. И наконец, всего двумя представлен весь послевоенный период.
Размещение памятников во
времени проясняет картину их общего состояния, выявляет недостаточно
изученные и отраженные в памятниках периоды. Это помогает наметить дальнейшие
направления и пути изучения исторического прошлого района.
Крайне слабо отражена в
памятниках дореволюционная история, особенно XVII - первая половина XIX в.
Необходимо дальнейшее выявление объектов 20 - 30-х гг. нашего столетия. Совершенно
не выражен в памятниках истории сложный, противоречивый период создания коммун
и коллективизации сельского хозяйства.
Статистический анализ
состояния исторических памятников Нижнеудинского района не дает всесторонней и
полной картины. Его необходимо дополнить характеристикой наиболее заметных и
важных из них.
В 60-х it.
XVIII в. заканчивается прокладка Московского тракта Трудно переоценить значение
этого события для Нижнеудинского района. Улучшение сообщения Нижнеудинска с
Европейской Россией способствовало притоку населения, росту города, развитию
торговли и промыслов. В Нижнеудинске возникает почтовая станция и постоялый
двор, а в уезде появляются и развиваются притрактовые села Алзамай, Камышет,
Худоеланская, Шеберта. Участок Московского тракта, сохранившийся в районе
Нижнеудинска, является памятником трудовой деятельности XVIII в. Еще три
памятника этой группы относятся к концу XIX в. и связаны с развитием
промышленного производства. Первенцем промышленности Нижнеудинска стал
пивоваренный завод купца Гальяна. Свою первую продукцию он выдал в 1891 г. В то время это была
небольшая пивоварня с самой примитивной технологией и оборудованием. В настоящее
время он превратился в современное предприятие, но сохранил на своей территории ряд строений, относящихся к первому
десятилетию его истории.
В августе 1898 г. в Нижнеудинск пришел
первый поезд. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали во
многом изменило лицо Нижнеудинска. В городе появился пролетариат. С 1897 г. в Нижнеудинске
началось строительство железнодорожной станции (не сохранилась) и паровозного
депо. Первый корпус депо был построен в 1898 г. и с небольшими переделками сохранился
до наших дней. Также в перестроенном виде дошел до наших дней корпус, где
размещались механизмы подъемочного ремонта, кузница и литейные мастерские, ряд
служебных и хозяйственных построек Локомотивное депо станции Нижнеудинск не
только памятник производственной деятельности, но и место острых классовых
боев. Рабочие-железнодорожники шли в авангарде революционного движения в
Сибири. Уже в 1900 г.
в депо Нижнеудинска работало 1300 человек. С 8 сентября 1899 по апрель 1900 г. здесь работал
слесарем один из соратников В. И. Ленина, член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановский, много сделавший для сплочения
местных рабочих. В 1967 г.
локомотивному депо станции Нижнеудинск было присвоено его имя
|