Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.11.2024, 21:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Богоявленский собор - 1
Автор: Т. А. Крючкова

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕСТАВРАЦИИ ИРКУТСКОГО БОГОЯВЛЕНСКОГО  СОБОРА
Иркутский Богоявленский собор первоначаль­но был деревянным. Поставлен он в 1693 г. за территорией острога, тыловые стены которого в этот год начали заменяться на рубленые, и располагался на месте нынешнего Казанского придела каменного собора. Как он выглядел, мы сейчас можем только предполагать. В «Чертеж­ной книге Сибири», составленной Семеном Ремезовым в конце XVII в., где довольно точно изображен Иркутский острог и Спасская цер­ковь, Богоявленский собор показан довольно схе­матично, но понятно, что он имел вид клетского храма.
Для сибирской культовой архитектуры XVII в. были характерны два основных типа хра­мов. Первый — шатровая церковь, которая обыч­но состояла из трех частей: центральная пред­ставляла собой четырехгранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра, который венчался небольшим куполом лукович­ной формы.
Вторую часть составлял алтарь, при­строенный с восточной стороны, и третью — при­стройка с запада — трапезная. Первой церковью в Иркутске была шатровая Спасская (1672). Другой тип так называемый клетский храм. Он состоял обычно из двух поставленных рядом срубов (или клетей), каждый из которых покрыт двускатной крышей. На крыше более высокого восточного сруба имелся небольшой четверик, покрытый «бочкою», на которой находились од­на или несколько луковичных главок.
Богоявленским собор назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири было обращение в христианскую веру и кре­щение инородцев. Поэтому культу явления бога и крещению придавалось особое значение.
3 августа 1716 г. Богоявленский собор сгорел, став добычей большого пожара, уничтожившего значительную часть острожной стены и посада. Восстанавливать собор решили из кирпича. В 1717 г. сибирский митрополит Феодор (Филофей Лещинский) дает разрешение на сооруже­ние нового храма на месте сгоревшего, и сразу начинается сбор средств, «приношений от добро­хотных дателей».
Комендант Л. Р. Ракитин и его брат Иван подписали 200 рублей на строитель­но собора. На протяжении 1710-х и 1720-х гг. идут постоянно вклады иркутян деньгами и дра­гоценностями. Первым старостой собора был Матвей Гранин, а затем стал его сын Иван, ко­торый на первоначальное строение собора купил в Иркутском Вознесенском монастыре 250 тысяч кирпичей (по 1 руб. 33 коп. за тысячу), 700 бочек извести (30 коп. за бочку) и бутового камня на 40 руб.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2017 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>