Автор: Т. А. Крючкова
ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕСТАВРАЦИИ ИРКУТСКОГО
БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА
Иркутский Богоявленский
собор первоначально был деревянным. Поставлен он в 1693 г. за территорией
острога, тыловые стены которого в этот год начали заменяться на рубленые, и
располагался на месте нынешнего Казанского придела каменного собора. Как он
выглядел, мы сейчас можем только предполагать. В «Чертежной книге Сибири»,
составленной Семеном Ремезовым в конце XVII в., где довольно точно изображен
Иркутский острог и Спасская церковь, Богоявленский собор показан довольно схематично,
но понятно, что он имел вид клетского храма.
Для сибирской культовой
архитектуры XVII в. были характерны два основных типа храмов. Первый —
шатровая церковь, которая обычно состояла из трех частей: центральная представляла
собой четырехгранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде
шатра, который венчался небольшим куполом луковичной формы.
Вторую часть составлял алтарь,
пристроенный с восточной стороны, и третью — пристройка с запада — трапезная.
Первой церковью в Иркутске была шатровая Спасская (1672). Другой тип так
называемый клетский храм. Он состоял обычно из двух поставленных рядом срубов
(или клетей), каждый из которых покрыт двускатной крышей. На крыше более высокого
восточного сруба имелся небольшой четверик, покрытый «бочкою», на которой
находились одна или несколько луковичных главок.
Богоявленским собор
назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири было обращение
в христианскую веру и крещение инородцев. Поэтому культу явления бога и
крещению придавалось особое значение.
3 августа 1716 г. Богоявленский собор
сгорел, став добычей большого пожара, уничтожившего значительную часть
острожной стены и посада. Восстанавливать собор решили из кирпича. В 1717 г. сибирский митрополит
Феодор (Филофей Лещинский) дает разрешение на сооружение нового храма на месте
сгоревшего, и сразу начинается сбор средств, «приношений от доброхотных
дателей».
Комендант Л. Р. Ракитин
и его брат Иван подписали 200 рублей на строительно собора. На протяжении
1710-х и 1720-х гг. идут постоянно вклады иркутян деньгами и драгоценностями.
Первым старостой собора был Матвей Гранин, а затем стал его сын Иван, который
на первоначальное строение собора купил в Иркутском Вознесенском монастыре 250
тысяч кирпичей (по 1 руб. 33 коп. за тысячу), 700 бочек извести (30 коп. за
бочку) и бутового камня на 40 руб.
|