Во-вторых, с северной
стороны Петропавловского придела был пристроен в середине XVIII в. придел Всех
Святых. По логике вещей, его нужно было сохранить, как сохранены приделы Иоанна
Предтечи и Казанский, построенные в то же самое время.
Но в период реставрации,
несмотря на протесты музейных сотрудников, он был разобран. Утверждение
архитектора, что это поздняя пристройка, неубедительно.
В-третьих, непонятно,
почему не восстановлены подвалы. «Обе каменные церкви, и Спасская и
Богоявленская, устроены были на сводах; пустота под сводами предназначалась для
церковных кладовых, и под этими же сводами были устроены печи, которые в
Богоявленском соборе существовали до 1832 г. и представляли несомненно лучшее во
всех отношениях удобство против нынешних, поставленных на поверхности в самом
храме.
При Иннокентии I, по
просьбе Провинциальной канцелярии, в подсводных кладовых Богоявленского собора
помещалась государева казна, вывозимая при караванах из Пекина. А Иннокентий
II и под Спасскою, и Богоявленскою церковью кладовые дозволил отдавать
купечеству для помещения товаров (за неимением каменного гостиного двора), с
платежом в пользу церквей с той и другой кладовой одного рубля в месяц».
Эти подвалы постепенно
засыпались в период деятельности хлебозавода, а во время реставрации их засыпали
окончательно. А ведь они имели значение не только для хозяйственной деятельности.
Циркуляция воздуха под полом просушивала стены, не давала возможность заводиться
грибкам. А сейчас стены постоянно подсасывают влагу, и если заведется грибок —
Богоявленскому собору стоять недолго.
Кроме того, лотки на
крыше, по которым должна сбегать вода, выполнены плохо (вода бежит не по ним, а
под ними), местами их нет вообще. И практически вся крыша сбрасывает воду на
цоколь, выполненный из кирпича и частично из песчаника, который эту воду
вбирает в себя. В Петропавловском и Казанском приделах на стенах постоянно
держится плесень.
Очень плохо выполнены
коммуникации энерго-и теплоснабжения. В октябре 1986 г. уже вышла из строя
теплотрасса, в январе 1987 г.
сгорел электрокабель, и музей вынужден был заменять их.
Так, некачественно
выполненные работы сводят на нет огромные затраты по реставрации памятника.
Только что возрожденный Богоявленский собор плохо себя чувствует и обречен в
будущем на тяжелое существование.
Сколько же лет после
реставрации сможет простоять собор Богоявления, выдержавший бури, землетрясения
и пожары XVIII и XIX вв.?
Первейшая задача
иркутских реставраторов памятников архитектуры — качество реставрации. Нужно
учиться у своих предков, которые во главу угла ставили именно качество работы.
В договорах XVIII и XIX вв. обязательно оговаривалось качество, мастер
обязывался сделать работу с «добрым мастерством», хотя в то время это было
само собой разумеющимся.
|