Приходо-расходная книга
называет нам имя подмастерья каменных дел Василия Гаряева, участвовавшего в
создании Богоявленского собора: «В 27 день августа.» 1728 г. выдано подмастерью
каменного дела Василью Гаряеву 15 руб. ... июля 16 числа 1731 г. Василий Гаряев
подрядился... робить на алтаре четыре перемычки с четырех сторон ради
утверждения шеи и главы, а та шея вывести выше кровли на аршин а рядил за работу
10 рублей из готового товару».
Скорее всего, Василий
Гаряев возглавлял артель каменщиков, строивших собор Богоявления. Известный
исследователь культуры Сибири А. Н. Копылов отметил, что до 80-х гг. XVIII в.,
когда в Сибири (Тобольске и Иркутске) появились первые архитекторы,
зодчие-практики «каменных дел подмастерья» или «уставщики церковного каменного
строения») выполняли функции и архитектора, и прораба-строителя.
Обычно артель, которую
возглавлял «уставщик» или «каменных дел подмастерье», брала за образец
какую-либо существующую церковь, а в процессе строительства вносились
частичные изменения, дополнения в соответствии с пожеланиями заказчиков и в
меру художественного чутья и мастерства строителей.
Прямым предшественником
Иркутского Богоявленского собора исследователь архитектуры
B. В. Скопин считает
Троицкий собор (1703) в г. Верхотурье Тюменской области. Внешний вид его,
характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений,
элементы (пятиглавое завершение восьмерика, шатровая колокольня, обрамление
оконных проемов) повторяются в иркутском памятнике.
«Троицкий собор принадлежит
к памятникам строгановской школы. Он построен артелью каменщиков из главного в
то время центра уральских владений Строгановых — города Усолья». География применения
творческих сил этих мастеров обширна. Архитектурные формы и детали Троицкого собора
повторяются потом в более поздних постройках городов Усолья (Пермская обл.),
Соликамска, Великого Устюга 14 и в Восточной Сибири.
Среди строителей
Верхотурского Троицкого собора мы встречаем имя Василия Гаряева. Он
приехал в Иркутск не один.
В древнерусской практике было распространено ездить выполнять заказы
артелями - сложившимися творческими группами.
Прибыл сюда и изразечник. Почти один в один
повторены в Иркутске фриз четверика Верхотурского Троицкого собора, состоящий
из изразцов-розеток, вставленных в ширинки ритмически чередующихся кронштейнов,
и декоративные пояса сандриков окон и порталов. Форма румпы иркутских изразцов
с высокими краями встречается только в изделиях Соликамского производства.
Видимо, каменные работы
в 1731 г.
шли уже к концу, в августе яренчане Дмитрий и Андрей Тучнолобовы взяли подряд:
«покрыть на алтаре Богоявленской церкви кровлю двойным тесом, добрым
мастерством безохульно, а за работу рядили 20 рублей».
|