Между 1735 и 1738 гг.
был сделан рисунок собора художником Люрсениусом (участником экспедиции
историка Г. Ф. Миллера), нарисовавшим «Вид города Иркутска». Гравюра, выполненная
по его рисунку, хранится в Иркутском художественном музее.
Небольшой размер
гравюры, где изображена довольно широкая панорама, города, не дал возможности
художнику детально представить архитектуру собора, но основные объемы он
передает довольно точно. На гравюре мы видим Богоявленский собор в законченном
виде с колокольней, пятиглавием и крестами на куполе.
На сооружение двух
первых каменных зданий в Иркутске - Приказной палаты (1701 —1704) и Спасской
церкви (1706—1710)—ушлопо четыре года, а строительство и оформление внутреннего
убранства Богоявленского собора растянулось на 28 лет.
Нам кажется, тут действовал
целый комплекс причин. Задуманное грандиозное по тем временам сооружение для
Иркутска (вместимость только одного Петропавловского придела была почти такая
же, как всей Спасской церкви, стоявшей тогда еще без колокольни) требовало напряжения
всех художественных сил города и твердой хозяйственной руки личности,
заинтересованной в строительстве.
Видимо, здесь сыграла
роль смерть в 1731 г.
первого епископа Иркутской епархии Иннокентия Кульчицкого, который усердно
заботился о постройке собора: основные каменные работы при нем были закончены.
Его преемник Иннокентий 2-й Нерунович. возглавлявший Иркутскую епархию с 1732
по 1746 г.,
в 1734 г.
«при пересмотре дела о постройке неоконченного... каменного холодного в
Иркутске Богоявленского собора... усмотрел, что некоторые церковные старосты
злоупотребили достоянием церкви».
Он отлучил от церкви
бывшего старосту Ивана Гранина, который 15 лет назад недоплатил якобы в Вознесенский
монастырь за купленный там кирпич, известь и бутовый камень 149 руб. Нам сейчас
без детального исследования трудно решить, кто был прав в той ситуации, но
скандальная история не пошла на пользу строительства Богоявленского собора.
Вспыльчивость и неуравновешенность
Иннокентия Неруновича сыграли не лучшую роль и в истории строительства каменной
Вознесенской церкви в Иркутском Вознесенском монастыре. В 1739 г., приехав в монастырь
в плохом расположении духа, он отстраняет мастеров Василия Галышева и Якова Вылымова
от уже начатых работ.
Когда мастера стали
оправдываться, что основание церкви сделано ими по указанию настоятеля
монастыря, с которым заключен контракт, в точности ими выполняемый, Иннокентий
приказывает заковать их в кандалы и держать под караулом.
Дело остановилось.
Возобновили строительство церкви только через 10 лет после смерти Иннокентия Неруновича.
|